2023 ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
материал
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5633164_commands.pdf | 229.75 КБ |
Опыт работы на тему: «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий» | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
воспитателя
Дудиной Светланы Николаевны
Опыт работы на тему: «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
2023 г.
Структура описания педагогического опыта
1.Данные о носителе опыта
- Ф. И.О. Дудина Светлана Николаевна
- Год рождения: 20.09.1985г.
- Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
- Должность: воспитатель
- Педагогический стаж: 15 лет
2. Тема опыта
«Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
3.Описание основных методов и методик
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
В своей работе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста использовала следующие методы:
- Наглядные:
Организация наблюдения;
Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.;
Просмотров видеофильмов.
- Словесные:
Речевой образец;
Повтор;
Вопрос;
- Игровые:
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
И другие виды игр с речевым содержанием.
- Косвенные:
Подсказка;
Совет;
Исправление;
Реплика;
Замечание.
При выборе технологии ориентировалась на следующие требования:
1)ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
2)содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
3)технология должна носить здоровьесберегающий характер;
4)основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
5)реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
6)организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В работе с детьми по речевому развитию я использовала следующие современные образовательные технологии:
- «Азбука общения». Использование Технологии «Азбука общения» позволило развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
- Мнемотехника. Методы и очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. Более того, проведенный мониторинг показал эффективность внедрения методов и приёмов мнемотехники и в познавательной деятельности, и в развитии правильной самооценки детей. Мною создана картотека мнемотаблиц, которые часто применяю в работе с детьми, как на занятиях, так и в свободное время.
- Технология «Синквейн». Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
- УМК «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду». Данный комплект позволил полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.
4.Актуальность.
Развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема развития речи у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению с детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком. Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – это кропотливая, ежедневная и необходимая работа. В этом помогают речевые игры, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей. Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Этим и определяется актуальность выбранной мной темы.
Цель: создать условия по развитию речи дошкольников посредством технологий игрового обучения.
Новизна. Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
- разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
- в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
- в обобщении и распространении опыта работы.
5. Результативность.
В результате анализа опыта деятельности по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий, пополнилась предметно-развивающая среда играми и пособиями, которые способствовали развитию у детей навыков грамотной и связной речи.
Результаты мониторинга:
«Речевое развитие»
Уровень | Старшая группа | Подготовительная группа | Подготовительная группа | |||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||||||
Кол -во | % | Кол -во | % | Кол -во | % | Кол -во | % | Кол -во | % | Кол -во | % | |
сформирован | 5 | 28 | 10 | 56 | 11 | 61 | 15 | 83 | 13 | 65 | 18 | 90 |
в стадии формирования | 11 | 61 | 8 | 44 | 7 | 39 | 3 | 17 | 7 | 35 | 2 | 10 |
не сформирован | 2 | 11 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Результаты мониторинга показали положительную динамику в развитии речи детей через практическое использование предложенных технологий в образовательной и самостоятельной деятельности.
6.Описание основных элементов.
Работу проводила поэтапно.
1 этап – (Организационный)
- накопление запаса конкретных знаний о речевой деятельности у детей и его успешного опыта;
- индивидуальные беседы с каждым ребенком;
- консультации и общение с родителями;
2 этап – основной:
- побуждение детей к получению информации о мире посредством речевой деятельности;
- чтение воспитателям детям вслух лучших книг из мировой сокровищницы детской литературы;
- включение родителей в образовательную совместную деятельность с детьми;
- работа по формированию у детей словарного запаса и культуры речи.
3 этап – заключительный:
- организация экспериментальной деятельности по развитию речи воспитанников посредством инновационных, традиционных и нетрадиционных технологий;
- презентация полученных результатов.
1 этап (Организационный) (октябрь 2020 г.)
- изучение психолого-педагогической методической литературы;
- проведение педагогической диагностики;
- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
- создание речевой среды.
2 этап (Внедренческий) (октябрь 2020 года - апрель 2023 года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 5 -8 лет по развитию речи.
Обогащение предметно – развивающей среды:
- оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме;
- оформление памяток для родителей и педагогов.
3 этап (Итоговый) (май 2023 год)
- Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
- презентация опыта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами).
7. Выводы.
Данная работа позволила мне повысить свой педагогический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. В группе была создана предметно-познавательная развивающая среда.
В группе был создан уголок «Грамотейка», где размещены:
- «Речевые кубики»
- «Звуки и слоги: набор фотокарт для развития речевого слуха»
- Комплект «Слова. Обобщения»
- Карточки-пазлы «Противоположности»
- Комплект «Буквы»
- Пазлы «Сказки»
- Слоги «Животные»
- Речевые карты «Времена года»
- Слова «Один -два -много»
- Дидактические альбомы: «Птицы», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые».
- Изготовлены игры:
- Словесные игры «Скажи, как кто...», «Составь предложение», «Подбери слово к схеме», «Добавь слово»
- Дидактические игры: «Назови одним словом», «Что лишнее?»
- Мнемотаблицы: «Расскажи – ка»
Были проведены занятия:
«Новые истории Вовки в тридевятом царстве», «Цветик – семецветик», «Весна –красна», «Игры и упражнения с речевыми кубиками»
Для родителей подготовлены консультации:
«Развитие связной речи дошкольника 5-6 лет»
«Развитие речи детей на основе LEGO – конструирования»
«Обогащаем словарь дошкольника»
«Дефицит общения – проблема развития речи детей»
«Для чего детям нужны сказки?»
Консультации для педагогов:
«Речевые кубики»
Таким образом, при использовании современных педагогических технологий в развитии речи дошкольников наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Использование современных образовательных технологий по развитию речи способствует успешному развитию всей речевой системы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...
Сообщение из опыта работы : «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством использования современных образовательных технологий
сообщение из опыта работы...
Представление педагогического опыта по теме: «Развитие речи дошкольников с использованием современных педагогических технологий»
представление педагогического опыта работы...
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...
Конспект занятия по развитию речи детей с использованием современных образовательных технологий в форме квест – игры «День рождение Снеговика»
развитие речи детей с использованием современных образовательных технологий....