перспективное планирование игр со строительным материалом
методическая разработка (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме
Пояснительная записка
Основные задачи воспитателя на занятиях, посвященных работе со строительным материалом, следующие:
- продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр – столбик, труба);
- учить способам конструирования – прикладываю, накладываю;
- побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки;
- формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
Дети от 1 года до 1 г. 6 мес. должны уметь:
- накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на кубик;
- выстраивать в ряд одинаковые кирпичики на плоскости.
Дети от 1 г. 6 мес. до 2 лет должны уметь:
- ставить вертикально в ряд кирпичики, вначале на длинное ребро, а затем на короткое;
- используя кубик и кирпичик, делать по показу простейшие постройки, делать перекрытие на устойчивой основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_so_stroitelnym_materialom.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Пояснительная записка
Основные задачи воспитателя на занятиях, посвященных работе со строительным материалом, следующие:
- продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр – столбик, труба);
- учить способам конструирования – прикладываю, накладываю;
- побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки;
- формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
Дети от 1 года до 1 г. 6 мес. должны уметь:
- накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на кубик;
- выстраивать в ряд одинаковые кирпичики на плоскости.
Дети от 1 г. 6 мес. до 2 лет должны уметь:
- ставить вертикально в ряд кирпичики, вначале на длинное ребро, а затем на короткое;
- используя кубик и кирпичик, делать по показу простейшие постройки, делать перекрытие на устойчивой основе.
СЕНТЯБРЬ
Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Учить сосредоточенно играть, накладывать на кубик, понимать слова « возьми», « сделай», « поставь», « дом», « посади кошку ( птичку) на домик; повторять звукоподражания. Продолжать детей знакомить с кубиком, побуждать детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. | « Домик для петушка» (5. 1с.176). « Домик для собачки» ( 5.1с. 176). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. «Дом из кубиков одного размера и цвета» (5.2с 11). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Самостоятельная деятельность. « Стульчик для Кати» ( 5. 1с.177). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. | Настольный или напольный строительный материал (кубики и кирпичики), игрушка «Петушок», «Собачка». Четыре кубика одинаковой величины и одного цвета; игрушка для обыгрывания. Кубики и куклы одинакового размера по количеству детей |
ОКТЯБРЬ
Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик; понимать слова « кубик», « кирпичик» и различать их по внешнему виду; произносить звукоподражания. Учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ». Продолжать знакомить детей со строительным материалом – кубик, побуждать детей называть синий цвет и действовать по сигналу. Совершенствовать навык детей в постройке башни из трех кубиков, побуждать детей называть желтый цвет. | «Машина» ( 5. 2с.17). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Самостоятельная деятельность «Постройка дорожки из кирпичиков одного цвета» ( 5.2с. 14). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Самостоятельная деятельность 4. Стимуляция активной речи детей. « Башня из двух кубиков синего цвета» ( 5.1с.178). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2.Выполнение постройки. 3. Обыгрывание постройки. « Башня из трех кубиков желтого цвета» ( 5.1с. 178). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. | 2 кубика, 2 кирпичика, маленькая игрушка. Одноцветные кирпичики, куколка для обыгрывания. Кубики одинакового размера, синего цвета по количеству детей. Кубики одинакового размера, желтого цвета по количеству детей. |
НОЯБРЬ
Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Организация среды | |
Учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ». Ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания. Учить накладывать кирпичик плашмя на кубик; понимать слово» стол». Познакомить детей с новой строительной деталью – кирпичик, способствовать узнаванию и называнию зеленого цвета. | «Загородка из кирпичиков» (5.2с 15). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент, 2. Показ действий. 3. Совместные действия. « Забор из кирпичиков» ( 5.2с.15). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Оказание детям дифференцированной помощи. 4. Обыгрывание постройки. « Стол» (5. 2с. 18). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Совместные действия. « Башня из четырех кубиков зеленого цвета» ( 5.1с. 178). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. | Кирпичики двух цветов ( красные и желтые), куколки для обыгрывания. Одноцветные кирпичики, животные – кошка, котенок, курочка, цыпленок. Два кубика, два кирпичика, маленькая тарелочка, маленькая куколка. Кубики одинакового размера, зеленого цвета по количеству детей. |
ДЕКАБРЬ
Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Учить детей накладыванию кирпичика плашмя на кубик; играть с постройкой, закрепить понимание слова «стол». Научить прикладывать кирпичик к боковой стороне кубика вертикально; понимать слово «стул», играть с постройкой. Учить одновременно, строить стол и стул; играть с постройкой; внимательно слушать взрослого. Учить вертикально, прикладывать кирпичик к кирпичику, лежащему плашмя (широкой гранью); играть с постройкой; произносить звукоподражания. | «Постройка стола» ( 5. 3с.143), (5. 2с. 18). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки «Стул» ( 5.3с. 143), (6.2с. 18). Методические приемы: 1. Создание необходимой ситуации. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3.Оказание детям дифференцированной помощи. 4. Обыгрывание постройки. « Стол и стул» ( 5.2с. 19). Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Показ действий. 3. Обыгрывание постройки. « Диван» ( 5. 2с. 19). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. | Кубики, кирпичики куклы и чашки для игры. Кубики, кирпичики куклы для игры. Четыре кирпичика; четыре, четыре кубика, две куклы, две чашки. Четыре кирпичика, маленькая куколка. |
ЯНВАРЬ
Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Учить прикладывать одновременно два кирпичика к третьему, лежащему плашмя, с двух сторон. Научить детей делать перекрытие на устойчивой основе, кладя кирпичики на углы двух опорных раздвинутых кубиков, закрепить усвоенное в быту слово «скамейка». Продолжать знакомить детей со строительным материалом – кубик, побуждать детей называть синий цвет и действовать по сигналу. Совершенствовать навык детей в постройке башни из трех кубиков, побуждать детей называть желтый цвет. | « Кроватка» ( 5. 2с. 19). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент, 2. Показ действий. 3. Обыгрывание постройки. «Постройка скамейки» ( 5. 3с.142), (6. 2с.16). Методические приемы: 1. Показ последовательных действий. 2.Смостоятельная деятельность детей. 3. Дифференцируемая помощь. « Башня из двух кубиков синего цвета» ( 5.1с.178). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Показание детям дифференцированной помощи. 4. Обыгрывание постройки. « Башня из трех кубиков желтого цвета» ( 5.1с. 178). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Показание детям дифференцированной помощи. 4. Обыгрывание постройки. | Шесть кирпичиков, маленькие игрушки. Четыре кубика, два кирпичика, маленький мишка, матрешка. Кубики одинакового размера, синего цвета по количеству детей. Кубики одинакового размера и желтого цвета по количеству детей. |
ФЕВРАЛЬ
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Учить сосредоточенно, играть, накладывать на кубик, понимать слова « возьми», « сделай», « поставь», « дом», « посади кошку (птичку) на домик; повторять звукоподражания. Учить детей простейшим перекрытиям, формировать аккуратность в процессе работы по образцу. Учить прикладывать одновременно два кирпичика к третьему, лежащему плашмя, с дух сторон. Закрепить у детей навык постройки башенки из кирпичиков без образца, побуждать узнавать и называть «красный» цвет. | «Дом из кубиков одного размера и цвета» (5.2с 11) Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. «Скамеечка для матрешек» ( 5.1с. 190) Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Оказание детям дифференцированной помощи. 4. Стимуляция активной речи. « Кроватка» ( 5. 2с. 19). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки. 3. Обыгрывание постройки. «Башня из четырех кирпичиков красного цвета» ( 5.1с. 179). Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Показ действий. 3. Обыгрывание постройки. 4. Самостоятельная деятельность. | Четыре кубика одинаковой величины и одного цвета; игрушка для обыгрывания Пластины, кубики, игрушки по количеству детей. Шесть кирпичиков, маленькие игрушки. Кирпичики одинакового размера и красного цвета. |
МАРТ
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова «кирпичик», произношение звукоподражания «топ-топ». Ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания. Устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик; понимать слова « кубик», « кирпичик» и различать их по внешнему виду; произносить звукоподражания. Учить делать перекрытие на устойчивой основе, кладя кирпичик на углы двух раздвинутых опорных кубиков; понимать слово « мост». | «Дорожка из кирпичиков двух цветов» ( 5.2с 15). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки. 3. Самостоятельная деятельность. « Загородка из кирпичиков» ( 5.2с.15.) Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки «Машина» (5. 2с.17). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Самостоятельная деятельность « Мост» (5. 2с. 18). Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Выполнение постройки. 3. Самостоятельная деятельность детей | Кирпичики двух цветов ( красные и желтые), куколки для обыгрывания.
Одноцветные кирпичики, животные – кошка. Котенок. Курочка, цыпленок. 2 кубика, 2 кирпичика, маленькая игрушка. Кубики, кирпичики, маленький зайчик. |
АПРЕЛЬ
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Учить сосредоточенно, играть, накладывать на кубик, понимать слова « возьми», « сделай», « поставь», « дом», « посади кошку ( птичку) на домик; повторять звукоподражания. кубиком, побуждать детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. Учить ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания. Ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на короткое ребро; играть с постройкой. | «Дом из кубиков одного размера и цвета» (5.2с 11). Методические приемы: 1. Сюрпризный момент. 2. Показ действий. 3. Стимуляция активной деятельности. « Стульчик для Кати» ( 5. 1с.177) Методические приемы: 1. Создание необходимой ситуации. 2. Показ действий. 3. Самостоятельная деятельность детей. « Загородка из кирпичиков» ( 5.2с.15) Методические приемы: 1.Игровая ситуация. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Показание детям дифференцированной помощи. 4. Обыгрывание постройки. « Забор из кирпичиков» ( 5. 2с.15) Методические приемы: 1.Создать игровую ситуацию. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Оказание детям дифференцированной помощи | Четыре кубика одинаковой величины и одного цвета; игрушка для обыгрывания. Кубики и куклы одинакового размера по количеству детей Одноцветные кирпичики, животные - кошка, котенок, курочка, цыпленок. Одноцветные кирпичики, маленькая игрушечная собачка. |
Май
Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Организация среды |
Учить делать перекрытие на устойчивой основе, кладя кирпичик на углы двух раздвинутых опорных кубиков; понимать слово « мост». Учить одновременно, строить стол и стул; играть с постройкой; внимательно слушать взрослого. Научить строить ворота, кладя третий кирпичик на края двух опорных кирпичиков, поставленных вертикально. Учить делать наклонную плоскость, играть постройкой, понимать слово» горка», « кубик», « кирпичик». | « Мост» (5. 2с. 18). Методические приемы: 1.Создать игровую ситуацию. 2. Выполнение постройки совместно с ребятами. 3.Обыгрывание постройки. 4. Художественное слово. 5. Стимуляция активной речи. « Стол и стул» ( 5. 2с. 19). Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Показ действий. 3. Обыгрывание постройки. « Ворота» ( 5.2с 19). Методические приемы: 1. Игровая ситуация. 2. Показ последовательных действий. 3. Стимуляция активной речи. « Горка» (5. 2с.16). Методические приемы: 1.Сюрпризный момент. 2. Выполнение постройки взрослым с объяснением приемов конструирования. 3. Обыгрывание постройки. | Кубики, кирпичики, маленький зайчик. Четыре кирпичика. Четыре кубика, две куколки, две чашки. Шесть кирпичиков, маленькие шары. Два кубика, два кирпичика, куколки для обыгрывания. |
Список литературы.
Игры-занятия со строительным материалом.
1. Н. А. Карпухина. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. -Воронеж. 2007
2. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Творю. Строю. Мастерю. – Санкт – Петербург 2004
3. Под редакцией С. Л. Новоселовой. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М. ,1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой группе раннего возраста (1,5-2 года)...
Перспективное планирование ИГР – ЗАНЯТИЙ со строительным материалом (по Куцаковой Л.В ) в группе детей от 2 до 3 лет
Перспективное планирование ИГР – ЗАНЯТИЙ со строительным материалом (по Куцаковой Л.В ) в группе детей от 2 до 3 лет...
Перспективный план занятий со строительным материалом для первой группы раннего возраста на 2016-2017 уч.год
Перспективное планирование занятий со строительным материалом для первой группы раннего возраста на 2016-2017 уч.год...
Перспективное планирование образовательного процесса НОД игры со строительным материалом
Перспективное планирование образовательного процесса...
Перспективное планирование игр - занятий со строительным материалом в первой младшей группе
Учить детей элементарным способам конструирования из строительного материала, научить различать детали и их называть....
перспективное планирование в группе раннего возраста "Со строительным материалом" на летний период
планирование...
Перспективное планирование конструирования из строительного материала в средней группе.
За основу перспективного планирования взята книга Литвиновой О.Э. "Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста"....