Развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
В данном материале описаны различные техники работы с бумагой, а также система занятий на год для старшей группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой | 433.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой.
Бумага – один из самых простых и легко обрабатываемых материалов. Детей привлекает доступность бумаги, ее простота обработки, они с легкостью овладевают техникой и способами манипуляций с бумагой (складывание, сгибание, склеивание, надрезание). Ребенок открывает для себя волшебный мир листа бумаги, узнавая свойства бумаги, учиться общаться с ней.
Значение работы дошкольников с бумагой огромно, особенное в плане умственного и эстетического развития ребенка. «Видеть» материал, фантазировать, создавать интересные образы и композиции - все это не всегда развито у детей. Процесс развития ребенка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М.Монтеня, ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри».
При работе с бумагой у дошкольников совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, формируются умения и навыки. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Дети сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания.
Приобщение детей к художественно-творческой деятельности происходит постепенно от простого к сложному, от частного к общему, от игры к обучению, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Техники работы с бумагой.
Сминание (мятая бумага) - Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка или облака и наклеить его на основу. Старшие дошкольники могут самостоятельно и осмысленно создавать необходимые им для поделки определенные формы.
Обрывание - от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить, накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову кошки. У них неровные края, поэтому кошка выглядит мохнатым. Из длинных полосок синего цвета получаются морские волны с пеной. (Одностороннюю цветную бумагу держать в руках синей стороной вверх, отрывать полоски по направлению «к себе»). В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу.
Скатывание бумаги (комочки) - сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка, комочки для гусенички) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек приклеивается на основу.
Скручивание – желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросная, салфетки, гофрированная). Бумажную полоску скручивают посередине (бантик, бабочка) или скручивают жгутиком. Такие жгутики можно скрутить в кружок (розочка, крона дерева и т.д.)
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Бумагу для работы нарезают на кусочки или обрывают. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги.
Витая спиралька – тонкую полоску бумаги накручивают на кисточку или карандаш, затем снимают, стараясь не раскручивать полоску. Один край полоски намазывается клеем и приклеивается на основу, второй конец остается свободным. Это придает объем изображению (крона березы).
Петельки – полоску бумаги склеивают, нанося клей на один кончик полоски и сверху накрывая вторым кончиком. Середина полоски остается не склеенной. Из петелек можно сделать цветы, крылья птицы и многое другое.
Пушистый шарик – вырезают несколько кругов одинакового диаметра. Круги наклеивают один на другой, намазывая клеем только середину круга. Затем делают надрезы по кругу и приподнимают слои бумаги, «распушают». Можно использовать для изображения цветов, животных и т.п.
Система занятий по работе с бумагой для старшей группы
Сентябрь
1-2 – адаптационный период. Вспоминаем способы работы с бумагой: сминание, обрывание, скручивание и т.д.
2-3 – коллективная работа «Вспоминая лето». (Использование разнообразных техник: сминание, обрывание, скручивание).
Октябрь
- Создание фона для аппликации «Осень» (техника обрывания).
- «Астры» (техника: петельки).
- «Хризантемы» (техника: петельки).
- «Осенний букет» (техники: обрывание, петельки, скручивание, сминание).
Ноябрь
- «Осенний день» (техника: «витая спиралька» из полоски бумаги).
- «Птица» (техника: «витая спиралька», сминание).
- «Аквариум» (техника: «витая спиралька», сминание, скручивание).
- «Зимний лес» (техника: аппликация, петелька).
Декабрь
- «В лесу родилась елочка» (техника: игрушки из конуса, петельки).
- «Дед Мороз» (техника: витая спиралька, игрушки из конуса).
- «Приглашение на праздник» (техника: петельки, оригами).
- «Елочные игрушки», «Фонарики» (объемное конструирование, техники: оригами, петельки и др.)
Январь
- «Снегири» (объемное конструирование)
- «Сказочная птица» (объемное конструирование, техники: петельки, витая спиралька).
- Знакомство детей с техникой «пушистый шарик». «Белка».
Февраль
- Композиция по сказке К.И.Чуковского «Путаница» (аппликация, техники: «пушистый шарик», «витая спиралька», мозаика).
- «Снеговик» (объемное конструирование, техники: «пушистый шарик», аппликация).
- Знакомство детей с созданием игрушек из бумаги и бросового материала.
- «Самолет» (использование бросового материала)
Март
- Коллективная работа «Цветы для мамы» (техники: оригами, петельки, «пушистый шарик», обрывание, закручивание по спирали).
3. «Одуванчик» (техника: «пушистый шарик»)
- Знакомство детей со складыванием бумаги в «кулек». «Шишки»
Апрель
1-2. Коллективная работа «Эта неизвестная планета» (техники: оригами, обрывание, витая спиралька, сминание, петельки, конусы).
3. «Кувшинка» (техника: складывание бумаги в «кулек»).
4. «Мышка», «Петушок» - по выбору детей (техники: игрушки из конуса, петельки, витая спиралька).
Май
- «Тюльпан» (техника: оригами)
- «Деревья» (техника: оригами)
- «Дома» (техника: оригами)
- Коллективная работа «Городской пейзаж» (техника: оригами, витая спиралька)
Коллективная работа «Букет для мамы» (техника «скручивание», «сминание»)
«Катерок» (техника «скручивание», оригами)
«Ветка ели» (техника «петелька», «кулек»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги"
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей по средствам конструирования из бумаги"
Мастер-класс для родителей и педагогов...
Мастер-класс для педагогов: Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования из бумаги
мастер класс для педагогов...
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги»
Консультация для воспитателей...
ДОКЛАД НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБОБЩЁННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе реализации задач по художественно- эстетическому развитию, с применением нетрадиционных методов рисования»
Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. Деятельность по изобр...
"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"
Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...