Программа дополнительного образования детей по курсу «Изонить»
календарно-тематическое планирование (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Виткова Оксана Александровна

 

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа 34.79 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ № 7 «Комбинированного вида»

Программа

дополнительного образования детей по курсу «Изонить»

Руководитель и автор программы:

Виткова О.А. (воспитатель)

   Пояснительная записка:

                       Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

         В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

         Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

 

Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

                                                                     

 В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности.

Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей, более младшего дошкольного возраста. Начиная, с 5 лет дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков.

         Опыт показывает, что занятия способствуют активному развитию у ребёнка:

·         мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

·         сенсорного восприятия;

·         глазомера;

·         логического мышления;

·         воображения;

·         волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

·         художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

                                                           

Тип данной программы: авторская программа

Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

         Раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

         2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить работе с трафаретом.

Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Методическое обеспечение

 

Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план модифицированного мною курса занятий рассчитан на 2года обучения. Занятия проходят один раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет 35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 5-8 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. 

Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов; первый год обучения

2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов. второй год обучения.

 Методы, приемы и форма работы.

·        словесные методы:объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.

 Художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки.

Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

·        наглядные методы:показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

·        практические приемы:отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

иллюстрации;

образцы работ;

схемы (техника заполнения фигур);

стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

Øплотный картон или бархатная бумага;

Øшелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);

Øигла с широким ушком;

Øшило короткое;

Øножницы;

Øциркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;

Øлинейка;

Øклей ПВА;

ØКопировальная бумага или калька;

ØТрафареты.

ØКусок линолиума.

 

 

Формы работы творческого объединения:

1.     коллективная. 

Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшие панно.

2.     индивидуальная.

Используется для работы с детьми, которые  в достаточной мере не овладели навыком шитья (затрудняются в завязывании узелка, в применении на практике шва и т.д.), которые пропустили занятия по вышиванию изонитью по болезни.

Ожидаемые результаты:

        -приобретает практические навыки по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;

- Овладение техникой изонити.

             - Обогащение активного и пассивного словаря детей.

               Развитие творческих способностей детей.

-получает опыт рисования и ручного труда;

-закрепляет полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте;

-развивает воображение;

-развивает мелкую моторику рук.

 Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части,  сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребёнок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, т.е. способствует развитию личности ребёнка.

   Эта техника может быть использована на занятиях с детьми дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе  для развития мелкой моторики рук.

 

Адресность.                                             Подготовительная  группа

Возраст детей: от 6-7 лет

В группе 21 человек: 10 девочек и 11 мальчиков

Постоянный состав: 21 человек

Первая группа здоровья:  __ человека

Вторая группа здоровья: __ человек

Третья группа здоровья: __ человек

Пятая группа здоровья: __ человек

ф.и. ребенка

Дата рождения

Группа здоровья

диагноз

1

Артемьев Данила

27.08.05

II

Дизартрия, логоневроз

2

Белозерова Настя

3

Бирюкова Глафира

07.10.05

I

4

Вакурина Людмила

05.12.05

II

Гемонгеома ягодиц

5

Варзилов Даниил

17.12.05

III

ПВДС

6

Герасимова Анастасия

08.12.04

V

Эпелепсия, ЗРР, АД

7

Горбунова Марина

8

Гусаров Никита

07.04.05

III

ФСШ,Атопический дерматит

9

Жарова Анна

23.02.05

III

Ожирение,ЗРР

10

Зайцев Никита

10.12.04

III

ПВДС,дизартрия

11

Киселев Кирилл

29.12.04

II

ЗРР

12

Кознова Мария

25.08.05

I

13

Кривушонкова Елизавета

26.09.05

III

Атопический дерматит

14

Кристман Дмитрий

04.09.05

II

фимос

15

Николаев Александр

02.03.05

I

16

Пежемский Максимилиан

16.03.05

I

17

Перминов Максим

30.08.05

III

ПВДС

18

Перова Алена

14.06.05

III

ПВДС

19

Пинаева Настя

20

Скорняков Елизар

27.05.05

III

Атопический дерматит

21

Харин Игнат

Тематическое планирование

месяц

тема

цель

Предварительная работа

Октябрь

1 выполнение угла в технике изонить

« кленовый лист»

2       II подгр.

3 выполнение окружности в технике изонить

«солнышко»

4       II подгр.

Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами

Продолжать учить  вдевать нитку в иголку

Вспомнить разные виды углов

Дать понятие об окружности, хорде разной длины, ее направлении

Научить выполнять окружность  в технике изонить

Учить работать аккуратно , дружно

Рассматривание работ по нитяной графике с окружностями

Наблюдение за солнцем

Вспомнить стихи

Ноябрь

1 выполнение окружности в технике

изонить «мяч»

2 выполнение окружности в технике

изонить «ласточка»

Продолжать учить детей выполнять окружность в технике изонить .

Закрепить знание лицевой и изнаночной стороны Развивать мелкую мускулатуру рук.

Инстуктаж по Т.Б

Научить детей завязывать узелок.

Дать понятие о холодных , теплых тонах. Научить подбирать цвета к фону.

Загадывание загадок

Лепка ласточки

Наблюдение за птицами

Продолжение тематического планирования.

месяц

тема

цель

Предварительная работа

декабрь

Поздравительная открытка «Елочный шарик»

II подгруппа

Коллективное панно « зима  »

II подгруппа

Научить детей пользоваться шаблоном, правильно отмечать отверстия

Воспитывать любовь к своим близким

Учить работать сообща, дружно в коллективе

Закрепить выполнение окружности в технике изонить

Беседа о празднике

Новом году.

Наблюдение в природе учить видеть красоту зимы.

Январь  

«Рыбка»

Из угла и окружности

 

«Снеговик»

Научить составлять из шаблонов угла и окружности изображение предметов

Познакомить с понятием зеркальное изображение

Продолжать работать с шилом и пенопластом

Инструктаж по ТБ Закрепить составление предмета из окружностей.

Наблюдение за рыбками в экологии

Лепка снеговиков на участке.

Продолжение тематического планирования.

месяц

тема

цель

Предварительная работа

Февраль

Поздравительная открытка  к «23 февраля»

«Цыпленок»

Выполнение поздравительной открытки

Воспитывать бережное отношение к изготовленной вещи

Учить работать по схеме. Учить объяснить схему развивать мелкую моторику рук

Беседа о 23 февраля

Разучивание стихов

Путешествие в страну сказок

Март

Поздравительный медальон маме к  «8 Марта»

Выполнение узора из углов и окружностей

Выполнение поздравительной открытки

Воспитывать дружеские отношения

Закрепить умение составлять композицию Развитие воображения, учить работать самостоятельно

Рассматривание открыток

Беседа о женском дне. Стихи.

Д/И составить узор

 Кубики для всех

Продолжение тематического планирования.

Месяц

тема

цель

Предварительная работа

 

Апрель

«одуванчик »

Индивидуальная творческая работа  по замыслу

Инструктаж по ТБ

Воспитывать усидчивость,  терпение, внимательность, старательность

Развитие творческих способностей

Воспитывать эстетический вкус.

Конкурс «рисование цветов»

Беседа «Что я умею?»

Май

«капелька»  

Оформление выставки

Научить выполнять дуги в технике изонить

Закрепить понятие зеркальное изображение

Показать родителям чему мы научились в течении года

Зеркальные изображения

Выставка

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) старшая группа - первый год обучения

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из основных показателей готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Для этого хорошо подходят занятия по изонити.Изонить - э...

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения

Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Программа дополнительного образования по продуктивной деятельности "Изонить"

Программа дополнительного образования "Изонить" для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....