Рабочая программа кружковой деятельности по оригами
рабочая программа (старшая группа) на тему
Представлена рабочая программа кружковой деятельности "Волшебный квадратик" по оригами, с подробным планом работы на год и с целями обучения для старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami_starsh._gr.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 комбинированного вида» (МБДОУ № 33)
660115 г. Красноярск, ул.Тотмина, 19 Д E-mail: mbdou33@bk.ru
Тел. 246 – 68 – 86, 2 46-70-32.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 33
_________ Г.А.Капралова
«Волшебный квадратик»
Рабочая программа
кружковой деятельности по оригами
для детей старшего возраста
на 2017-2018 уч. год
Руководитель:
Севруженко Н.Д.
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти представления и умения.
Цель программы – создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ и т.д.), и базовыми формами;
2. Совершенствовать умение работать с бумагой, создавая объемные фигуры;
3. Улучшать способность следовать словесным инструкциям, формировать грамматически правильную речь;
4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
5. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
1. Развивать умение детей поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев;
3. Развивать творческое воображение, внимание, память, фантазию, аккуратность;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
2. Совершенствовать трудовые навыки ребенка, формировать культуру труда, бережно использовать материал;
3. Упражнять в аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемый результат.
- Ознакомить с искусством оригами;
- Формировать умение различным приемам работы с бумагой;
- Упражнять в названии основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
- Совершенствовать навык следовать устным инструкциям;
- Создавать изделия оригами;
- Развить внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;
- Овладеть навыками культуры труда;
- Приобрести навыки работы в коллективе.
- Самостоятельно создавать игрушки для театрализованных игр, сувениры для родителей.
- Самостоятельное придумывание «оригамских» сказок.
Методы обучения:
- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам)
- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);
- репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками полученных представлений и освоенных способов деятельности);
- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
- Индивидуального подхода к детям.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Игры-занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю. Длительность занятий 25 – 30 минут.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагог.
Групповая комната, в которой будут проходить игры-занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Педагог создает условия для ознакомления детей с техникой – оригами, через оформление предметно-развивающей среды. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей.
Используемая литература:
- «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
- «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»
- Г.И. Долженко «100 оригами»
- Т. Сержантова «366 моделей оригами»
- Ресурсы интернета.
План работы.
Октябрь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Знакомство детей с искусством оригами | Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Показать детям выполненные работы. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» | |
2. | Основные термины и элементы складывания | Закреплять представление об основных геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д), обогащать словарь специальными терминами. Формировать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Закреплять приёмы складывания квадрата используемые в работах. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Знакомить детей с условными знаками оригами. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» | |
3. | Ёлка и грибок. | Познакомить детей с базовой формой – треугольник. Познакомить с поделками и последовательностью их выполнения на основе данной базовой формы. Формировать умение аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Совершенствуя навык проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.32-36 | |
4. | Бабочка. | Продолжать формировать представление выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять в проговаривать своих действий, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Развивать творчество и фантазию при оформлении своих работ Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.37-38 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.20-21 |
Ноябрь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Воздушный змей. | Познакомить детей с базовой формой – воздушный змей Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять детей проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.65-67 | |
2. | Щенок. Собачка. | Формировать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять детей проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.57-61 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.63-64 | |
3. | Рыбка. | Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умения проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Развивать навык делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.39-40 | |
4. | Зайчик | Продолжать формировать умения мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.48-50 |
Декабрь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Тюльпан. | Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Упражнять детей проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.22-23 | |
2. | Лиса. | Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.24-25 | |
3. | Лягушонок. | Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.41-42 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.28-29 | |
4. | Кораблик. | Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Развивать умение проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.51-52 |
Январь
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Стаканчик. | Продолжать работать с базовой формой треугольник. Формировать навык загибать углы и вводить в образовавшуюся щель. Проговаривать свои действия, используя специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.55-56 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.30-31 | |
2. | Синица. | Развивать у детей умение складывать базовую форму – треугольник. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Совершенствовать навык оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.62-64 | |
3. | Снежинки | Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. Формировать умение работать по схеме. Т. Сержантова «366 моделей оригами» стр. 37 | |
4. | Гномик | Продолжать совершенствовать навык делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко, выполнять инструкции педагога. Формировать умение работать по схеме. Т. Сержантова «366 моделей оригами» стр. 54 |
Февраль
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Курочка. | Формировать умение работать с базовой формой – воздушный змей. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.73-74 | |
2. | Самолет. | Продолжать формировать умение выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали, выполнять последующие сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» стр. 43- 44 | |
3. |
Птица. Голубь. | Продолжать формировать умение детей работать с базовой формой – воздушный змей. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать навык оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.75-77 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.89 | |
4. | Ворона. | Продолжать формировать умение детей работать с базовой формой – воздушный змей. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.82-85 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.81-82 |
Март
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Сова. | Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.78-81 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.67-69 | |
2. | Жар птица. Попугай. | Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.83-84,90-91 | |
3. |
Пингвин. | Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Развивать умение оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.94-94. | |
4. | Кошка. | Формировать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Формировать умение аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.61-62 | |
5. | Лиса. | Формировать умение выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Совершенствовать навык аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме. Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.32-33 |
Апрель
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Кролик | Познакомить детей с новой базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.68 | |
2. | Лебедь. | Продолжать знакомство детей с новой базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.93-94 | |
3. |
Мотылёк. | Формировать умение работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.86-92 | |
4. | Солонка. | Познакомить детей с новой базовой формой – конверт. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.102-104 |
Май
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | Примечание |
1. | Корзинка. | Формировать умение работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.108-109 | |
2. | Головастик. Жук. | Формировать умение работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.110-115 | |
3. |
Пароход. | Продолжать знакомить детей с новой базовой формой – конверт. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Совершенствовать навык аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.116-118 | |
4. | Слон. | Развивать у детей умение складывать и преобразовывать базовую форму – воздушный змей. Формировать умение выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Делать необходимые вырезания и украшения. Способствовать созданию игровых ситуаций. Оформлять коллективную композицию. Формировать умение работать по схеме. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка» Стр.126-128 Г.И.Долженко «100 оригами» Стр.79-80 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ...
Рабочая программа кружковой деятельности в 1 мл группе на тему " познавайка"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ...
Рабочая программа кружковой деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программма 2016-17г....
Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"
Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...