Самоанализ работы по теме : «Создание условий для развития творческих способностей детей в процессе конструирования»
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы по теме: «Создание условий для развития творческих способностей детей в процессе конструирования»
В связи стремительно происходящими изменениями в социально – экономической и технологических областях жизни нашего общества, многократно возрастает роль образования, как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности.
Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.
Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
В начале учебного года, изучив особенности детей второй младшей группы №19, мы, педагоги выявили, что большая часть детей имеет нарушения речевого развития, что влечет за собой отклонения не только речевых, но и в двигательных и психических сферах. Размышляя над вопросами: как развить творческие способности детей нашей группы, мы поняли, что нужен особый подход и это – конструирование. Ведь, педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста – это мощное средство умственного развития: развивает способности ребёнка, его творческие умения.
В связи с этим нами была разработана Программа дополнительного образования работы по конструированию с детьми младшего дошкольного возраста «Город мастеров». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Итогом реализации программы явится отчётный фотоальбом «Наш город мастеров».
Предметно-пространственная развивающая среда в группе дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свои замыслы. В группе был создан «Центр конструирования», где размещён необходимый строительный материал (различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые и капроновые кубики, деревянные наборы, лего и конструкторы) и дополнительный материал (машинки, елочки, деревья, клумбы, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые развивают фантазию детей). Для использования другой техники конструирования в нижних отделах шкафа в свободном доступе для детей мы разместили разноцветные бумажные салфетки, цветную бумагу, картон, пластилин и природный материал. На верхней полке ребёнок может поместить свою работу.
Уголок расположен у окна, в стороне от постоянного движения детей и взрослых, хорошо освещён, занимает не много пространства, достаточно мобилен.
Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе.
На мольбертах мы демонстрируем наглядный материал, а дети могут нарисовать, например, здания, машины, мосты, а затем использовать свои рисунки как образцы для конструирования.
Мы продумали формы организации занятий, подобрали такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться конструировать и мастерить.
Наши занятия проходят раскованно и не заорганизованно.
Часто мы используем музыку. Спокойные, ненавязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.
В начале занятий мы проводим пальчиковую гимнастику; в ходе занятий, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутку.
Ребята в процессе работы могут не усаживаться на стулья, а заняться строительством стоя, отойти от своего рабочего места, самостоятельно взять недостающий материал, подойти к столу товарища, уточнить у него что-то, перенять то или иное конструктивное решение.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми — это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно – ориентированный поход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы мы стараемся не навязывать своего мнения детям, а подводим каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
При вовлечении детей к процессу конструирования на занятиях и вне их мы стараемся не увлекаться многословием, ведь обилие лишних фраз мешает детям понять главное. Больше времени уделяем объяснению показу и практической части занятия, где действуя с предметами, рассуждая, размышляя при ребятах вслух, тем самым мы побуждаем их тоже «думать вслух», т. е. мастерить и проговаривать действия.
Особое внимание уделяли индивидуальной работе с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, так как дети имеют разные умения и способности.
Работы детей обязательно анализируем, учитывая возраст и возможности детей, где подчеркиваются достоинства постройки, ребенку предлагается рассказать об отдельных частях сооружения. Хорошо зарекомендовал себя игровой прием, при котором анализ делается от лица игрушки. Тогда и критика не обижает, а воспитывает (если, например, ребенок шалил на занятии и его постройка не удалась по этой причине).
Детские работы используем в играх, занятиях или как подарки друзьям, взрослым и т. д.
Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат, способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.
Дети конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Для нас важной задачей является управление этой игрой, грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Важным моментом художественного развития детей является согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были.
В работе с родителями мы преследуем следующие задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Наши принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательный стиль общения с родителями. - Индивидуальный подход. - Сотрудничество, а не настойчивость.
В течение года:
- Родители воспитанников были ознакомлены с Программой дополнительного образования «Город мастеров».
- В уголке для родителей были размещены консультаций для родителей: «Конструирование в жизни ребёнка», «Первые шаги в работе с бумагой», «Как воспитать творческую личность».
- Родители воспитанников приняли активное участие в создании условий в группе, приобрели для уголка новый ковёр и контейнеры.
- Многие родители наших воспитанников увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Эти родители постоянно участвуют в творческих тематических выставках и конкурсах, организуемых детским садом.
- В конце мая планируется создание совместного альбома детей и взрослых «Наш город мастеров» с использованием рассказов, рисунков, фотографий, аппликационных работ из различных материалов.
Созданию условий в группе по конструированию активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе.
К концу учебного года большинство детей нашей группы:
- Знают, называют, используют детали строительного материала.
- Умеют располагать кирпичики, пластины вертикально.
- Изменяют постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Различают части постройки по величине (большая — маленькая, длинная короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги"
Консультация для воспитателей...
Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »
Справка по итогам тематической проверки«Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...
Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»
Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...
Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги»
Консультация для воспитателей...