Организация среды ДОУ для детского экспериментирования
статья по конструированию, ручному труду на тему
В работе рассматриваются основные принципы и содержание работы воспитателя по организации среды ДОУ для детского экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sredy_dou_dlya_detskogo_eksperimentirovaniya.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация среды ДОУ для детского экспериментирования.
Подготовила:
воспитатель МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми
Шестакова Людмила Александровна
Дошкольное детство - старт развития личности, во многом определяющей жизненный путь человека. Это период формирования универсальных способностей, без которых не может состояться человек. Цель развивающего образования состоит в том, чтобы человек научился развиваться сам, стал субъектом собственного развития. На сегодняшний день это является ведущей педагогической идеей. Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Своеобразие исследовательской деятельности заключается в том, что исследование предполагает получение ответа на вопрос: Почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Эта тема актуальна по ряду причин:
1. Ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что человеку кажется наиболее значимым представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
2. Всё возрастающая динамичность экономических социальных отношений требует поиска новых, нестандартных решений в самых разных ситуациях. Нестандартность решений и действий основывается на оригинальности мышления, что является следствием роста ребенка как личности и его своевременной, а лучше ранней самореализацией.
Поэтому еще на дошкольной ступени образования необходимо создать оптимальные условия, которые способствуют становлению и развитию у ребенка способности к самореализации, к саморазвитию, к активному взаимодействию с миром.
Детское любопытство к более глубокому стремлению проникнуть в природу вещей, а далее - к истинно-исследовательскому интересу, который характеризуется целенаправленной, познавательной деятельностью - таков путь развития ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Огромное значение в развитии личности ребенка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого
Детское экспериментирование развивает у дошкольников познавательно-поисковую активность.
Понятие «Активность» чаще раскрывается через понятие «Деятельность», «Деятельность» через «Активность». Личность формируется и развивается в процессе деятельности.
Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности.
Источником познавательной активности является потребность личности в приобретении и углублении знаний, потребность в самовыражении, в самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к активности. Удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе. Отсюда необходимость создания определенных условий побуждающих к познавательной активности.
С целью создания оптимальных условий для развития познавательной активности детей путем экспериментирования в группе создается предметно-развивающая среда - уголок экспериментирования, которая построена на принципах безопасности для жизни и здоровья детей, доступности, новизны.
Критерии содержания мини-лабораторий
• Открытость, доступность детям;
• Популярность, степень использования детьми;
• Эстетичность материала;
• Участие родителей;
• Наличие приборов - помощников (увеличительные стекла, весы, часы песочные, компасы, магниты, лупы);
• Наличие картотеки, схем проведения опыта;
• Наличие спецодежды для детей (халаты, фартуки, полотенца);
• Наличие демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности;
• Система расположения материала по разделам (в соответствии с возрастом детей)
Книга Лукич.М.В. «Детям о природе» содержит практические советы, как организовать наблюдения на прогулке. Материал распределен по возрастам от раннего возраста до старшего.
Мл.группа: свойства игрушек, вода, песок, глина, тяжелые и легкие предметы, снег и его свойства, лед.
Ср.группа: почва, иней, лед.
Ст.группа: почва, снег, лед, иней.
Подготовительная группа: радуга, воздух, ветер, туман, состав почвы.
В младших и средних группах по программе «Развитие» обязательным является раздел «Развитие представлений об окружающем мире о себе».
Темы: «Вода и ее свойства», «Свойства воздуха», «Свойства магнита» К концу средней группы дети могут рассказать о свойствах воды, воздуха, песка, магнита; могут проводить эксперименты с объектами, способны сформулировать их словами. Можно добавить тему «Ознакомление со свойствами тканей» (Гербова В.В. «Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет) Данные занятия необходимо дополнять проблемными ситуациями, поисковыми вопросами типа: «Годится ли ситец для пошива верхней одежды? Почему? Подберите ткань для пошива верхней одежды, объясните свой выбор»
В старшей и подготовительной группах нет занятий по «Развитию представлений об окружающем мире», но в «Сборнике документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений» от 1996 года есть раздел «Развитие элементарных, естественно-научных представлений», где поясняется, что «педагоги должны обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями».
1. Знакомят детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и другие (песок, снег, вода, тесто)
2. Знакомят с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление (бег наперегонки, запуск заводных игрушек, наблюдение за движением транспорта)
3. Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное земное притяжение, электричество, отражение и преломление света; организуют экспериментирование с магнитом, лупой, биноклем, микроскопом; взвешиванием легких и тяжелых предметов.
Исходя из требований «стандартов» воспитатель составляет перспективный план, выбирает тему, подбирает художественную литературу, составляет схему проведения и организации опыта:
1. Название, возраст
2. Цель
3. Материал
4. Процесс (или порядок проведения опыта)
5. Итог, результат
6. Почему? (короткая понятная детям объяснение причин происходящего)
Опыт - это наблюдение в специально организованных условиях с заранее ожидаемым результатом (демонстрация уже известной закономерности) «Снег растаял»
Эксперимент - это наблюдение в специально организованных условиях с прогнозируемым результатом (элемент неизвестности) «Что будет, если я сейчас это сделаю?»
Почему мы пользовались этим документом? В этом документе представлена система критериев оценки деятельности дошкольного учреждения, и отмечено, что «до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования указанные критерии являются основой временных (примерных) требований, которым должно соответствовать дошкольное образовательное учреждение для прохождения им аттестации»
Этот документ не противоречит ФГТ к образовательной программе 2011 года:
1 Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей 2.Образовательная область «Коммуникации»
• Развитие свободного общение со взрослым и детьми . Развитие устной речи детей
3.Образовательная область «Безопасность»
• Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (правила безопасного поведения)
1. «Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук»: Материалы первой международной очно-заочной конференции. Пермь 2011 год.
2. Лукич М.В. «Детям о природе»
3. Поддьяков «Умственное воспитание дошкольников»
4. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи детей 4-6 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина ...
Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования и оборудование
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Педагогический проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды для организации детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Мини-лаборатория Нолика
Создание центра экспериментирования в группах детского сада для организации исследовательской деятельности, направленной на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
Консультация для педагогов «Организация среды в МАДОУ для детского экспериментирования»
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещ...
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Аналитическая справка по теме «Организация образовательного пространства для детского экспериментирования»
Дается пояснение по наличию следующих критериев РППС: перечень оборудования, приборов для организации опытно-экспериментальной деятельности; материалы для экспериментирования; наличие в группе материа...