Непосредственная образовательная деятельность.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Непосредственная образовательная деятельность.
Использование технологий: Позновательно-интегрированная
Тема: Куклы-берегини.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность.
Использование технологий: Позновательно-интегрированная
Тема: Куклы-берегини.
Цели:
- ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре;
- развитие интереса к истокам народного творчества.
Задачи:
- приобщить детей к народной культуре и традициям;
- заинтересовать детей в изготовлении кукол;
- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;
- научить детей последовательному изготовлению куклы-оберега;
- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.
- сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения;
- развивать творческое мышление, память, наблюдательность;
- воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.
Формы проведения:
Первая часть образовательной деятельности - теоретическая - объяснение темы.
Вторая часть образовательной деятельности - практическая работа детей, а также индивидуальная работа.
Оборудование и материалы:
- Образец кукол (изготовленной педагогом ранее);
- Комплект тканей;
- Нитки;
- Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
- Ножницы.
- Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.
- Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.
- Лоскуток треугольной формы для платка.
- Кусочек ваты или другой наполнитель.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент:
- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с ножницами.
ІІ. Сообщение темы урока.
ІІІ. Теоретическая работа. Обсуждение истории кукол, их особенностей.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
- обрядовые;
- куклы-обереги;
- игровые.
Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.
О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. А ещё на Руси было поверье: «Чем долье женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время.
Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. В наряде куклы, всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Ещё в древности считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души. Кукла была бережней, берегиней, хранительнецей доброго духа. Берегиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: « Отвернись злом, повернись добром».
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.
Колокольчик оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение в доме.
Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.
ІV. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-колокольчик.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.
V. Анализ и оценка занятия.
Можно провести мини-выставку готовых кукол. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.
На этом занятии дошкольники узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег, а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления и украшения наряда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-193297-1359909645.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-246635-1391336953.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-832599-1618468377.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1191774-1579419918.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...