Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .
рабочая программа (конструирование, ручной труд, старшая группа) на тему

Юрченко Ольга Аркадьевна

Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №26 «Ягодка»

Рабочая программа

по коррекции речевых нарушений  у детей

посредством развития мелкой моторики рук

(техника оригами и объемная аппликация)

Разработчик:

Юрченко Ольга Аркадьевна,

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №26 «Ягодка»

Г.Камень-на-Оби

г.Камень-на-Оби

2012год

Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики и правильной речи детей дошкольного возраста.

Познавая красоту окружающего мира (природы, людей), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение, фантазия.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, у них развивается творчество, которое они могут передать через аппликацию и конструирование из бумаги. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – удивительное занятие для детей, а игрушка, которую мастерит ребенок вместе со взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии  и любви, особенно дорога ему.

Актуальность

В настоящее время наблюдается критическая  ситуация в развитии речевой активности детей. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Поэтому благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают занятия объемной аппликацией и оригами.

Новизна программы в том, что в работе используются нетрадиционные методы практической деятельности:

-обрывная аппликация,

-техника оригами, которая является эффективным средством развития моторики рук, речи и творческих способностей у детей,

-творческие задания, требующие от детей умения комбинировать, творить, искать свои пути решения задачи.

Цель данной программы: коррекция речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук, развивающейся в процессе освоения техники оригами и объемной аппликации.

Задачи:

-способствовать развитию мелкой моторики детей, ручных умений;

-развивать умение следовать словесным инструкциям педагога;

-побуждать к сопровождению своих действий активной речью;

-расширять представления детей о разных видах бумаги, ее структуре, свойствах;

-создание условий для проявления творчества ребенка, возможности показать свои умения и навыки;

- формировать способность получать эстетическое удовлетворение и радость от творчества.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется в кружковых занятиях в течение 1  года.

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в две недели – 18 занятий в год. Учитывая особенности детей с нарушением речи, необходимости постоянной коррекции при выполнении поделок, наиболее эффективным следует считать малогрупповой способ проведения занятий (6 человек).

Предполагаемый результат:

У детей, посещающих кружок, к концу года наблюдается:

-заметное улучшение мелкой моторики рук;

-скоординированность  движений, согласованность ручных действий и контроля зрения;

-умение использовать разнообразные способы вырезывания и обрывания (работа ножницами и пальчиками);

-расширение словарного запаса детей;

-активизация речи при выражении своих чувств и эмоций во время деятельности и вне ее.

Фора подведения итогов – диагностическое обследование детей, при котором учитывается:

-уровень развития речи детей;

-состояние моторики;

-наличие и стойкость интереса к продуктивной деятельности;

-понимание словесных инструкций;

-самоконтроль в работе.

Совокупность положительных умений и навыков в развитии мелкой моторики и речи детей на протяжении года позволит считать, что используемый комплекс развивающих средств был достаточно эффективным.

В работе используются различные методы и приемы:

-наблюдения;

-показ;

-обследование;

-беседы, чтение, художественное слово;

-творческие задания, способствующие развитию фантазии, воображения, нахождению своего собственного решения проблемы;

-дидактические игры.

Дидактический материал, техническое оснащение педпроцесса:

 -разные виды бумаги;

-клей, ножницы;

-схемы для работы в технике оригами.

На занятиях используются технические средства обучения.

Методическое обеспечение педпроцесса:

1.И.П.Петрова «Объемная аппликация»(учебно-методическое пособие) Санкт-Петербург, 2002г.;

2.Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»(пособие для родителей и педагогов)Ярославль, 1996г.;

3.Т.С.Комарова «Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество»Москва, 2000г.;

4.С Афонькин «Уроки оригами в школе и дома» (дидактический материал)Москва, 1999г.

Учебно – тематический план

Сентябрь

-отбор детей в кружок, знакомство с техникой оригами;

-«Рыбка»(оригами)

Октябрь

-«Осенний лес» (коллективная аппликация)

-«Грибок» (оригами)

Ноябрь

-«Мухомор» (объемная аппликация)

-«Цветик-семицветик»(оригами)

Декабрь

-«Елка» (оригами)

«Елочные игрушки» (аппликация)

Январь

-«Синица» (оригами)

-«Ежик» (объемная аппликация)

Февраль

-«Старичок – лесовичок на лесной полянке» (коллективная аппликация)

Март

-«Щенок» (оригами

-«Подснежники в корзинке» (объемная аппликация)

Апрель

-«Букет из веток вербы и березы» (объемная аппликация)

-«Лягушка» (оригами)

Май

-«Одуванчик» (объемная аппликация)

-«Бабочки» (оригами)

                                             Краткое описание тем

Сентябрь

-отбор детей в кружок, знакомство с техникой оригами.

Цель: научить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, загибать край листа к середине, загибать углы к середине.

-«Рыбка» (оригами)

Цель: продолжать учить складывать из квадрата треугольник, вырезать хвост и плавники, следуя линиям.

Октябрь

-«Осенний лес» (коллективная объемная аппликация»

Цель: учить складывать прямоугольный лист бумаги пополам, вырезать крону дерева, украшать листьями, вырезанными из бумаги, сложенной гармошкой, воспитывать аккуратность при работе с ножницами.

-«Грибок»

Цель: научить детей складывать квадрат по диагонали, находить середину листа путем сгибания пополам, воспитывать желание добиваться результатов.

Ноябрь

-«Мухомор» (объемная аппликация)

Цель: научить детей вырезать круг из квадрата, закругляя углы, склеивать в конус, дополнять поделку по желанию, воспитывать аккуратность.

-«Цветик – семицветик»

Цель: познакомить детей со схемами, по которым складывают лепестки, закреплять умение работать дружно, выполняя общую работу.

Декабрь

-«Елка» (оригами)

Цель: закреплять умение складывать квадрат по диагонали, а полученный треугольник – пополам, располагать детали в зависимости от размера.

-«Елочные игрушки»

Цель: учить детей складывать бумагу гармошкой , делать объемную игрушку из нескольких частей, склеивая их между собой, воспитывать желание изготавливать игрушки для украшения группы.

Январь

-«Синица» (оригами)

Цель: учить создавать поделку из базовой формы «треугольник», познакомить с новым приемом «складка», украсить фигурку деталями из соответствующих цветов бумаги.

-«Ежик» (объемная аппликация)

Цель: научить детей склеивать конус, учить использовать в работе разные виды бумаги (фольгу, цветочную).

Февраль

-«Старичок-лесовичок на лесной полянке» (аппликация)

Цель: познакомить детей с сочетанием в изготовлении поделок разных материалов – природного(шишки) и бумаги, додумывать сюжет самостоятельно.

-«Кораблики для пап» (оригами)

Цель: продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, тщательно проглаживать линию сгиба, доставлять радость близким людям своим подарком.

Март

 -«Щенок» (оригами)

Цель: закреплять умение детей складывать бумагу в разных направлениях, тщательно проглаживая сгиб, подбирать дополнительный материал для украшения поделки.

-«Подснежники в корзинке» (аппликация)

Цель: учить детей создавать поделку путем переплетения разноцветных полосок бумаги, развивать внимательность, мелкую моторику.

Апрель

-«Букет из веток вербы и березы в вазе»

Цель: учить детей видеть красоту распустившихся веток, отразить это в аппликации, закреплять приемы вырезывания листьев из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные силуэты (вазу), воспитывать умение добиваться желаемого результата.

-«Лягушка» (оригами)

Цель: познакомить детей с окрашиванием бумаги способом  «набрызга» для создания более выразительного образа лягушки, воспитывать аккуратность.

Май

-«Одуванчики» (аппликация)

Цель: продолжать учить детей создавать объемную форму поделки (одуванчика), с помощью нарезания тонкими полосками бумаги, воспитывать желание работать в коллективе.

-«Бабочки» (оригами)

Цель: закреплять умение детей использовать разные способы складывания бумаги, развивать фантазию, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики" .

Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики.Задачи:•Развивать внимание, усидчивость, память,  умение слушать.•Способствовать улучшению  координации движений пальцев...

Многофункциональное авторское пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

Предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и  решению многих других задач для коррек...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

Цели и задачи реализации программы  Цель:   Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием  пятого года обучения. 2022г....