Творческое развитие личности в процессе создания изделий в технике оригами
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Прекрасное не может быть познано,

его необходимо чувствовать или создавать.

И.В. Гете

Проблема творческого развития и саморазвития личности в на­стоящее время приобретает особую актуальность. Это вызвано, с одной стороны, характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творче­ски мыслящем и, с другой стороны, снижением общего уровня культу­ры и образованности общества в целом.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение тем­па жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решени­ем современных задач, поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентиро­ваться в современном мире. С этой целью художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста должна быть органи­зована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от худо­жественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художест­венного образа в материале, от самооценки до оценки результатов твор­чества другими людьми. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Прекрасное не может быть познано,

его необходимо чувствовать или создавать.

И.В. Гете

Проблема творческого развития и саморазвития личности в на стоящее время приобретает особую актуальность. Это вызвано, с одной стороны, характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творче ски мыслящем и, с другой стороны, снижением общего уровня культу ры и образованности общества в целом.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение тем па жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решени ем современных задач, поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентиро ваться в современном мире. С этой целью художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста должна быть органи зована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от худо жественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художест венного образа в материале, от самооценки до оценки результатов твор чества другими людьми. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа. 

Проблему целостного художественного развития ребенка в по следние годы исследовал психолог А.А. Мелик-Пашаев, который уста новил, что дети 6-10 лет обладают благоприятными психологическими предпосылками «развития эстетического отношения и художественных способностей в целом» (3, 5). На основании сделанных ученым выводов можно утверждать: работу по развитию художественно-творческого пространственного мышления нужно начинать с раннего возраста. Пе дагогические исследования Н. Бартрама, Р. Бернса, Дж. Дьюи, В.Е.Пестеля также подтверждают важность данного высказывания.

Но особенно развитию художественно-творческого мышления, а также способности мыслить о предмете или объекте в пространстве помогают занятия по конструированию бумажных изделий в технике ори гами.

Искусство складывания различных изделий из бумаги, по-другому именуемое «оригами», издавна используется во многих про грессивных системах образования в качестве эффективного «гимнасти ческого снаряда» для развития интеллекта и психики ребенка. Подтвер ждение этому мы находим у В.А. Сухомлинского: «Чем больше мастер ства в детской руке, тем умнее ребенок» (6, 342). И действительно, ко гда ребенок складывает бумагу, он задействует обе руки, а это способ ствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить, считать, логически мыслить. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, разви тие музыкальных и художественных способностей, пространственное восприятие объектов. Следовательно, создание изделий в технике ори гами является одним из важных средств развития личности ребенка.

Ретроспектива показывает, что использование техники оригами с целью развития личности ребенка имеет длительную историю.

Возникновение оригами неразрывно связано с технологией изго товления самой бумаги. В древнем Китае ревностно хранили секрет из готовления бумаги пять веков, но, несмотря на все запреты, странст вующий буддийский монах Дан-Хо передает его Японии. С 610 г. н.э. начинается развитие популярного сегодня искусства складывания из бумаги.

В переводе с японского «ори» означает «сложенная», а «ками» имеет два значения - «бумага» и «бог». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги (оригами).

Оригами не случайно получило широкое распространение в Древ ней Японии. Это занятие удачно вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма.

Квадрат в качестве основы для складывания фигурок был выбран не случайно, так как в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой Космоса и в то же время бесконечными воз можностями созидания. Складывая изделия из бумаги, мы иллюстриру ем этим процессом одно из главных положений дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены» (1, 183). Каждый раз, создавая новую фи гурку, человек даже не творит, а лишь позволяет проявиться тому, что уже существовало в Пустоте чистого листа.

Постепенно оригами из церемониального искусства превращается в популярный способ времяпрепровождения.

Первые попытки использовать искусство складывания из бумаги в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля, которому принадлежит идея внедрения данной работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы. Фребель предлагал своим ученикам изучать основы геометр'ии не с помощью чертежно-измерительных инструментов (линейки и цир куля) и отвлеченных понятий, а через складывание различных изделий в технике оригами. По мнению СЮ. Афонькина (автора ряда книг по оригами), целью его жизни было не просто преподавание, а «облагора живание всего человечества посредством улучшения системы воспита ния и образования» (1, 181).

Со временем Фребелевская система становится общепризнанной, распространяется по всей Европе, где до сих пор с успехом функциони рует в области начального образования и воспитания детей. С середины XX века техника оригами становится популярной в Европе и Америке.

В России толчок развитию этой технике складывания дают соз данные в 1991 г. Московский и Петербургский центры оригами.

В 1995 г. выходит в свет первое издание учебника по оригами для начальной школы, появляются книги и журналы. С этого момента заня тия по оригами вводятся в сетку часов расписания некоторых образова тельных учреждений (начальная школа и школы с художественным и математическим уклоном) как постоянный, дополнительный или фа культативный предмет.

Анализируя различные литературные источники по обучению де тей бумажной технике складывания, мы пришли к выводу, что единой методики преподавания не разработано и, в конечном итоге, эффектив ность таких занятий будет зависеть от способностей, таланта и личности самого учителя. Тем не менее, ориентируясь на издания таких авторов, как Е.Ю.Афонькина, В.В.Выгонов, Г.И.Долженко, Т.Б.Сержантов, С.В.Соколова, занимающихся вопросами развития техники оригами и распространения ее в начальной школе, а также учитывая свой практи ческий опыт, предлагаем некоторые рекомендации по преподаванию оригами в начальной школе.

1.  На первых занятиях показ изготовления изделия осуществляй те с помощью большого квадрата, который должен быть виден из лю бой точки комнаты. При этом необходимо показывать последовательное выполнение поделки с подробным объяснением своих действий.

2.  Постепенно приучайте школьников к условным знакам и схе мам. Схема каждой модели построена по принципу: одно действие -один рисунок. Выполняя на доске схемы складывания, желательно ис пользовать цветные мелки. Например, при изображении линии-«долины» используйте желтый цвет, линии-«горы» - красный. Такой прием облегчает восприятие.

3.   Познакомьте детей с базовыми формами, которые нужно вклеивать в рабочие тетради после их изучения.

4.  Демонстрируйте следующий этап изготовления после того, как все дети справятся с предыдущим шагом. Для этого просите их подни мать свои фигурки вверх.

5.   Выполнение изделий постепенно усложняйте. Если при изго товлении ребенок запутался, то нужно направить его внимание на пре дыдущую схему складывания.

6.   Познакомив ребят с очередной фигуркой, попросите их сло жить ее снова самостоятельно или только с помощью ваших словесных комментариев. Такой прием развивает зрительную память.

7.   Для снятия мышечного напряжения в течение урока проводите с детьми особую «зарядку». Предложите им встать и представить себя квадратиком. Руки вытянуты вверх и немного разведены в стороны -это верхние углы квадрата. Ноги на ширине плеч - нижние углы. Дети выполняют следующие команды: «Согнуть верхний край к нижнему!», «Правый верхний угол совместить с левым нижним!»

8.  Завершая годовой цикл занятий, проведите конкурс юных «оригамистов». Участвуя в нем, ребята за один-два урока должны сло жить на память запомнившиеся изделия. Оценивайте не только количе ство, но и качество работ. Обязательно наградите победителей, стиму лируя тем самым дальнейший интерес и стремление к творчеству.

Наиболее успешно обучение технике оригами проводится в игро вой форме, когда используется музыкальный фон, отрывки из художе ственных произведений, элементы соревнования.

Вполне очевидно, что занятия оригами, которые проводятся по полному циклу, будут более эффективны, чем несистематические.

Педагогам, начинающим вести данный курс, необходимо овла деть определенными знаниями и умениями, а именно: знаниями по ис тории развития оригами; умениями владеть терминологией, принятой в оригами; умениями складывать базовые формы по памяти; умениями выполнять чертежи с применением международных условных знаков, принятых в оригами; умениями владеть основными приемами склады вания и применять их на практике; умениями чертить схемы складыва ния на доске.

При отсутствии умений чертить необходимо иметь в классе демонстрационный комплект графических инструкционных карт (ГИК), показывающих процесс сгибания и складывания изделий.

Педагог должен познакомить детей с тем, как организовать рабо чее место, какое оборудование необходимого подобрать, как его пра вильно расположить на столе.

К оборудованию для занятий оригами относятся следующие материалы и инструменты:

1. Набор цветной бумаги.

Бумага не должна ломаться на сгибах и быть слишком толстой. Желательно применять бумагу, окрашенную с одной стороны, так как это позволяет лучше контролировать различные этапы складывания. Оптимальная длина стороны квадрата варьируется от 15 до 20 см.

2. Писчая бумага, а также газеты, журналы и обертки от конфет. Применение такой бумаги сделает изделия более выразительными.

3.  Ножницы с закругленными концами длиной 12 см.

4.  Клей ПВА.

5.  Кисточка для клея.

6. Гладилка, фальцовка или стека (инструмент для проглаживания сгибов и складок из бумаги).

7.  Хорошо отточенный простой карандаш.

8.  Стиральная резинка.

Работу по обучению различным способам складывания бумаги в технике оригами учитель проводит с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Познавательный процесс, в ходе которого выполняются упраж нения с заданиями, направленными на приобретение, преобразование знаний по технике оригами, на их применение и сохранение в логиче ской и тактильной памяти, активизирует творческое развитие ребенка.

Конструктивная деятельность с бумагой способствует введению детей младшего школьного возраста в мир созидания, фантазии, кото рый эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий.

Список литературы

1.   Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник для начальной школы. СПб., 2001.

2.  Выгонов В.В. Мир оригами. М, 1996.

3.  Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как прояв ление и форма самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.

4.  Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. М, 2004.

5.  Соловьева Н.Г. Знакомство детей дошкольного возраста с ок ружающим миром с помощью техники оригами М, 2004.

6.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1997.

7.  Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Полезные предметы и украше ния для письменного стола. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание взрослыми условий для творческого развития личности ребёнка в процессе рисования

Статья расказывает о важных условиях для развития творческой личности...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Методическая разработка, с целью познакомить с понятием " оригами", приемами и этапами работы, условиями и структурой зянятия по конструированию из бумаги по типу оригами....