Формирование навыков конструктивной игры в детском саду.
консультация по конструированию, ручному труду на тему
Материал освещает вопросы педагогического руководства конструктивными играми в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
В детском саду в целях всестороннего развития ребёнка создаются условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой дети активно проявляют себя, отражают свои впечатления об окружающем, познают под руководством педагога новые для них явления.
Под конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева.
По своему характеру оно более сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.
Содержание конструирования в программе занятий детского сада связано с ознакомлением детей с окружающими их предметами и явлениями. Воспитатель знакомит ребят с постройками, находящимися поблизости; во время прогулок, экскурсий, при рассматривании картин расширяет круг их представлений, которые в основном и определяют содержание детских построек. Опыт воспитателей показывает, что знакомство детей с той или иной постройкой под руководством педагога является важным средством развития конструирования и игр со строительным материалом. Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения.
Значение этой деятельности отчётливо выступает в свете учения Ивана Петровича Павлова и Ивана Михайловича Сеченова о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестезических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. И.П. Павлов, отмечая большое познавательное значение деятельности руки, считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».
Дети воспринимают признаки конструктивного материалами разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность даёт возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции.
Сооружая ту или иную постройку, дети отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия. В процессе осуществления замысла у них развивается умение предвидеть этапы своей деятельности, ставить цель и достигать её.
Как показали исследования и опыт работы воспитателей, конструктивные занятия благоприятно влияют на развитие устойчивого произвольного внимания, помогают воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение довести дело до конца. В процессе конструктивной деятельности дети знакомятся с различными постройками и их назначением, геометрическими телами (кубом, призмой, цилиндром, конусом), получают представление о размерах, практически усваивают некоторые геометрические понятия (угол, сторона), узнают, из каких частей состоит постройка, как они называются.
В играх и занятиях по конструированию они советуются, помогают друг другу; здесь зарождаются зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей.
Для успешного овладения детьми игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создать в группах соответствующие условия.
Прежде всего должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или хотя бы половина группы. Во время занятий, даже когда дети строят по образцу, их не следует ограничивать в материале, раздавать его по порциям. Материала должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое. Свободное пользование материалом важно и в том отношении, что приучает детей чувствовать себя членами коллектива, делиться с товарищами материалом.
Для обучения конструированию на занятиях удобнее пользоваться настольными наборами, потому что они дают возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с материалом. Однако в группах и на участках детского сада для игровых построек должен быть также крупный строительный материал. Этот материал объединяет большее количество детей, которые используют его для сооружения построек. Опыт конструирования из настольного строительного материала, умения и навыки, приобретённые в работе с ним, легко переносятся детьми на игры с крупным строительным материалом, так как принцип построения его один и тот же.
Желательно иметь в группах различные конструкторы, в играх с которыми часто решаются более сложные конструктивные задачи. Под руководством воспитателя дети знакомятся с новыми способами соединения деталей, учатся создавать подвижные конструкции. Можно организовать в группе строительный уголок, где находились бы все наборы, а также разнообразный иллюстративный материал. Организация строительных уголков поможет воспитать у детей интерес к строительным занятиям и играм. Нужно так продумать хранение строительного материала, чтобы им всегда было удобно пользоваться.
Остановимся подробнее на конструктивных играх. Если на занятиях детей обучают конструированию, то в конструктивных играх происходит углубление интереса к сооружению построек. Игра раскрывает перед ребёнком практическую целесообразность конструирования, в ней закрепляются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Чем шире кругозор детей, чем больше у них сведений об окружающей жизни, тем богаче их конструктивные замыслы, тем более высокие требования они предъявляют к своим постройкам. Например, на занятиях дети научились строить пароход, передавая лишь основные его признаки. А в игре им понадобились и большие и маленькие пароходы, и пассажирские и грузовые. Пришлось думать, как знакомый образец парохода изменить в соответствии с новым замыслом.
То же самое произошло и в другой игре. Дети умели строить «просто вокзал», а в игре им понадобился, Курский вокзал. Знакомую конструкцию дети перестроили в нужную им.
Интерес к постройке, возникший в ходе игры, мобилизует умственные способности ребёнка, и конструкции, созданные им, часто бывают значительно сложнее выполняемых на занятиях.
На занятиях воспитатель показывает детям лишь наиболее типичные приёмы работы, не углубляясь в различные варианты. В конструктивной игре строительство представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. Например, дети построили зоопарк в один день, а потом в течение нескольких дней совершенствовали его конструкцию, обыгрывали разные варианты. При этом постройки детей оказывались значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях. Конечно, всё это происходит при условии внимательного руководства воспитателя, направляющего инициативу и творчество детей.
На занятиях каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся; в конструктивной игре ребёнок сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребёнка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления.
Отражая одну и ту же тему, например, труд взрослых, дошкольники создают различные игры, наиболее близкие каждому из них. Так, несколько мальчиков строят железнодорожный вокзал, электропоезда с пассажирами и грузами, а другие – аэродром, на который будут прибывать самолёты. Это обусловлено профессией родителей.
Руководство воспитателя конструктивными играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми. Систематическое руководство воспитателя необходимо и в старшей и в подготовительной группах. Желательно, чтобы воспитатель иногда принимал активное участие в конструктивных играх детей старшей группы. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить её содержания, не навязывать новой темы, а вместе с детьми сооружать постройки, необходимые им для игры. Советом, наводящим вопросом воспитатель напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести виденное, правильно распределить обязанности. Постройки воспитателя представляют интерес для детей, обогащают их творческие замыслы, давая детям возможность более смело проявлять свою инициативу, вооружая их новыми конструктивными умениями, побуждая к объединению в игре.
Воспитатель может оказывать детям и непосредственную помощь в осуществлении конструктивных замыслов, показывать иногда отдельным детям или небольшим группам играющих некоторые новые приёмы конструирования, если они необходимы для успешного выполнения постройки. Участвуя в играх детей, воспитатель не подавляет их инициативы, а оказывает помощь в преодолении затруднений.
Живое участие воспитателя в конструктивных играх, сооружение интересных построек создают особую близость в её взаимоотношениях с детьми. Пример воспитателя увлекает детей, они с большим вниманием относятся к её замечаниям. Старшие дошкольники, которые критически оценивают результаты своей работы, но не всегда могут преодолеть встречающиеся у них затруднения, зная, что воспитатель готова оказать им помощь, сами обращаются к ней с вопросами, если испытывают трудности в их разрешении.
У детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных конструктивных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребёнок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность. Особенно ценны индивидуальные конструктивные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Дети получают возможность заняться любимым делом. Индивидуальные конструктивные игры привлекают к себе внимание других детей, которые наблюдают за работой. Они угадывают, что строится, что будет делать играющий дальше, высказывают своё мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не противопоставляются коллективным. Они дополняют друг друга. Дети, любящие играть в коллективе, одновременно увлекаются и индивидуальной игрой.
Как уже упоминалось выше, характерной особенностью конструктивной игры является объединение нескольких детей. При этом не только деятельность каждого ребёнка подчиняется общей цели игры, но и сам процесс создания постройки по преимуществу выполняется детьми совместно.
Коллективные игры представляют некоторые трудности для воспитателя. Ведь не всякая совместная работа может считаться коллективной. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определённого, обычно очень сложного разделения труда.
У детей есть общая цель: они строят детский сад, пароход, театр, чтобы затем изображать нужные им события в игре. Очень важно, чтобы в процессе достижения этой цели все дети принимали активное участие в конструировании. Нужно показать, как работать вдвоём, чтобы не получилось, что один делает, другой смотрит. Показать, как работать небольшой группой. Воспитатель должен научить детей работать дружно, не подавляя инициативы друг друга.
На взаимоотношениях детей в процессе конструктивной игры сказываются некоторые особенности характеров детей. Застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе дети не решаются высказывать своё мнение, а тем более отстаивать его. Самоуверенные же дети, наоборот, решительно принимаются за стройку, смело рассказывают о своих планах, проявляют настойчивость в исполнении их. Если воспитатель не руководит взаимоотношениями детей, эти черты характера закрепляются, и интерес к конструктивным играм у малоактивных детей снижается.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ребёнка в создании и осуществлении строительного замысла, не допускать такой совместной работы, когда одни строят, другие лишь помогают. Правильные взаимоотношения детей складываются, прежде всего, на занятиях, где дети учатся самостоятельно строить, овладевают определённым объёмом конструктивных навыков и умений. Кроме того, на занятиях дети не только строят индивидуально, но и учатся работать вместе с товарищами. Все эти навыки и умения затем проявляются в игре.
Овладевая умениями, ребёнок одновременно приобретает веру в свои силы, начинает проявлять активность в создании и осуществлении конструктивного замысла, самостоятельность и инициативу в совместной игре. Многие дети, ранее не принимавшие участия в стройке, под влиянием занятий становятся активными участниками её, а их индивидуальные особенности приобретают новые черты, характеризующиеся способностью к творчеству. Таким образом, полученные умения и опыт положительно влияют на взаимоотношения детей в процессе конструктивной игры. Наличие у детей соответствующих строительных умений является общим и основным условием для воспитания правильных взаимоотношений.
Какие же приёмы следует использовать, чтобы выработать у детей умение дружно, согласованно работать, не подавляя инициативы друг друга не только на занятиях, но и в самостоятельных играх? В разных возрастных группах этот вопрос решается в соответствии с возможностями детей. В старшей группе на занятиях дети учатся договариваться о совместном сооружении построек и дружно их выполнять. Чтобы вызвать активность в совместной стройке у каждого ребёнка, на занятии ставится задача – учиться строить вместе так, чтобы каждый выполнял определённую часть работы и мог затем рассказать, что он строил. В играх воспитатель должен стремиться закрепить эти умения у детей.
Обучение на занятиях совместному строительству воспитывает у детей интерес к самому процессу созидания. Когда же отношения в конструктивной игре складываются так, что инициатор не допускает своих товарищей к созидательному процессу, они не получают удовлетворения от такой коллективной работы.
Саша, Никита и Полина начали строить театр. Но вместо театра у них получилось сооружение, напоминающее мост. Полина хотела продолжать стройку театра, но Саша, назвав сооружение туннелем, решил его перестроить так, чтобы по нему могли ходить машины. Никита стал подавать ему материал. Полина смотрела, как мальчики строили. Когда же Полину спросили, как она строила, девочка ответила: «Саша сам всё строил». На вопрос, почему так получилось, Саша ответил: «Они не умеют». Полина объяснила иначе: «Он сам не умеет: говорил, что мост, а сам туннель сделал. Разве так играют?» Ясно было, что ни Полина, ни Никита не получили удовлетворения от игры. Такие объединения ничего не дают детям. Нужно объяснять им, что сначала необходимо договориться о том, что строить, распределить обязанности так, чтобы каждый работал, тогда всем будет интересно.
Желательно после окончания игры рассматривать вместе с детьми, кто что построил и как построил. При этом следует сначала оценить работу в целом, а затем в отдельности каждого ребёнка, отмечая, кто проявил инициативу в определении темы, придумал оригинальную конструкцию, тщательно и красиво выполнил сооружение. Нельзя допускать такого положения, когда за достижениями группы в целом скрываются недочёты отдельных детей. Нужно указать на эти недочёты так, чтобы не обидеть ребёнка. Попутно следует подчеркнуть, что вместе можно придумать много интересных построек, а одному сооружение их недоступно. Нужно добиваться, чтобы дети осознали, что совместная работа даёт возможность придумать интересный сюжет конструктивной игры.
Трудности в работе состоят в том, что дети обычно сразу приступают к сооружению построек, настаивают на своих предложениях, не считая нужным объяснить, почему так необходимо строить. Чтобы приучить детей к предварительному обсуждению темы и распределению обязанностей, хорошо использовать комплексные сюжетные постройки. В этом случае каждый ребёнок получает определённую работу для самостоятельного выполнения. Такой характер сотрудничества отвечает желанию детей участвовать в созидательном процессе. Когда же они поймут, как можно этого достичь, то ревностно начинают выполнять указания в этом направлении. В своих самостоятельных играх дети всё охотнее следуют этому принципу, тогда как раньше чаще каждый старался построить всё сам, не допуская к работе других детей.
Воспитатель должен проявить определённую настойчивость, помогая детям правильно распределить работу, терпеливо разъяснять им, что все дети должны научиться строить. В процессе конструктивной игры и по окончании её следует поощрять детей за попытки помочь товарищам научиться лучше строить. В результате такого влияния педагога совместная работа детей принимает уже иной характер.
Умение проявлять творческую активность и изобретательность в условиях целенаправленного руководства конструктивными играми становится достоянием каждого ребёнка. При этом как девочек, так и мальчиков.
Некоторые дошкольные работники высказывают мнение, что мальчики больше интересуются техникой, скорее и лучше овладевают техническими умениями, проявляют больше творчества в своих строительных играх. Девочки же больше внимания уделяют оформлению построек, поэтому мальчики обращаются к девочкам с просьбой «украсить» их постройки. Опыт нашей работы показывает, что эти различия в работе девочек и мальчиков объясняются лишь недочётами воспитательной работы. Девочки также способны к овладению техническими умениями, к проявлению творчества, и разницы с этой точки зрения в стройке мальчиков и девочек не наблюдается. Что касается оформления построек, то и девочки и мальчики проявляют к этому одинаковый интерес.
В результате обучения конструированию и конструктивных игр дети приобретают навыки умственного труда, учатся работать производительно и организованно, становятся более сдержанными, учатся обдумывать и планировать действия, согласовывать свои замыслы с замыслами других детей, относиться друг к другу благожелательно, что так необходимо при формировании личности ребёнка.
Литература:
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А.Васильевой, М., 2012
- Л.В.Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада», М., 2007
- З.В.Лиштван, «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», М., 1971
- А.Н.Давидчук, «Конструктивное творчество дошкольника», М.,1973
- В.Г. Нечаева, Е.И.Корзакова «Строительные игры в детском саду», М.,1959
- В.Г. Нечаева, «Конструирование в детском саду», М.,1961
- А.К.Бондаренко, «Воспитание детей в игре», М., 1983
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №4 «РЯБИНУШКА»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Сообщение на городском методическом объединении
Подготовила заместитель заведующего по ВМР Лапкина Л.В.
Подольск 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО
Работа направлена на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков посредством LEGO-конструирования....
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО
Лего-конструирование - это современное средство обучения детей. Внедрение разнообразных лего-конструкторов в деятельность детей дошкольного возраста поможет решить проблему занятости...
Формирование навыков конструктивной игры в детском саду
Консультация для воспитателей ДОУ по формированию навыков конструктивной игры в детском саду. Прочитана на городском методическом объединении воспитателей старших групп....
"Формирование навыков конструктивного общения"
Практическое занятие с педагогами ДОУ с целью формирования коммуникативных навыков, активизации процесса самопознания и самоактуализации ...
Статья из опыта работы "Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью леготехнологии".
Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью ЛЕГО BAUER...
Формирование навыков конструктивного общения у педагогов ДОУ
Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Кратко опишем его основные характеристики.Общаясь с воспитанниками и их родит...
Дополнительная общеобразовательная программа по формированию навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
нетрадиционные формы работы по конструированию...