Рабочая программа кружковой деятельности по оригами
рабочая программа (старшая группа) на тему

Севруженко Наталья Дмитриевна

Представлена рабочая программа кружковой деятельности "Волшебный квадратик" по оригами, с подробным планом работы на год и с целями обучения для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_origami_starsh._gr.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 комбинированного вида» (МБДОУ № 33)

660115 г. Красноярск, ул.Тотмина, 19 Д E-mail: mbdou33@bk.ru

Тел. 246 – 68 – 86, 2 46-70-32.

                                                                                                                                                    Утверждаю:                                      

                                                                                                                                                Заведующий МБДОУ № 33    

                                                                                                                                                 _________   Г.А.Капралова                                                                              

«Волшебный квадратик»

        Рабочая программа

кружковой деятельности по оригами

для детей старшего возраста

на 2017-2018 уч. год

                                                                    Руководитель:

                       Севруженко Н.Д.

Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник                                                            творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

                Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти представления и умения.

Цель программы – создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ и т.д.), и базовыми формами;

2. Совершенствовать умение работать с бумагой, создавая объемные фигуры;

3. Улучшать способность следовать словесным инструкциям, формировать грамматически правильную речь;

4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

5. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

1. Развивать умение детей поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

2. Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев;

3. Развивать творческое воображение, внимание, память, фантазию, аккуратность;

 Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к искусству оригами.

2. Совершенствовать трудовые навыки ребенка, формировать культуру труда, бережно использовать материал;

3. Упражнять в аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Ожидаемый результат.

  • Ознакомить с искусством оригами;
  • Формировать умение различным приемам работы с бумагой;
  • Упражнять в названии основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
  • Совершенствовать навык следовать устным инструкциям;
  • Создавать изделия оригами;
  • Развить внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;
  • Овладеть навыками культуры труда;
  • Приобрести навыки работы в коллективе.
  • Самостоятельно создавать игрушки для театрализованных игр, сувениры для родителей.
  • Самостоятельное придумывание «оригамских» сказок.

Методы обучения:

  • словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
  • практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам)
  • пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);
  • репродуктивные методы  (воспроизведение дошкольниками полученных представлений и освоенных способов деятельности);
  • частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
  • исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

  • Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
  • Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
  • Индивидуального подхода к детям.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Игры-занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю. Длительность занятий 25 – 30 минут.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагог.

Групповая комната, в которой будут проходить игры-занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

Педагог создает условия для ознакомления детей с техникой – оригами, через оформление предметно-развивающей среды. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.

           Используемая литература:

  1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»
  4. Г.И. Долженко «100 оригами»
  5. Т. Сержантова «366 моделей оригами»
  6.  Ресурсы интернета.

План работы.

Октябрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Знакомство детей с искусством оригами

Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Показать детям выполненные работы. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию. 

 Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»

2.

Основные термины и элементы складывания

Закреплять представление об основных геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д), обогащать словарь специальными терминами. Формировать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Закреплять приёмы складывания квадрата используемые в работах. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Знакомить детей с условными знаками оригами.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»

3.

Ёлка и грибок.

Познакомить детей с базовой формой – треугольник. Познакомить с поделками и последовательностью их выполнения на основе данной базовой формы.  Формировать умение аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Совершенствуя навык проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.

 Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.32-36

4.

Бабочка.

Продолжать формировать представление выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять в проговаривать своих действий, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Развивать творчество и фантазию при оформлении своих работ

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.37-38

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.20-21

Ноябрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Воздушный змей.

Познакомить детей с базовой формой – воздушный змей Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять детей проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.65-67

2.

Щенок.

Собачка.

Формировать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять детей проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.57-61

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.63-64

3.

Рыбка.

Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умения проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Развивать навык делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.39-40 

4.

Зайчик

Продолжать формировать умения мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.48-50

Декабрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Тюльпан.

Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять детей проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме.

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.22-23

2.

Лиса.

Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.24-25

3.

Лягушонок.

Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме.  

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.41-42

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.28-29

4.

Кораблик.

Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.51-52

Январь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Стаканчик.

Продолжать работать с базовой формой треугольник. Формировать навык загибать углы и вводить в образовавшуюся щель. Проговаривать свои действия, используя специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.55-56

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.30-31

2.

Синица.

Развивать у детей умение складывать базовую форму – треугольник. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Совершенствовать навык оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.62-64

3.

Снежинки

Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. Формировать умение работать по схеме.

Т. Сержантова «366 моделей оригами» стр. 37

4.

Гномик

Продолжать совершенствовать навык делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко, выполнять инструкции педагога. Формировать умение работать по схеме.

Т. Сержантова «366 моделей оригами» стр. 54

Февраль

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Курочка.

Формировать умение работать с базовой формой – воздушный змей. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.73-74

2.

Самолет.

Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали, выполнять последующие сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.  Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» стр. 43- 44

3.

        

Птица.

Голубь.

Продолжать формировать умение детей работать с базовой формой – воздушный змей. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать навык оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.75-77

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.89

4.

Ворона.

Продолжать формировать умение детей работать с базовой формой – воздушный змей.  Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.82-85

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.81-82

Март

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Сова.

Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.78-81

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.67-69

2.

Жар птица. Попугай.

Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. 

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.83-84,90-91

3.

        

Пингвин.

Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. 

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.94-94.

4.

Кошка.

Формировать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Формировать умение аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций Формировать умение работать по схеме. 

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.61-62

5.

Лиса.

Формировать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме.

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.32-33

Апрель

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Кролик

Познакомить детей с новой базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.68

2.

Лебедь.

Продолжать знакомство детей с новой базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме.             

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.93-94

3.

        

Мотылёк.

Формировать умение работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.86-92

4.

Солонка.

Познакомить детей с новой базовой формой – конверт. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.102-104

Май

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Примечание

1.

Корзинка.

Формировать умение работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.108-109

2.

Головастик. Жук.

Формировать умение работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.110-115

3.

        

Пароход.

Продолжать знакомить детей с новой базовой формой – конверт. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.  Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.116-118

4.

Слон.

Развивать у детей умение складывать и преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. 

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.126-128

Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.79-80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой деятельности в 1 мл группе на тему " познавайка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ...

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....

Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»

Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....

Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...