Кружковая работа с детьми средней группы детского сада
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Направления работы с детьми:
- Восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие слухового восприятия
- Развитие тактильной чувствительности
- Кинестетическое и кинетическое развитие
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие ориентировке в пространстве, понятие формы, величины
- Развитие коммуникативных навыков у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
“Вы хотите, чтобы ваши дети были способными талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества”
Б.П. Никитин
Актуальность кружковой работы:
- Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
- путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания способствует гармоничному развитию ребенка и открывает все многообразие окружающего и внутреннего мира.
- Сенсорное развитие ребенка – с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей.
Цель:
- Разработка и внедрение в образовательный процесс кружковой работы системы игр и упражнений по сенсорному развитию детей
Задачи:
- Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
- 2. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, сенсомоторное развитие воспитанников.
- 3. Воспитывать гармонично развитую личность, способную на полноценное восприятие, успешного обучения в детском саду, школе, различных видах труда.
Мониторинг развития детей на начало года 2010г -2011г. средней группы. В группе 21 ребенок.
Не все дети усвоили программу. На начало года 10% критического уровня. У двоих детей слабо развито восприятие формы, величины, тактильное ощущение. Связано с тем, что один ребенок гиперактивный, а у второго ребенка преобладает процесс торможения в нервной системе. С детьми ведется индивидуальная работа.
Идея создания кружковой работы:
- Полноценное формирование восприятия у детей среднего возраста неразрывно связано с последовательной, систематической работой с детьми учитывая индивидуальные особенности детей, уровень развития каждого ребенка.
Принципы кружковой работы с детьми:
- 1. Принцип индивидуализации, учитывая индивидуально – личностные особенности детей, применение дифференцированного подхода к развитию детей
- 2. Принцип полисенсорности, любое пособие способствует развитию нескольких видов восприятия.
- 3. Принцип системного подхода. Систематически, последовательно осуществлять работу по развитию восприятия.
Условия построения образовательного процесса кружковой работы:
- Дать возможность быть ребенку самим собой;
- Создание условий для сохранения здоровья ребенка;
- Организация развивающей учебно-познавательной деятельности;
- Выстраивание игровых методов и приемов для обогащения сенсорного опыта, чувственных интересов ребенка;
- Предоставить возможность детям получать информацию из разных источников.
Построение этапов кружковой работы:
- 1. Анализ теоретического материала по проблеме сенсорного развития детей.
- 2.Мониторинг детей среднего возраста по сенсорному развитию.
- 3. Разработка системы игр и упражнений по сенсорному развитию детей.
- 4. Внедрение учебно-тематического плана в практическую деятельность с детьми.
- 5. Пополнение и оснащение зоны сенсорного развития.
- 6. Результат кружковой работы. Мониторинг развития в конце учебного года.
Направления работы с детьми:
- Восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие слухового восприятия
- Развитие тактильной чувствительности
- Кинестетическое и кинетическое развитие
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие ориентировке в пространстве, понятие формы, величины
- Развитие коммуникативных навыков у детей.
Осуществление образовательной деятельности по блокам:
- Блок специально организованного обучения в форме игр и упражнений
- Блок совместной деятельности воспитателя с детьми
- Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Результат кружковой работы: Повысить уровень по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Используемая литература:
- 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой Москва Мозайка-Синтез 2010г.
- 2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозайка-Синтез 2007г.
- «Сенсорная комната в дошкольном учреждении» Колос Г.Г., 2008г.
- «Сенсорное воспитание в детском саду» Н.Н. Поддьякова. В.Н. Аванесова Москва «Просвещение» 1981г.
- Блок статей из Интернета. Сайт ДОУ.
Предварительный просмотр:
План кружковой работы с детьми средней группы
Тема «Развитие ребенка через сенсорную деятельность»
Ежедневно согласно лексическим темам проводятся игры, с речевым стихотворным сопровождением, на сенсомоторное развитие:
1. Пальчиковые игры
2. Массаж подушек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основанию пальцев)
3. Имитационные движения для кистей рук (встряхивание, надевание, танец пальчиков и т.д.)
4. Артикуляционная гимнастика
5. Подвижные игры на координацию речи с движением
№ | месяц | Программное содержание | тема | Учебно–методическое пособие. Описание игр и упражнений. | Время проведения |
1. | Сентябрь | Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук у детей | Д/и «Откручивание, и закручивание пробок» | Пробковый тренажер. Ребенку нужно закрутить пробку на полоску того же цвета, что и пробка. | 2 неделя |
Развитие у детей кинетического и кинестического, слухового восприятия. | П/игра «Кукловод» | Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи. 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 3-4 шага вперед и т. д. | 4 неделя | ||
2. | октябрь | Развитие тактильных ощущение рецепторов рук и ног; коммуникативных навыков. Формировать умение детей описывать различные виды поверхности. | Игра м/п «Путешествие по волшебной дороге» | Педагог предлагает детям пройтись по «волшебной дороге». Дети босыми ногами проходят по песку, по ковру, по воде, по шероховатой поверхности и т.д. Сопровождается это обследование подробным словесным описанием качеств и характеристик поверхности. | 2 неделя |
Восприятие пространственных отношений у детей. Развитие слухового восприятия, психических процессов. | игровые ситуации: «Найди игрушку» | Например, предложить в занимательной форме найти спрятанные игрушки: | 4 неделя | ||
3. | ноябрь | Развитие тактильных чувств, восприятие формы, величины. Формировать дружеских отношений, коммуникативных навыков. | Д/и «Тактильные карты»
| На картонные карточки наклеиваются одинаковые по форме, но разные по фактуре фигурки. Карточки раскладываются по типу «парных картинок» по форме, величине и т.п. И ребенку дается задание. | 2 неделя |
Развитие барических ощущений, зрительного восприятия. Формировать умение различать предметы по величине, по тактильным ощущениям. | Д/упр. Вес не зависит от величины предмета. | Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности. | 4 неделя | ||
4. | декабрь | Развитие кинетического восприятия. Развитие и снятие мышечных зажимов. | Этюды. Упражнения. | «Тряпичная кукла» (выполнение разных движений расслабленными руками, ногами, головой и т. д.). | 2 неделя |
Развитие слухового восприятия, творческого воображения. | Игра м/п «Тихо и громко» | Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Ребенок под тихую музыку ходит на носочках, под громкую — топает ногами. На громкую музыку рисовать широкие и темного цвета полоски. На тихую — узкие и светлого оттенка полоски. | 4 неделя | ||
5. | январь | Развитие осязательного восприятия, барических ощущений. | Д/упр. «Волшебные шарики» | Ребенок перекладывает крупные шарики из одной руки в другую, проводит различные действия с шарами (стучит шариком по ладони, по полу; катает его между ладонями и т.п.). | 3 неделя |
Развитие температурных ощущений | Д/упр. «Угадай, какой это предмет» | Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий. | 4 неделя | ||
6. | февраль | Развитие слухового восприятия, творческих способностей, зрительного восприятия. | Д/и «Нарисуй то, что ты услышал?» | В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал. | 2 неделя |
Развитие вкусовых ощущений. | Игра - эксперимент: «Вкусовые банки» | Материал: банки, пипетки, ложки. | 3 неделя | ||
Д/упр. «Назови вкус продуктов» | Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса). | 4 неделя | |||
7. | март | Развитие у детей обоняния, умение выражать свои чувства в речи, делить ими с другими детьми. | Д/упражнение "Что нам подскажет запах?". | Обсудите самые приятные и неприятные запахи. | 3 неделя |
Развитие ориентировки в пространстве, формы, величины. | П/и «Найди свою пару» | Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу, и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путем наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца. | 4 неделя | ||
8. | апрель | Развитие осязательного восприятия: тактильных ощущений рецепторов рук и стопы ног. Творческих способностей; коммуникативных навыков. | Д/упр. «Нарисуй то, что лежит в мешочке?» | В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке. Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал. Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, предложите ему описать ощущения, возникшие при ощупывании фигурки. Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т.д. Пусть самые яркие воспоминания малыш изобразит на листе бумаги. Это может быть как конкретный рисунок, так и абстрактная композиция. | 2 неделя |
9 | май | Развитие сенсорных способностей и личностного роста. | П/и«Нарисуй то, что нащупали твои босые пяточки» | Предложите детям пройти по сенсорной дорожке, на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите ему рассказать, а затем и нарисовать, что "нащупали" его босые пяточки. | 3 неделя |
Д/упр. «Дотронься до лица друга и нарисуй то, что ты почувствовал?» | Предложите детям дотронуться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям выплеснуть свои ощущения на листе бумаги. | 4 неделя | |||
Учить детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Развитие наблюдательности, творческих способностей, осязательного восприятия. | Наблюдение за цветами. Экспериментальная деятельность. | Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий - нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. | В течении месяца. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада
Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...
Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)
Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....
Кружковая работа с детьми средней группы "Бумагландия"
Работа с бумагой в разных техниках...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы детского сада по теме "Овощи"
В ходе интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы воспитатель закрепляет с детьми название текущего времени года - осени, ее признаки, основные виды дея...
Коллективная работа с детьми средней группы детского сада.
Художественно эстетическое развитие....
Перспективное планирование работы с детьми средней группы детского сада по конструированию из строительного материала. Разработано на основе технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости".
Перспективное планирование работы с детьми средней группы по конструированию из строительного материала (по технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости». Средн...
План кружковой работы с детьми средней группы "Быть здоровыми хотим"
Формы и методы работы:загадывание загадок, заучивание стихов, беседы-рассуждения, знакомство с правилами гигиены и безопасности, дыхательная гимнастика, игры для предупреждения плоскостопия и многое д...