Методическая разработка по оригами.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Знпчение, задачи. перспективное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование из бумаги по типу «оригами» как средство формирования мыслительной деятельности и развития мелкой моторики.
Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал первое слово, удивил своим «я сам», задал свой первый вопрос.
А вот он уже весело скачет по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения.
Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не умел, а сегодня уже со всем справляется.
Постепенное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребенка.
Много должен знать и уметь малыш, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное.
Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими, как: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание
.
Место оригами в воспитательно-образовательном процессе
Прежде всего, ребенок учится «общаться» с бумагой, угадывать ее качества; развивается мелкая моторика пальцев. Это очень важно для нормального формирования речи.
Дошкольникам нужно как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами, и оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много – они еще и разнообразны.
Очень важно, что при складывании фигурок работают обе руки, а значит, успешно развиваются оба полушария.
Оригами развивает физиологические (анатомические) и психические (интеллектуальные) способности ребенка, активизирует взаимодействие полушарий и полнее раскрывает ресурсы организма.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами
.
Роль оригами в коррекционной работе.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, активизирует мыслительные процессы.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. Оригами способствует концентрации внимания, т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Необходимо активнее включать оригами в воспитательно-образовательный процесс, так как занятия оригами обладают универсальной коррекционной психолого-педагогической особенностью.
Оригами – отличное средство, которое помогает корректировать различные поведенческие типы дошкольников (от агрессивных до застенчивых), стабилизирует психоэмоциональное состояние, снимает тревожность, помогает в работе с гиперактивными детьми.
В процессе работы, чтобы заинтересовать ребенка, снять напряжение, помочь преодолеть страх, можно соединить оригами со сказкой.
Сложив из бумаги поделки, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие.
Сказку можно рассказывать в процессе складывания или прочитать до занятия и предложить детям создать из бумаги ее героев. Таким образом, фигурки из бумаги становятся иллюстрациями к разным сказкам.
Ребенок, видя сказку, созданную своими руками, чувствует себя настоящим художником, творцом. Нетрудно представить, как это развивает воображение, фантазию, сколько положительных эмоций получает ребенок.
Значение оригами
- Средство для развития речи.
- Эффективное коммуникативное средство
- Средство для развития интеллекта.
- Средство для развития воображения и пространственного мышления.
- Средство для выработки умения слушать, понимать и выполнять инструкции.
- Средство для развития мелкой моторики.
- Средство для координации работы рук и глаз.
- Возможность проявить самостоятельность и выявить творческий потенциал.
- Средство для формирования трудолюбия и аккуратности.
- Средство для коррекции гиперактивных детей.
- Средство для получения эстетического удовольствия и развития положительных эмоций.
Задачи:
- Познакомить детей с новым видом искусства.
- Научить детей различным приемам и способам взаимодействия с бумагой.
- Развивать мелкую моторику.
- . Обогащать словарь детей за счет введения терминов, принятых в оригами.
- Формировать связную речь.
- Закреплять знание геометрических фигур.
- Развитие глазомера
- Развитие умения координировано работать и правой и левой рукой
- Развитие конструктивного мышления.
- Вырабатывать умение слушать, понимать и выполнять инструкции.
- Активизация мыслительных процессов.
- Развивать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Способствовать концентрации внимания.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
- Развивать воображение и фантазию.
- Создавать положительный эмоциональный настрой
В средней группе можно проводить подготовительную работу, которая заключается в следующем:
- Знакомство с разными видами бумаги;
- Сминание бумаги;
- Скручивание бумаги;
- Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны);
- Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы);
- Складывание листа бумаги пополам несколько раз, пока не получится полоса.
Также можно предложить детям поиграть в такую игру: берете листок голубой бумаги и загибаете уголки разной величины так, что получается неровный овал – лужа. По такому же принципу можно делать облака, ягоды, листочки и многое другое.
Малышам очень нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка. Приложил усилие – и бумажный листочек превратился во что-нибудь необычное..
Сначала можно делать очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились огурцы и помидоры, наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород, или «законсервировать» в банке, сделанной из большого листа бумаги.
Какие великолепные подарки к праздникам для своих близких можно сделать в технике оригами. Мамы хранят эти подарки.
Т.е. оригами еще и воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки.
Диагностика детей 5-ти лет
1-е задание (1) – оценка тонкой моторики пальцев.
Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги, размером 5*5 см.
Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для ведущей руки норма 15 сек., для второй – 20 сек.
2-е задание (2) – оценка моторики рук
Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку. Норма для ведущей руки – 15 сек., для второй – 26 сек.
3-е задание (3) – оценка тонкой моторики пальцев рук.
На столе 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки. Время выполнения – 20.сек.
Диагностика для детей 6-ти лет
1-е задание – оценка точности и координации движения.
Ребенок должен поразить мячом цель размером 25*25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча – 8 см.)
2-е задание – оценка тонкой моторики рук
Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт одной рукой на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35 сек., для второй – 45 сек
3-е задание – оценка общего уровня психомоторного развития.
Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить на столе из них квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить пополам, затем вернуться назад. Время выполнения – 20 сек
Перспективный план (старшая группа).
Месяц | Тема | Цели | Содержание |
Сентябрь | Знакомство с бумагой. | Рассказать детям о том, как изобрели бумагу, какая бывает бумага, ее свойства. | Загадывание загадок. Опыты с бумагой. |
Октябрь | Что такое оригами? | Знакомство с искусством оригами, история возникновения. | Сказка об оригами. Создание основных базовых форм – треугольник, книга, воздушный змей, дверь. |
Ноябрь | «Стаканчик». | Продолжаем знакомство с оригами, закрепляем знание основных базовых форм. Развиваем воображение, пространственное мышление. | Загадки. Складывание стаканчика. Опыт с водой: наполняем стаканчик водой и убеждаемся, что он не протекает. |
Декабрь | «Ворона-зевака». | Продолжаем развивать творческое воображение. Создаем юмористический настрой. | Стихотворение о вороне. Складывание головы вороны, обыгрывание поделки. |
Январь | «Щенок». | Продолжаем учиться создавать фигуры из бумаги, развиваем мелкую моторику. Знакомимся с фигурами, состоящими из двух частей – голова и туловище. | Стихотворение С. Михалкова «Щенок» для создания положительного эмоционального настроения. Складывание и обыгрывание фигуры щенка. |
Февраль | «Лягушка на болоте». | Учимся создавать коллективные композиции. Развиваем чувство композиции, воображение. | Прослушивание песенки «Лягушки». Складывание фигуры лягушки. Составление коллективной композиции «Лягушки на болоте». |
Март | «Царевна-лягушка». | Рассказ о сказках, которые можно сделать из бумаги. Развиваем воображение и творческую активность. | Чтение отрывка из сказки «Царевна – лягушка». Складывание фигуры лягушки и дополнительных деталей (корона, стрела) и наклеивание на бумагу. |
Апрель | «Кто сказал Мяу?». | Продолжаем учиться создавать сказки из бумаги. Развиваем композиционные умения, координируем работу рук и глаз. | Чтение сказки «Кто сказал Мяу?». Складывание фигур щенка и кота, создание композиции на бумаге. |
Май | «Волк и лиса». | Продолжаем развивать умение слушать, понимать воспитателя, точно следовать его инструкциям. | Чтение сказки «Волк и лиса». Складывание фигур персонажей и создание композиции методом аппликации. |
Перспективный план (подготовительная группа).
Месяц | Тема | Цели | Содержание |
Сентябрь | «Серая шейка». | Продолжаем создавать сказки из бумаги в технике оригами. Вспоминаем ранее приобретенные навыки работы с бумагой. | Предварительная работа – Чтение сказки «Серая шейка». Складывание фигуры лисы и уточки, создание композиции. |
Октябрь | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Развиваем пространственное мышление, воображение. Учимся складывать фигуры людей. | Предварительная работа – чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Вместе с воспитателем складываем фигуры. |
Ноябрь |
«Избушка на курьих ножках». | Продолжаем развивать навыки работы с бумагой в технике оригами, фантазию и творческие способности. | Предварительная работа – вспоминаем сказки, персонажем которых является Баба Яга. Складываем избушку на курьих ножках и Бабу Ягу, создаем композицию. |
Декабрь | «Снегурочка» | Продолжаем учиться складывать фигуры людей. Развиваем аккуратность, внимательность, умение доводить дело до конца. | Предварительная работа – чтение сказки «Снегурочка». Вместе с воспитателем складываем фигуру Снегурочки и создаем композицию, добавляя детали. |
Январь | «Теремок».
| Продолжаем развивать умение слушать воспитателя, точно следовать его инструкциям, соблюдая последовательность в работе. | Предварительная работа – театрализованная постановка сказки «Теремок». Под руководством воспитателя складываем теремок и головы персонажей сказки, создаем композицию. |
Февраль | «Колобок».
| Продолжаем совершенствовать навыки складывания фигур людей, умения совершать последовательные действия. | Предварительная работа - театрализованная постановка сказки «Колобок». Вместе с воспитателем складываем фигуры бабки, деда и колобка, создаем композицию. |
Март | «Репка». | Развиваем пространственное мышление, воображение и фантазию. Продолжаем работать над координацией рук и глаз. | Предварительная работа – обыгрывание сказки «Репка». Под руководством воспитателя складываем фигуры основных персонажей и репки. |
Апрель | «Три медведя». | Продолжаем развивать внимательность и аккуратность, умение последовательно выполнять действия. | Предварительная работа – обыгрывание сказки «Три медведя». По образцу воспитателя дети складывают фигуры медведей, создают композицию, добавляя в работу свои детали. |
Май | «Жили у бабуси два веселых гуся».
| Совершенствуем мелкую моторику, композиционные умения. | Слушаем песню «Два веселых гуся». Вместе с воспитателем складываем фигуры двух гусей и бабуси, создаем композицию в технике аппликации. |
Выводы:
Конструирование из бумаги по типу оригами необходимо все активнее вводить в воспитательно-образовательный процесс, так как мои наблюдения показали безусловную пользу этих занятий.
Использование, заложенных в оригами, педагогических и психотерапевтических возможностей помогает усовершенствовать и обогатить процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Оригами как метод – это целый комплекс качеств, необходимых в работе с детьми:
- Дидактическое средство для развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта;
- Средство, помогающее корректировать различные поведенческие типы дошкольников, стабилизирующее психоэмоциональное состояние, снижающее тревожность;
- Эффективное коммуникативное средство;
- Способ формирования таких положительных черт, как трудолюбие, аккуратность, творческая активность, воля;
- Занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкцию, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз;
- Возможность проявить самостоятельность;
- Активный отдых;
- Эстетическое удовольствие.
Включая оригами в совместную или самостоятельную деятельность дошкольников регулярно и планомерно, можно быть уверенным в том, что:
ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками («зона ближайшего развития»);
ребенку предоставляется такая конструктивная среда, в которой он решает задачи самостоятельно («зона активного развития»).
В оригами всегда можно найти материал как для детей с высокой начальной степенью интеллектуальных и конструктивных умений, так и для детей, у которых эти умения формируются с нуля, от простого к сложному.
Мир детской игрушки с каждым днем становится все богаче и сложнее. Тем не иене дети с удовольствием конструируют поделки из бумаги. Ведь для этого надо совсем немного: бумага, а также создание и поддержание у детей интереса к оригами.
Нет ребенка, который не смог или не захотел сложить фигурку из бумаги. Потому что в оригами у детей все удается и все получается, для них это – ситуация успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Оригами в дошкольном возрасте»
Методическая разработка по теме: «Оригами в дошкольном возрасте»...
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Методическая разработка годового планирования по оригами для детей 4-5 лет
Календарно-тематическое планированое по обучению детей 4-5 лет технике "Оригами"....
Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)».
Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)» Воспитатель:Бударина Алла ФедоровнаГБДОУ №97 Красногвардейского р-наГ. Санкт-Петербурга....
методическая разработка: семы оригами по лексическим темам
Предлагается разработка схем оригами по лексическим темам с использованием логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики...
Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Раздел оригами. Тема : «Изготовление маски и бабочки-оригами в тематике мультфильма «Леди Баг и Супер-кот»
Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование" по разделу оригами. Так же данный материал можно...