План кружка "Чудо-бумага"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Локтева Марина Александровна

 Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный материал для творчества, ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Кружок "Чудо-бумага" поможет детям пройти начальное знакомство с искусством оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhka_chudo-bumaga.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

   

Перспективный план

кружка «Чудо-бумага»

 в подготовительной к школе группе

                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                             Локтева М.А.

Пояснительная записка

Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Система формирования самостоятельного творческого конструирования дает новую тактику обучения детей конструированию из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой оригами. Корни возникновения оригами уходит в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В 17 веке секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Бумажными фигурками украшали прически, использовались они и на праздниках. В наше время искусство оригами распространились по всему миру. Этот вид искусства является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.  

Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный материал для творчества, ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом.

Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать – это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, т.к. у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса; результат  -  полученное изделие всегда может быть применен в качестве подарка, праздничного украшения помещений ,игрушки или дидактического материала;  сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. Занятия оригами способствуют и развитию психических процессов внимание, память, мышление, воображение. Без внимания невозможно сложить изделие. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении педагога: - на занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, т. к.  в оригами все взаимосвязано: складывание фигурок основано на освоении базовых форм, которые нужно знать и уметь выполнять желательно по памяти. При складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет, т.е. мыслить. - в развитии творческих задатков можно выделить развитие конструктивных способностей,  у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое это огромный шаг вперед, это плод его воображения.

Задачи программы:

  1. Развитие мелкой моторики рук, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания, происходит развитие глазомера.
  2. Знакомство с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.                  
  3. Улучшение способности следовать устным инструкциям.
  4. Развитие уверенности в своих силах и способностях.
  5. Развитие памяти.
  6. Концентрирование своего внимания: складывать и заниматься чем - то посторонним невозможно.
  7. Стимулирование созданий игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей.
  8. Развитие устной речи ребенка, обучение ребят свободному общению.
  9. Развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, активизация  их
  10. воображения и фантазии.

Цель программы:

  1. Добиться конкретного результата в развитии психических процессов, коррекции речи и формирование познавательных потребностей детей.

Формы и методы обучения:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  2. наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  3. объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  4. репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  5. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  6. фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
  7. индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
  8. групповой – организация работы в группах.
  9. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  10. и другие.

Ожидаемые результаты:

  1. Ребята научаться различным приемам работы с бумагой;
  2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  4. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  5. Познакомятся с искусством оригами;
  6. Овладеют навыками культуры труда;
  7. Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 Отличительные особенности данной программы:

         Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

         Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо - моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. В данной программе используется литература: Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами», ООО «Издательство АСТ»: Астрель, 2010 г., Москва.

Планирование занятий

№ п/п

Дата

Тема

Задачи

Материал

1.

«Введение. Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания листа бумаги»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр. 3-4)

Познакомить детей с термином «оригами». Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется оригами, о разнообразных свойствах бумаги и о ее видах. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

Поделки, конверты с набором разных видов бумаги - на каждого ребенка.

2.

«Базовая форма «КВАДРАТ»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр. 8)

 Учить делать базовую форму «Квадрат» из бумаги. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы, удовольствие и радость.

Образцы, квадраты разного цвета.

3.

«Базовая форма «ТРЕУГОЛЬНИК»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр. 9)

Формировать интерес к оригами, продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Познакомить с изготовлением базово формы «Треугольник».

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

4.

«Базовая форма «ДВЕРЬ»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр. 9- 10)

Продолжать учить работать с бумагой, познакомить детей  с базовой формой «Дверь». Развивать эстетическое восприятие.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

5.

«Базовая форма «КНИЖКА»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр.  10)

Упражнять в складывании листа базовой формой «Книжка», совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающем.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

6.

«Базовая форма «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр.  10)

Заинтересовать детей в изготовлении базовой формы «Воздушный змей». Развивать конструктивные виды деятельности, мелкую моторику рук. Формировать умение сохранять правильную осанку во время занятий.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

7.

«Базовая форма «БЛИН»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр.  15)

Побуждать детей на основе игровой мотивации создавать простейшую поделку, используя прием оригами. Развивать и формировать внимание, улучшение координации в работе зрительного, двигательного анализаторов.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

8.

«Базовая форма «ДВОЙНОЙ ТРЕУГОЛЬНИК»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр.  18)

Закрепить знания детей о свойствах бумаги. Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник»  Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

9.

«Базовая форма «ДВОЙНОЙ КВАДРАТ»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами» стр.  19)

Познакомить детей с геометрическими фигурами, с базовой формой «Двойной квадрат». Закрепить знания детей о свойствах бумаги.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

10.

«Базовые формы»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 20)

Закрепить знания о базовых формах.  Развивать и формировать внимание, слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию. Расширить эмоциональный опыт. Воспитывать отзывчивость, удовольствие и радость от созданной поделки, навыки коллективной работы.

Конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

11.

«Ворон (грач)»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 30)

Закрепить знания детей о птицах, местах обитания. Пробудить познавательный интерес, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать учить работать с бумагой, складывать бумагу в разных направлениях. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к природе, желание ухаживать за птицами.

Альбомные листы, квадратные листы, конверт с набором цветной бумаги на каждого ребенка.

12.

«Павлин»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 32)

Продолжать формировать у детей устойчивые интересы к конструированию из бумаги. Развивать умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать птиц, радоваться созданной поделке. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Воспитывать бережное и уважительное отношение к птицам, сопереживать и сочувствовать.

Квадрат белого цвета, обрезки цветной бумаги

 (вырезание и наклеивание глаз, клюва, декоративных элементов).

13.

«Стакан»

(Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 41)

Совершенствовать умение преобразовывать геометрические фигуры приемом складывания. Развивать внимание, пространственную ориентировку, слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук и двигательную координацию.

Прямоугольник равный двум квадратам, обрезки цветной бумаги для украшения.

14.

«Голубка в гнезде»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 69)

Закрепить знания детей о птицах. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красивые поделки, созданные из бумаги. Совершенствовать внимание, речь, воображение, обучать действовать по инструкции. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Квадрат 12х12см, Прямоугольник 16х18см.

15.

«Уточка»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 80)

Развивать и формировать внимание, улучшать координацию в работе зрительного, двигательного, слухового восприятия. Способствовать развитию мелкой моторики рук, используя в работе поделки из бумаги. Учить изготавливать разнообразные декорации, используя аппликации, рисования. Воспитывать взаимодействие друг с другом, поощрять творческие проявления детей.

Прямоугольник равный двум квадратам, обрезки цветной бумаги для украшения.

16.

«Божья коровка»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 168)

Закрепить знания детей о насекомых, о местах их обитания. Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому.

Квадрат белого цвета, обрезки цветной бумаги для украшения

 

17.

«Мышонок»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 141)

Формировать у детей представление о диких животных , о внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя конструирование из бумаги. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес. Учить передавать простые движения фигуры.

Квадраты из белой бумаги 15х15см, обрезы из цветной бумаги.

18.

«Салфетка для праздничного стола»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр.  397)

Побуждать детей на основе игровой мотивации создавать простейшую поделку, используя прием оригами. Развивать и формировать внимание, улучшение координации в работе зрительного, двигательного анализаторов. Воспитывать желание делать приятное друг другу.

Квадрат цветной бумаги16х16см, обрезы цветной бумаги для украшения салфетки цветком.

19.

«Пилотка»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 350)

Учить детей делать разнообразные головные уборы приемом оригами. Закрепить знания детей о сезонной одежде, дать ее классификацию. Развивать творческое воображение, фантазию, любознательность. Воспитывать самостоятельность, умение воплотить свой замысел. Формировать умение самостоятельно подготовить к работе необходимые материалы, соблюдать чистоту и порядок.

Прямоугольный лист 21*29 см, газетный лист, обрезки цветной бумаги, фольга.

20.

«Кролик»

(Ю.С. Кирьянов «Большая книга оригами»  стр. 81)

Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных приемом оригами. Продолжать учить передавать характерные особенности животным. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

Игрушка – кролик, квадрат белого цвета 20*20 см, обрез цветной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...