Опыт работы по теме: «Формирование конструктивного праксиса у дошкольников с использованием даров Фребеля и конструктора «Фанкластик»
методическая разработка

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.

На занятиях у меня 4х летний мальчик, очень подвижный и эмоциональный ребенок, которому никак не давалось выполнить задание по инструкции до конца. Мы могли сидеть на коврике, погруженные в процесс сортировки картинок с овощами и фруктами, как вдруг, в один момент, он резко срывался с места, переворачивал все карточки и искал себе новое развлечение. И где уж тут соблюдать правило, что прежде, чем начать новую игру, нужно убрать предыдущую?

Был у этого парня любимый персонаж – человек-паук. Удивительно, насколько устойчивым был этот интерес у этого, активного мальчика с переменчивым настроением. Человек-паук и любые паукообразные вызывали у него дикий восторг, и я решила попробовать использовать этот интерес для включения его в конструктивную деятельность. Получить видимый и ощутимый результат своей деятельности, а если это еще и любимый объект – мощнейший стимул для развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_0.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Опыт работы по теме: «Формирование конструктивного праксиса у дошкольников с использованием даров Фребеля и конструктора «Фанкластик»

Подготовила:

Королева Ирина Александровна

воспитатель

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.

На занятиях у меня 4х летний мальчик, очень подвижный и эмоциональный ребенок, которому никак не давалось выполнить задание по инструкции до конца. Мы могли сидеть на коврике, погруженные в процесс сортировки картинок с овощами и фруктами, как вдруг, в один момент, он резко срывался с места, переворачивал все карточки и искал себе новое развлечение. И где уж тут соблюдать правило, что прежде, чем начать новую игру, нужно убрать предыдущую?

Был у этого парня любимый персонаж – человек-паук. Удивительно, насколько устойчивым был этот интерес у этого, активного мальчика с переменчивым настроением. Человек-паук и любые паукообразные вызывали у него дикий восторг, и я решила попробовать использовать этот интерес для включения его в конструктивную деятельность. Получить видимый и ощутимый результат своей деятельности, а если это еще и любимый объект – мощнейший стимул для развития.

На одном из занятий мы достали тесто для лепки, начали его разминать, пробовать катать шарики и «колбаски» и вот, отдельные ничего не значащие части вдруг сложились в целого паука! Это сопровождалось невероятной эмоцией радости, удивления. Глаза у мальчика загорелись, он захотел сделать еще одного паука сам. И, конечно, он не мог оставить эту работу недоделанной, обычные 3 минуты его целенаправленной деятельности превратились во все 10 минут. На следующих занятиях мы воспроизводили этот опыт ещё, так у паука появлялись друзья: червячок, бабочка, цветок. А после того, как результат был достигнут, мы разбирали паука и его друзей обратно в коробочки для того, чтобы сложить их вновь на следующем занятии.

Таким образом, конструктивная деятельность способствует развитию целенаправленности и устойчивости в деятельности, способности планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия. А кроме того, развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку. А в возрасте 5-7 лет позволит сформировать и закрепить зрительный образ букв и цифр.

Для развития конструктивного праксиса подойдут: дары Фребеля и конструктор «Фанкластик».

 Всероссийская сетевая площадка «Мастерская конструирования ФАНКЛАСТИК» открыла нашим педагогам и воспитанникам безграничные возможности для воплощения творчества и не только в конструирование. И несмотря на то, что опыт работы небольшой, у нас есть первые положительные результаты. На сегодняшний день в нашем детском саду 3 больших набора конструктора: для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.

  Изобрел этот уникальный конструктор Дмитрий Соколов, производится он в России, на Храпуновском инструментальном заводе. Фанкластик отвечает всем требованиям безопасности.

Детский конструктор Фанкластик – это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов, в этом конструкторе для детей используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки. Фанкластик обеспечивает самое прочное соединение деталей среди всех пластиковых конструкторов, что  даёт возможность создавать объемные модели высотой до 3 метров.

Игры с конструктором Фанкластик развивают: воображение и фантазию, логическое и пространственное мышление, усидчивость и внимательность, память, речь и социальную адаптацию, а также формирует техническое, инженерное, линейное образное  и структурное образное мышление. Наборы конструктора дают безграничные возможности для творчества, он никогда не надоест, потому что придуманные модели можно переделывать, достраивать, объединять, каждый раз получая что-то новое и необычное.

В нашей группе мы используем конструктор Фанкластик в самостоятельной игровой и образовательной деятельности с детьми. В конструировании отводится несколько образовательных ситуаций: создают конструкцию в сотворчестве с педагогом, по замыслу и по схемам. Дети с педагогом заполняют карту- матрицу и по ней создают свой объект. С помощью конструирования дети осваивают понятия «ракурс», «угол зрения».

Конструктор Фанкластик мы используем в познавательной, двигательной, конструкторской деятельностях и в развитии речи.

В формировании элементарных математических представлений мы используем такие игры как: «Запомни и выложи в ряд», «Мемори», «Разноцветные дорожки», «Счётная лесенка и др.

-  Игра «Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. «Дети» в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

- «Счётная лесенка», данная игра формирует представления у детей о количестве (больше - меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх - вниз), цветовосприятие. Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.

Все полученные постройки используются детьми в дальнейших играх.

В двигательной деятельности мы также используем конструктор в подвижных играх «Кто быстрее?», «Равновесие», «Чья команда быстрее построит?»

Подвижная игра «Чья команда быстрее построит?» помогает развивать умение строить объекты командой, помогать друг другу.  Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. Для этого дети делятся на две команды. Каждой команде даётся образец постройки.

Например: полка для гнома с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к общей постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит объект.

Для развития речи детей нами придуманы следующие игры: «Собери букву», «Разбор слова», «Построй предложение».

 Через игру «Собери букву» закрепляем графический образ букв, развиваем внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Из деталей конструктора «Фанкластик» дети создают графический образ пройденных букв (можно по схемам, а можно проявить творчество) Уникальность в трехмерной объемной модели. Разноцветность деталей наборов позволяет создавать буквы по цвету: красные - гласные, синие и зеленые - согласные твердые и мягкие. Собирать эти буквы в слоги, а затем в слова.

-Игра «Построй предложение», развивает лексико-грамматические средства языка, умения подбирать объект к названию действия; развивать умение  составлять простые предложения по модели «Кто? Что делает?» и составлять предложения с предлогами.Каждая деталь конструктора подразумевает определённую часть речи.

             

 Предлог      Существительное            Глагол (действие)              Местоимение

Первое время, педагог читает предложение, а ребёнок строит схему этого предложения данными деталями. Когда дети, хорошо овладели данной техникой, тогда они сами могут придумывать свои предложения.

- Игра «Разбор слова» направлена на развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова. Для начала ребёнок определяет с помощью жёлтых, белых или серых квадратов 2х2 или 3х3 «Сколько звуков в слове?» Затем красными квадратиками выделяет гласные звуки. Далее уже выделяет твёрдые и мягкие звуки.

У детей развиваются аналитические и творческие способности, он учится мыслить самостоятельно и креативно. «Фанкластик» предоставляет ребёнку возможность собирать именно то, что ему хочется. «Фанкластик» растёт вместе с интересами ребёнка, позволяя переходить от простого к сложному, от плоских блоков к пространственным конструкциям, от фигурок к объёмным геометрическим фигурам.

Мы убеждены, что целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию  играет большую роль при подготовке к учебной деятельности, но и дает возможность сделать первые шаги в любимом деле, будь то художественное мастерство, инженерия, конструирование, дизайн, моделирование. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.   

Таким образом, конструктор Фанкластик формирует у детей  дошкольного возраста навыки конструирования моделей, умения находить и решать сложные и нестандартные задачи, расширяет словарный запас, развивает мелкую моторику и навыки работы в команде, стимулирует интерес и любознательность, побуждает к умственной активности.

Для того чтобы полноценно развивать детское творчество в технической сфере и развивать конструктивное мышление в ДОУ, где работает автор была внедрена парциальная программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» [1]. На сегодняшний день данная программа олицетворяет инновационный подход к развитию детского технического творчества и конструирования.

Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» позволяет решить сразу несколько задач – сформировать основы технической грамотности воспитанников; развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности; обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования) [5].

Задумка Фридриха Фрёбеля – конструктор, который на сегодняшний день носит название «Дары Фрёбеля», представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста. Специально подобранный предмет материал позволяет так построить образовательный процесс, чтобы процесс моделирования и конструирования превратился в увлекательную игру. А также осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности.

Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», авторами которой является коллектив в составе Т. В. Волосовец, Ю. В. Карповой, Т. В. Тимофеевой, в своей основе использует сразу несколько педагогических подходов: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуальный и дифференцированный. Все это позволяет таким образом организовать процесс конструирования и технического творчества, чтобы выявить самобытность каждого ребенка, учесть индивидуальные особенности и при этом развить коммуникативные умения.

Для успешного внедрения Программы в работу Оредежского детского сада, автором были созданы следующие условия:

правильная организация рабочего пространства в группе;

детям предоставлялся выбор целей и средств в процессе конструирования, которые соответствовали бы их силе и интересам;

учет индивидуальных особенностей детей, то есть воспитанники работали в своем темпе.

Таким образом в группе был организован общий стол для работы, поверхности которого хватало для всех участников процесса конструирования из наборов «Дары Фрёбеля» (см. Рисунок 1).

Рис. 1 – Организация рабочего пространства

Места за столом не определялись «жестко» и не «закреплялись» за каждым участником творческого процесса. Каждый ребенок перед началом занятия выбирал себе место «по душе». Кроме того, дети могли свободно перемещаться при необходимости.

Также для всех были доступны разные виды материалов, и можно было выбрать любой материал для творчества согласно замыслу (см. Рисунок 2).

Рис. 2 – Творческий процесс

Автор статьи – воспитатель – не является статичной фигурой, он полноценный участник технического творчества. Это очень важно – не отделять себя от детей, стать старшим товарищем, помощником (см. Рис. 3). Особенно важно это для тех детей, которые более других нуждаются в помощи. Но помощь не осуществляется в виде сухих инструкций, напротив, воспитатель становится примером для подражания. Вместе с детьми обсуждается то, что будет происходить на занятии, обсуждается замысел и сам процесс творчества. Таким образом, педагог «заражает» детей своим энтузиазмом и ориентирует их на достижение цели.

Рис. 3 – Работа педагога с детьми

Чтобы процесс конструирования был максимально результативным, помимо помощи и свободы выбора необходимо, чтобы цели, предложенные педагогом, соответствовали возможностям и способностям детей. Но при этом дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его.

Процесс творческого конструирования можно разделить на несколько стадий. Сначала дети активно включаются в игру, у них возникает интерес и желание играть, обсуждается замысел, появляется цель. На второй стадии педагог знакомит ребенка с тем видом деталей конструктора, с которым предстоит работа, при этом учитывается желание ребенка и предоставляется ему возможность в выборе необходимых деталей, которые понадобятся в процессе конструирования. На данном этапе ребенку предстоит выполнять конструкцию, действуя по сюжету или по замыслу. Следующая стадия – творческое проявление. Ребенок занят поиском самостоятельных решений и действий. Он подбирает, придумывает (см. Рис 4). Основной задачей творческого конструирования является формирования у детей образного мышления.

Рис. 4 – Результаты творчества

Незаметные поначалу, маленькие шаги в техническом творчестве и конструировании в дальнейшем станут большими успехами в сфере инженерного дела. Ведь именно в детском саду находится начало цепочки: «конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации». Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Развитие конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования «Даров Фрёбеля» позволит заложить основы логического мышления, развить индивидуальные творческие способности в области моделирования, открыть мир инженерного творчества. И это огромный вклад в будущее нашей страны.

Список литературы

1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.

2. Запорожец А. В. Восприятие и действие/ А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и др. - М. : Просвещение, 1967 – 287с.

3. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология /

И. Ю. Кулагина. – М. : Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с.

4. Лоренсо, Л. С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада/ Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве /Л. С. Лоренсо. - М. : 2010. – 175 с.

5. Николаева А. В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования // Ист. -пед. журн. – 2018. – № 4. – С. 188–200

6. Полушина, Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)./Н. В. Полушина. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...

.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»

laquo;Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»...