Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
проект по конструированию, ручному труду на тему
В статье рассматривается актуальная форма работы для реализации положений ФГОС ДО – эстетический интегрированный кружок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Воспитатель: Голованова Татьяна Владимирова, ГБОУ СОШ№2 структурное подразделение детский сад "Буратино"
Взаимодействие различных видов творчества в их органической взаимосвязи во многом обеспечивает целостность и гармоничность развития личности дошкольника. Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности.
Мы считаем, что более эффективно художественно-эстетическое развитие будет проходить при условии интеграции разных видов творчества, занятий по окружающему миру и занятий эстетического цикла. Интегрированное освоение детьми разных видов творчества, искусств, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия.
С этой целью рассмотрим актуальную форму работы – эстетический интегрированный кружок. Его структуру представляют четыре направления:
- Литературное – литературно-творческая гостиная при изостудии, где дети знакомятся с творчеством художников, поэтов, писателей.
- Художественное - создание объемных макетов, творческих проектов по мотивам увиденного и услышанного с использованием техник объемного оригами, изонити, пластилинографии, конструирования, рисования, бумагопластики, декупажа и т.д.
- Музыкальное – слушание высокохудожественных классических образцов, вокально-хоровая работа, организация самодельных музыкальных коллективов.
- Познавательно-исследовательское – игровые и творческие задания, турниры, исследовательские проекты, экспериментирование.
Таким образом, реализуется содержание следующих образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическая деятельность в рамках интегрированного кружка будет способствовать развитию творческой одаренности детей при определенных условиях:
- Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей с учетом ФГОС ДО.
- Включение в образовательный процесс «серьёзного искусства». Создание художественно-эстетической среды, которая предполагает обращение к произведениям изобразительного и музыкального искусства, высокого уровня дизайна всех помещений детского сада. Кроме того, это сложные по содержанию виды художественной деятельности, осваиваемые детьми (модульные композиции, постановки, декорирование т.д.).
- Работа коллектива строится по типу студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы сотрудничества, партнерства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности. Руководители художественных групп, родители, школьники выступают как старшие партнеры, самореализующиеся личности, для которых художественная деятельность так же самоценна, как и для дошкольников.
- Работа в художественных группах строится по принципу самодеятельности. Педагоги создают условия для максимально возможного выражения детской субъективности. Вместе с тем художественная деятельность предстает перед детьми как сложная деятельность, овладеть которой без волевых усилий невозможно.
- Успешность в овладении художественно-эстетической деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребенку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов.
Отправляясь в путешествие по «Волшебной стране» в литературно-творческой гостиной, созданной при изостудии ДОО, дети знакомятся с творчеством художников, поэтов, писателей. Под впечатлением увиденного, услышанного, как результат большой предварительной работы, рождаются детские рукописные книги, макеты замков принцесс, объемные 3D сцены из сказок и т.д. Созвучие литературных и художественных образов дает простор детскому воображению и собственному творчеству.
Находим сходство и различия в иллюстрациях разных книг, проводим «День рождение зверят в зоосаде», выполняя ритмичные композиции, создаем 3D поляну с разноцветными насекомыми из оригами.
Для того чтобы с младшего возраста ребенок научился легко ориентироваться в многообразии изобразительных материалов и средств, на каждое занятие выставляются на столы-мольберты гуашь всех цветов, акварель, карандаши, мелки, кисти разных размеров, кусочки поролона, напоминающие по форме облака. Используются нетрадиционные техники рисования: кляксография, оттиски смятой бумаги, восковые мелки + акварель, набрызг, отпечатки листьев, ниткография, тканевые изображения, коллаж и т.д.
Прежде чем приступить к моделированию в студии оригами необходимо дать почувствовать детям свойства бумаги. Для этого проводим различные эксперименты, сравниваем бумагу по свойствам, фактуре, цвету, толщине и т.д. Кроме классического оригами с прямыми линиями сгиба используем и мокрое оригами, которое сродни папье-маше, и аэрогами, и киригами, простое оригами и модульное оригами.
Большую, в отличие от предлагаемых классическими техниками, свободу дают иные техники оригами: мокрое складывание, киригами и простое оригами. Оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
В музыкальную часть занятий кружка можно включить игровые задания, повышающие слушательскую музыкальную культуру: «Слушая музыку», «Музыка на кухне», «Если стало интересно…», «Тик-Так», «Марш деревянных солдатиков», «Птицы», «Стань режиссером» и т.д.
На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности у детей дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства и опыта конструирования через включение художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого продукта.
Литература:
- Лыков, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыков. – М., 2006.
- Петровский, В.А. Построение развивающейсредывдошкольном учреждении / В.А. Птровский, Л.М. Кларина // Дошкольное образование в России. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическ...
Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
laquo;Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...
Статья: «Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС. Музейная педагогика.»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского районаСанкт-Петербурга Методическая статья об использовании инновационных технологий в образовател...
Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека....