Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .
рабочая программа (конструирование, ручной труд, старшая группа) на тему
Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №26 «Ягодка»
Рабочая программа
по коррекции речевых нарушений у детей
посредством развития мелкой моторики рук
(техника оригами и объемная аппликация)
Разработчик:
Юрченко Ольга Аркадьевна,
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №26 «Ягодка»
Г.Камень-на-Оби
г.Камень-на-Оби
2012год
Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики и правильной речи детей дошкольного возраста.
Познавая красоту окружающего мира (природы, людей), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение, фантазия.
Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, у них развивается творчество, которое они могут передать через аппликацию и конструирование из бумаги. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – удивительное занятие для детей, а игрушка, которую мастерит ребенок вместе со взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему.
Актуальность
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Поэтому благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают занятия объемной аппликацией и оригами.
Новизна программы в том, что в работе используются нетрадиционные методы практической деятельности:
-обрывная аппликация,
-техника оригами, которая является эффективным средством развития моторики рук, речи и творческих способностей у детей,
-творческие задания, требующие от детей умения комбинировать, творить, искать свои пути решения задачи.
Цель данной программы: коррекция речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук, развивающейся в процессе освоения техники оригами и объемной аппликации.
Задачи:
-способствовать развитию мелкой моторики детей, ручных умений;
-развивать умение следовать словесным инструкциям педагога;
-побуждать к сопровождению своих действий активной речью;
-расширять представления детей о разных видах бумаги, ее структуре, свойствах;
-создание условий для проявления творчества ребенка, возможности показать свои умения и навыки;
- формировать способность получать эстетическое удовлетворение и радость от творчества.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Реализуется в кружковых занятиях в течение 1 года.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в две недели – 18 занятий в год. Учитывая особенности детей с нарушением речи, необходимости постоянной коррекции при выполнении поделок, наиболее эффективным следует считать малогрупповой способ проведения занятий (6 человек).
Предполагаемый результат:
У детей, посещающих кружок, к концу года наблюдается:
-заметное улучшение мелкой моторики рук;
-скоординированность движений, согласованность ручных действий и контроля зрения;
-умение использовать разнообразные способы вырезывания и обрывания (работа ножницами и пальчиками);
-расширение словарного запаса детей;
-активизация речи при выражении своих чувств и эмоций во время деятельности и вне ее.
Фора подведения итогов – диагностическое обследование детей, при котором учитывается:
-уровень развития речи детей;
-состояние моторики;
-наличие и стойкость интереса к продуктивной деятельности;
-понимание словесных инструкций;
-самоконтроль в работе.
Совокупность положительных умений и навыков в развитии мелкой моторики и речи детей на протяжении года позволит считать, что используемый комплекс развивающих средств был достаточно эффективным.
В работе используются различные методы и приемы:
-наблюдения;
-показ;
-обследование;
-беседы, чтение, художественное слово;
-творческие задания, способствующие развитию фантазии, воображения, нахождению своего собственного решения проблемы;
-дидактические игры.
Дидактический материал, техническое оснащение педпроцесса:
-разные виды бумаги;
-клей, ножницы;
-схемы для работы в технике оригами.
На занятиях используются технические средства обучения.
Методическое обеспечение педпроцесса:
1.И.П.Петрова «Объемная аппликация»(учебно-методическое пособие) Санкт-Петербург, 2002г.;
2.Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»(пособие для родителей и педагогов)Ярославль, 1996г.;
3.Т.С.Комарова «Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество»Москва, 2000г.;
4.С Афонькин «Уроки оригами в школе и дома» (дидактический материал)Москва, 1999г.
Учебно – тематический план
Сентябрь -отбор детей в кружок, знакомство с техникой оригами; -«Рыбка»(оригами) | Октябрь -«Осенний лес» (коллективная аппликация) -«Грибок» (оригами) |
Ноябрь -«Мухомор» (объемная аппликация) -«Цветик-семицветик»(оригами) | Декабрь -«Елка» (оригами) «Елочные игрушки» (аппликация) |
Январь -«Синица» (оригами) -«Ежик» (объемная аппликация) | Февраль -«Старичок – лесовичок на лесной полянке» (коллективная аппликация) |
Март -«Щенок» (оригами -«Подснежники в корзинке» (объемная аппликация) | Апрель -«Букет из веток вербы и березы» (объемная аппликация) -«Лягушка» (оригами) |
Май -«Одуванчик» (объемная аппликация) -«Бабочки» (оригами) |
Краткое описание тем
Сентябрь
-отбор детей в кружок, знакомство с техникой оригами.
Цель: научить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, загибать край листа к середине, загибать углы к середине.
-«Рыбка» (оригами)
Цель: продолжать учить складывать из квадрата треугольник, вырезать хвост и плавники, следуя линиям.
Октябрь
-«Осенний лес» (коллективная объемная аппликация»
Цель: учить складывать прямоугольный лист бумаги пополам, вырезать крону дерева, украшать листьями, вырезанными из бумаги, сложенной гармошкой, воспитывать аккуратность при работе с ножницами.
-«Грибок»
Цель: научить детей складывать квадрат по диагонали, находить середину листа путем сгибания пополам, воспитывать желание добиваться результатов.
Ноябрь
-«Мухомор» (объемная аппликация)
Цель: научить детей вырезать круг из квадрата, закругляя углы, склеивать в конус, дополнять поделку по желанию, воспитывать аккуратность.
-«Цветик – семицветик»
Цель: познакомить детей со схемами, по которым складывают лепестки, закреплять умение работать дружно, выполняя общую работу.
Декабрь
-«Елка» (оригами)
Цель: закреплять умение складывать квадрат по диагонали, а полученный треугольник – пополам, располагать детали в зависимости от размера.
-«Елочные игрушки»
Цель: учить детей складывать бумагу гармошкой , делать объемную игрушку из нескольких частей, склеивая их между собой, воспитывать желание изготавливать игрушки для украшения группы.
Январь
-«Синица» (оригами)
Цель: учить создавать поделку из базовой формы «треугольник», познакомить с новым приемом «складка», украсить фигурку деталями из соответствующих цветов бумаги.
-«Ежик» (объемная аппликация)
Цель: научить детей склеивать конус, учить использовать в работе разные виды бумаги (фольгу, цветочную).
Февраль
-«Старичок-лесовичок на лесной полянке» (аппликация)
Цель: познакомить детей с сочетанием в изготовлении поделок разных материалов – природного(шишки) и бумаги, додумывать сюжет самостоятельно.
-«Кораблики для пап» (оригами)
Цель: продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, тщательно проглаживать линию сгиба, доставлять радость близким людям своим подарком.
Март
-«Щенок» (оригами)
Цель: закреплять умение детей складывать бумагу в разных направлениях, тщательно проглаживая сгиб, подбирать дополнительный материал для украшения поделки.
-«Подснежники в корзинке» (аппликация)
Цель: учить детей создавать поделку путем переплетения разноцветных полосок бумаги, развивать внимательность, мелкую моторику.
Апрель
-«Букет из веток вербы и березы в вазе»
Цель: учить детей видеть красоту распустившихся веток, отразить это в аппликации, закреплять приемы вырезывания листьев из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные силуэты (вазу), воспитывать умение добиваться желаемого результата.
-«Лягушка» (оригами)
Цель: познакомить детей с окрашиванием бумаги способом «набрызга» для создания более выразительного образа лягушки, воспитывать аккуратность.
Май
-«Одуванчики» (аппликация)
Цель: продолжать учить детей создавать объемную форму поделки (одуванчика), с помощью нарезания тонкими полосками бумаги, воспитывать желание работать в коллективе.
-«Бабочки» (оригами)
Цель: закреплять умение детей использовать разные способы складывания бумаги, развивать фантазию, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики" .
Активизация речевой деятельности посредством развития мелкой моторики.Задачи:•Развивать внимание, усидчивость, память, умение слушать.•Способствовать улучшению координации движений пальцев...
Многофункциональное авторское пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»
Предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и решению многих других задач для коррек...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Содержание1 Целевой……………………………………………&he...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяетцелевые ориентиры – социальные и психологические характеристики...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Цели и задачи реализации программы Цель: Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, ...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения.
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием пятого года обучения. 2022г....