Развитие детей дошкольного возраста в процессе художественно-конструктивной деятельности.
статья по конструированию, ручному труду по теме
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Существует разная техника работы с бумагой: бумажная пластика; оригами (киригами); объемная бумажная скульптура.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие детей дошкольного возраста в процессе
художественно-конструктивной деятельности
Термин конструирование произошел от латинского слова, которое означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образцами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом.
К техническому типу конструктивной деятельности относятся: конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модулей.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «прекрасный принц», «злой волк»…
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала.
В конструировании из бумаги дети в основном создают художественно – эстетический продукт: сказочные фигурки для игр, поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи, так и придуманные образы. И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стул, веер) и живые образы (лисичка, девочка, поросенок), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.
Почему это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие?
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например, на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, гофрированная.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Существует разная техника работы с бумагой:
- бумажная пластика: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание (бумагокручение), плетение;
- оригами, киригами
- объемная бумажная скульптура: поделки на основе цилиндра, прямоугольника, конуса.
Техника бумажной пластики
«Пластика» - от греческого – лепить. Но лепить можно только из «послушных» материалов (глина, пластилин и др.). Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу?
Да, бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной и разнофактурной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.
Бумажная пластика предполагает использование разнофактурной цветной бумаги. Чем богаче выбор по цвету и фактуре предполагаемого материала, тем шире можно поставить творческую задачу, тем интереснее и выразительнее будут детские работы.
Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, мягкая, гладкая, шероховатая, гофрированная и др.) обладает, как и любой материал, свойственными только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.
Рыхлая, мягкая, податливая бумага легко рвется, сминается, скатывается в шарики, скручивается в толстые и тонкие жгуты. В качестве мягкой бумаги чаще всего используются цветные салфетки. Салфетки должны быть одноцветными и окрашенными с 2-х сторон.
Плотная бумага при сминании образует сгибы, грани, которые напоминают неровную поверхность: горы, скалы, море, снег и т.п. В работе можно использовать старые журналы, иллюстрации с красочным рисунком, рекламные проспекты и любые кусочки глянцевой бумаги. Эта бумага гладкая, прочная на разрыв и излом.
Гофрированная бумага чаще всего встречается 2-х видов: жесткая плотная упаковочная бумага (найти ее можно в любом цветочном магазине) и тонкая бумага гофре, которую обычно используют для елочных украшений.
Жесткая гофрированная бумага удачно подходит для моделирования одежды (платье барышни, балерины, поля шляпы и др.) Линии гофре и сгибы на бумаге имитируют складки одежды.
Тонкая гофрированная бумага более пластична, ее можно скатывать в жгуты и округлые формы. Такой бумагой можно заменить в случае необходимости цветные салфетки; для этого бумагу надо предварительно помять, чтобы она стала мягкой.
Любую гофрированную бумагу можно перекручивать, закручивать, растягивать в поперечном направлении. Очень красиво смотрятся из гофрированной бумаги цветы. Изделия из такой бумаги хорошо держат форму. Цветную бумагу для объемных и полуобъемных работ лучше всего брать окрашенную с 2-х сторон.
Использование разнообразного изобразительного материала не только позволяет сделать работу детей содержательной, изделия выразительными и оригинальными, но и рождает у дошкольников интересные идеи, желание придумывать новые способы и приемы в творческой, художественной деятельности.
В практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого.
Разрывание, разрезание, плетение являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и, начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше – в 3-4 года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки – бантик у клоуна, цветы в корзине, опушка шубы у снегурочки.
Обучение трехлетних детей необходимо начинать во второй половине учебного года. Прежде всего, их нужно познакомить с разными свойствами бумаги. Она бывает мягкой и жесткой, разной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой и т.д. С ней можно по разному действовать: мять, рвать, клеить и создавать разные формы. С этой целью организуются игровые занятия для практического экспериментирования с бумагой.
На первом занятии детям раздают разную цветную бумагу (мягкую). Предлагают ее пощупать, помять, порвать, определить какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется.
В результате одни дети рвут из мягкой бумаги длинные полоски, другие – пытаются сделать большой ком, третьи – скатывают из нее маленькие комочки.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривают результаты деятельности с целью их «опредмечивания».
На втором занятии дети из мягкой бумаги делают путем сминания разные по величине шарики. Готовые разноцветные шары воспитатель подвешивает на ниточках. Дети подпрыгивают, пытаются дотянуться до них, дуют вслед за воспитателем на игрушки и любуются тем, как они вертятся.
На последующих занятиях дети из смятой бумаги создают разные предметы: мячики, цыплята, неваляшка, снеговик, гусеница и т.д.
На пятом году жизни продолжается знакомство с разными свойствами бумаги.
Оригами
Обучение складыванию бумажных фигурок в практике детского сада применяются давно. Еще основоположник детского сада Фридрих Фребель отмечал позитивные моменты влияния таких занятий на маленьких детей. Раньше у нас подобного рода занятия назывались конструированием из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой-оригами.
Корни возникновения оригами уходят в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В 7 веке (ок. 610 г.) секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Первые упоминания об оригами встречаются в средневековой японской литературе. На гравюрах 18 века можно увидеть кимоно, украшенные бумажными птичками. Бумажными фигурками украшали прически, использовались они и на праздниках, в религиозных церемониях. Родители делали для своих детей игрушки из бумаги. В течение многих веков традиция складывания бумажных фигур передавалась из поколения в поколение. В переводе с японского оригами означает «складывание бумаги». В 18 веке появились и первые пособия по оригами.
Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.
Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у детей долгое ожидание результата приводит к потере интереса.
Во-вторых, результат – полученное изделие – всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.
В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук, - бесспорный факт, который из года в год я наблюдаю у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают руками в подготовительной группе. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.
Без внимания невозможно сложить изделие; ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога.
На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу – заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму. Складывание фигурок основано на основании базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять, желательно по памяти. Иногда на занятиях вводится задание, специально направленное на развитие памяти, при этом дети предупреждаются заранее о предстоящей задаче и пытаются запомнить действия и порядок их выполнения, чтобы потом самостоятельно сложить фигурку.
При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемой фигуры с реальными предметами. Так, например, многие базовые формы носят названия предметов, на которые они похожи: «Дверь», «Дом», «Катамаран», «Воздушный змей». К тому же при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: Зачем? Почему? Как? Что будет, если?.. и т.д., т.е. мыслить.
В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятий в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретенным кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных в технике оригами. Таким образом, условно определенное первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.
Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения. Есть в оригами и еще одно направление – связанное с развитием речи ребенка и выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений, а также в сочинении своих диалогов и сказок. Возможно и сочинение «оригамских» сказок в ходе складывания фигурок («жил-был уголок, стало ему скучно, отправился он в гости к братцу…»).
Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребенка:
- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе)
- целеустремленности (начатое должно быть завершено)
- самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам)
- активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания)
- любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).
Примерная структура занятия по конструированию из бумаги с детьми
№ п/п | Этап и его цель | Содержание этапа | Методы и приемы | Оборудование |
1. | * Организационный момент * Заинтересовать детей | * Сообщение темы занятия * Создание атмосферы радости перед предстоящей работой. * Обыгрывание поделки * Рассматривание образцов * Сообщение учебных задач (чему будем учиться) * Мотивация деятельности (зачем это нужно) | * Рассматривание выставки поделок * Наблюдение за работой воспитателя * Игровая мотивация * Обыгрывание поделок * Чтение литературных произведений * Показ иллюстраций, фоторгафий изделий | * Образцы в увеличенном виде * Натуральные изделия, иллюстрации, фотографии |
2. | * Анализ образцов поделок * Выявить уровень знаний об изделии, коррекция знаний * Развивать речь, память, мышление (аналитическое, конструктивное) * Активизировать знания детей * Развивать чувство цвета, формы и композиции | * Вопросы к детям: - Из какого материала образец? - Какие свойства материала нужно учитывать при его изготовлении? - Сколько деталей, какой формы? - Как их разметить? - Как изготовить детали, каким способом? - Какие инструменты для работы нам нужны, правила работы с ними? - Как соединить детали? * Уточнение знаний детей | * Беседы, опыты, проблемные вопросы * Сравнение, сопоставление, выделение главного, существенного | * Образцы в увеличенном виде и в натуральную величину * Образцы деталей * Изделия с очевидными ошибками в технологии, в выборе материала, в пропорциях и пр. |
3. | * Сообщение новых знаний * Дать знания, необходимые для выполнения нового задания * Подготовить детей к выполнению технологических операций (разметка, резание, изгибание и пр.) | * Сообщение о названии нового материала. Демонстрация свойств материала. * Выделение главного в технологии * Сообщение правил и требований к качеству * Предупреждение возможных ошибок | * Объяснение * Демонстрация приемов * Пояснения, уточнения * Упражнения | * Материалы и инструменты для демонстрации технологических операций (разметка, резание, склеивание и пр.) |
4. | * Подготовка рабочего места * Воспитание культуры труда * Развитие самостоятельности, навыков самообслуживания | * Раздача и раскладка оборудования или самостоятельный выбор материалов, инструментов на основе анализа изделия и сообщения новых знаний о предстоящей работе | * Образец раскладки всего необходимого на рабочем месте, напоминание, информация к самоконтролю | * Материалы, инструменты и др. |
5. | * Практическая работа над изделием * Формирование общетрудовых умений и культуры труда | * Порядок работы (план) * Совместное выполнение работы взрослым и ребенком (пооперационный диктант): или по этапам (вслед за воспитателем), или по предложенному плану (если он содержит не более 3-4 пунктов и при наличии опыта) * Сообщение требований к качеству | * Обсуждение плана работы * Инструктаж * Упражнения * Советы * Демонстрация технологической операции * Информация к самоконтролю * Игровая мотивация деятельности * Поощрение * Мотивированная оценка промежуточных результатов * Приемы стимулирующие творчество и создающие интерес к процессу деятельности и результат | * Рисунки, готовые изделия, образцы, варианты деталей изделия, уточняющие технологию схемы и рисунки на доске или бумаге * Технологические карты с этапами работы |
6. | * Анализ выполненной работы и ее оценка * Развитие умственных способностей: наблюдения, сравнения, аналитического мышления, памяти, воображения * Воспитание желания сделать работу хорошо, добиваться качества * Развитие самоконтроля | * Вопросы к детям: - Понравилось ли работать? Что понравилось? - С каким материалом работали? - Чем занимались? - Чему учились? - Все ли получилось? - Как можно исправить, сделать лучше? - Какой образ получился? - Как будешь с ним играть? - Кому подаришь? - Куда поставишь? - Что в него будешь класть? | * Вопросы к детям * Сравнение изделий с образцами, самоконтроль, мотивированная оценка по законам красоты и критическим качествам | * Образцы в натуральную величину для сравнения с полученным изделием |
7. | * Уборка рабочего места * Воспитание культуры труда | * Раскладка материалов и оборудования на место хранения | * Напоминание, совет, поощрения, личный пример | * Оборудование для уборки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений"
опыт работы по данной теме с возможными рекомендациями...
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...
Консультация для педагогов ДОУ "Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности"
Создать через театрально-игравую деятельность условия для развития связной речи дошкольника с помощью выразительных средств (мимика,жест, поза,походка,разыгрывание литераурного произведения)...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
консультация для педагогов...