"Волшебный Декупаж"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Предлагаю вашему вниманию материал по использованию техники "Декупаж" в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.zip | 70.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 комбинированного вида».
Тематический план
по теме:
«Волшебный Декупаж».
Составила: воспитатель
подготовительной группы
Круглова Елена Симановна
г. Волосово 2012г.
Я, Елена Симановна Круглова, в 1986 году окончила Ленинградское областное педагогическое училище по специальности «Дошкольное воспитание». Общий педагогический стаж работы 20 лет, из них 10 лет – в МБДОУ « Детский сад №6» г. Волосово. В 2011 году защитилась на высшую квалификационную категорию.
Работая с детьми старшего возраста, я заметила, что не все дети могут самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе, не проявляют фантазию и художественное творчество. Поэтому я решила познакомить детей с техникой «Декупаж», которая, на мой взгляд, поможет детям развить творческие способности, фантазию.
Для решения этой проблемы я разработала методическое пособие «Волшебный «Декупаж», в котором уделила внимание развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику «Декупаж». Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложно аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М, Комарова Т. и др.)
Известный педагог-новатор Ш.А.Амонашвили отмечал, что дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.
Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые могли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком» (Рубинштейн С.Л.).
Актуальность выбранной темы:
- художественная деятельность является эффективным средством воспитания культуры чувств, познавательной активности, развития творческого потенциала подрастающего поколения;
- вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.
Проблема:
- - неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- - пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении;
- - низкое умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- - недостаточное проявление фантазии, художественного творчества.
Предполагаемый результат:
В результате работы по данной теме у детей:
- развивается ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
- обогащается опыт составлений композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
- ребенок осознает себя в реальном мире;
- развивается интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
- дети активно в самостоятельной деятельности используют приобретённый опыт.
Проведя на начальном этапе мониторинг по образовательной области художественное творчество, я отметила, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. А именно это требуют стандарты второго поколения.
Для решения этой проблемы, стала углублённо изучать методическую литературу, а также опыт педагогов, транслируемый в различных источниках.
По результатам выше перечисленных мероприятий разработала стратегию своей деятельности, направленную на достижение планируемых результатов. Для этого я выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как:
- знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, что способствовало бы овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Работу проводила с детьми старшего дошкольного возраста.
Новизна:
Техника «Декупаж» ранее не использовалась на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Цель моей работы: эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Декупаж».
Реализацию цели решала через следующие задачи:
- повысить интерес детей к аппликации, в частности к созданию декоративного образа;
- развивать художественное восприятие в процессе ознакомления с техникой «Декупаж», подвести детей к осмыслению динамики, фактуры, ритма, материала, как средств выразительности;
- формировать умение создавать декоративный образ в аппликации, используя разнообразные средства образной выразительности.
В разработке содержания техники «Декупаж» исходила из следующих положений:
- необходимости расширения опыта у старших дошкольников в использовании различных способов создания декоративного образа, а также развития интереса к выражению собственных замыслов в технике «Декупаж»;
- инициирование и предоставление самостоятельности детям на различных уровнях в процессе художественного восприятия, изобразительной деятельности;
- варьирование содержания игр, упражнений, занятий для более индивидуально-дифференцированного подхода к освоению дошкольниками художественного опыта;
- реализация деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий, определяющих способность ребенка учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира;[1]
- сотворчество родителей и детей
Используя игровую ситуацию «Интервью с художником» выяснила, что у детей недостаточно развито художественное восприятие произведений изобразительных искусств. Дети затрудняются выделять специфические средства выразительности декорирования. Недостаточно сформированы аппликативные навыки и умения. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения, работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер.
Начальные результаты мониторинга:
Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с художественными материалами и для развития художественного восприятия, я решила использовать технику «Декупаж».
Декупаж – это техника украшения аппликации декорированием с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа, это трехслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника.
Декупаж – высокое искусство аппликации.
Википедия рассказывает нам, что декупаж (фр. Decouper – вырезать) – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
За скупыми фразами официальных определений и формулировок скрывается интереснейшее и очень выразительное искусство, которое не оставляет равнодушным множество последователей, ценителей мастеров.
Декупаж может быть как самостоятельным видом творчества, так и использоваться в сочетании с различными видами и стилями росписи, органично дополняя друг друга.
Для декорирования в технологии «декупаж» используются различные шкатулки, предметы интерьера, декоративные доски и многое, многое другое.
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием тональных и колористических ритмов.
Работа именно с «декупажем», как с аппликацией и коллажной техникой, позволяет кроме прочего прививать детям внимание к выразительным характеристикам фактур. Также работы, выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше, воспринимаются родителями детей.
Техника эта способствовала развитию мелкой моторики (необходимость работы с тонкой бумагой), к тому же она позволяет делать законченные работы, что важно для работы с детьми.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Материал и оборудование:
-предмет для декорирования;
-трёхслойные салфетки;
-ножницы;
-клей ПВА,
-кисточки;
-губка;
-гуашь;
-лак (используется только воспитателем в отсутствии детей).
Мастера, работающие в технике «Декупаж», используют акриловые краски. Учитывая материальное положение родителей, мне показалось, что использовать акриловые краски дороговато. Я поэкспериментировала и заменила акриловые краски на гуашь.
Технология работы:
Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
- выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
- грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
- трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
- вырезаем или обрываем по краю рисунка;
- отслаиваем салфетку (нам нужен только первый слой рисунка);
- на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
- клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
- фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами), а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т.д.);
- заключительный этап работы - нанесение лака, выполняет только воспитатель в отсутствии детей.
Подготовительная работа к занятию.
Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.
Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового материала и природного материала, который очень привлекает детей. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить.
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу-игры, лабиринтов). Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания воспитателя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя, около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.).
Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Прежде всего, я приступила к созданию условий, необходимых для занятий изобразительной деятельности. Собрала в одном удобном и доступном для детей месте нужные для изобразительной деятельности инструменты и материалы.
Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды, в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведён уголок для работы в технике «Декупаж». Я слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Создания такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в самостоятельной деятельности, проводя опыты под моим наблюдением и самостоятельно.
Здесь дошкольники чувствуют себя более раскрепощёнными, свободно мыслят. На занятиях по изобразительной деятельности, более плодотворно и результативно выполняют самостоятельные работы. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребёнком и взрослым, ребёнком и ребёнком.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.
Работу проводила одновременно по трем направлениям:
- работа с детьми;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- работа с родителями.
В работе с детьми использовала следующие методы:
- рассматривание произведений искусства (экскурсии, занятия с использованием слайдов, просмотр иллюстраций, открыток, рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства);
- беседы с детьми;
- дидактические игры;
- наблюдения;
- упражнения;
- обследования;
- экспериментирование;
- образец;
- показ способов изображения;
- совет;
- слушание музыки.
Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе данные методы помогли расширить представления детей о содержании деятельности декоратора, в частности создания образов в технике «декупаж»; экспериментирование с различными материалами и инструментами расширило знания детей в использовании нетрадиционных способов рисования.
На втором этапе формировалось умение создавать образ в салфеточной аппликации; в условиях совместной деятельности дети учились согласовывать свой замысел с замыслом других детей и взрослых.
На третьем этапе дети учились реализовывать свой творческий замысел самостоятельно: создавали декоративные изделия для кукольных интерьеров, украшения в подарок.
Итоги мониторинга образовательной области художественное творчество показали, что:
- у детей развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
- возросла выразительность образов в декоративной технике;
- обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
- расширился опыт составления композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
- развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
- у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж», результатом которой были мини-выставки по следующим темам: «Волшебный декупаж», «Мы – декораторы», «Новогодняя открытка», у многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность в конечном результате.
Результаты данных мониторингов выявлялись в ходе наблюдений за непосредственной образовательной деятельностью, за самостоятельной деятельностью детей, а также при анализе выполненных работ.
Считаю, что изобразительное творчество детей – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение ими мира, на их творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Работа в технике «Декупаж» обеспечивает общекультурную подготовку, прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в стандартах второго поколения.
Уверена, что данное методическое пособие может быть успешно использовано педагогами дошкольного возраста, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, а также станет большим подспорьем в оформлении как групповых помещений, так и интерьера детского сада.
[1] ФГОС второго поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Волшебный Декупаж"
Знакомство детей подготовительной группы с историей возникновения техники Декупаж....
Проект в подготовительной группе на тему "Волшебный декупаж".
Данный проект предназначен для знакомства детей с новой для них техники декупаж....
"Волшебный декупаж"
Уважаемые коллеги.Хочу познакомить вас с опытом моей работы по организации проектной деятельности "Волшебный декупаж"....
Мастер - класс «Волшебный декупаж».
Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов....
Проект творческой мастерской ««Волшебный декупаж»»
Проект творческой мастерской««Волшебный декупаж»»творческая продуктивная деятельностьобразовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативн...
Мастер-класс для педагогов "Волшебный декупаж"
Мастер-класс для педагогов по декорированию деревянных дощечек с использованием техники декупаж...
Проект "Волшебный декупаж"
Волшебный декупаж...