Социальный проект «Уча других – мы учимся сами»
проект по информатике (младшая, средняя, старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта «Уча других – мы учимся сами» (Сенека).
Направление: Инновации в дополнительном образовании детей
Ф.И.О. авторов, должность, образовательное учреждение: МБДОУ «ДСОВ № 41»
- Белова Оксана Николаевна, заведующий
- Леонова Светлана Николаевна, воспитатель высшая квалификационной категории
- Рейкало Елена Владимировна, воспитатель высшая квалификационной категории
- Сережко Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
- Быкасова Марина Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Контактная информация: 8 (3953) 41 - 78 – 23, mdoy-41.bratsk@mail.ru
Социальный проект «Уча других – мы учимся сами» (Сенека) разработан творческой группой педагогов дошкольного учреждения с учётом ФГОС ДО.
Приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности является формирование универсального умения «учиться», которое включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни, в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в федеральных государственных образовательных стандартах, где одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи, на наш взгляд, будет более эффективным при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где дошкольная образовательная организация осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки к учебной деятельности, посредством тесного сотрудничества с учениками начальной школы. Ведь всем известно, что дети научают детей быстрее и легче, а образовательный процесс для обеих сторон становится увлекательным путешествием по необъятным просторам образования, тем более, когда к нему подвязывается интереснейшее игровое оборудование, такое как «ТИКО» и «LEGO».
Важным условием достижения умения учиться является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на всех уровнях образования с привлечением к роли учителей - учеников начальной школы.
Дополнительная образовательная программа «ТИКО & LEGO» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Программа имеет научно-техническую направленность, что вызывает повышенный интерес со стороны учащихся начальной школы, и составлена на основании: Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Следует обратить внимание, что реализация содержания дополнительной программы происходит на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности, что способствует формированию у ребенка целостной картины мира с учетом возрастных особенностей, повышает качество освоения программного материала. Внедрение данного принципа расширяет возможности всех участников проекта (дошкольников, учеников начальной школы и педагогов) активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательной, исследовательской деятельности, искать способы решения проблемных задач. Это, в свою очередь, у дошкольников - способствует формированию универсальных предпосылок к учебной деятельности, а у школьников – совершенствует уже имеющиеся учебные навыки и способствует эффективной социализации всех участников проекта.
На сегодня, преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что учителя в первый класс ждут детей, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся:
- познавательная и учебная мотивация;
- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;
- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;
- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.
Документально реализация процесса «присоединения» детского сада к школе основана на преемственности дошкольного и начального ступеней образования, которая помогает:
• реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования;
• придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;
• создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, а также обмен опытом между педагогами и рост их квалификации.
Бесспорно, учителям начальных классов с подготовленными к обучению в школе детьми работать намного легче.
А вот как нам, педагогам дошкольного образования сделать процесс формирования УУД - не сложным для детей, а интересным, увлекательным и эффективным?
Проект «Уча других – мы учимся сами» (Сенека) - педагогический поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в формировании у дошкольников универсальных предпосылок к учебной деятельности.
Цель: создание условий для формирования у детей универсального умения «учиться».
Исходя из данной цели, были определены задачи:
создание развивающей образовательной среды, которая имеет научно-техническую направленность, и способствует эффективной социализации и индивидуализации детей разного возраста;
развитие навыков сотрудничества: умения работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре), с детьми, более старшего возраста;
формирование личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и учащимися начальных классов;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, посредством тесного сотрудничества детей разных возрастных ступеней.
Принципы реализации проекта:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, коммуникативная, игровая деятельность, двигательная, музыкальная);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
В основе реализации проекта «Уча других – мы учимся сами» (Сенека) лежит деятельностный подход, суть которого заключается не только в том, что через включение в активную деятельность одни дети играючи передают, а другие с легкостью усваивают определенные знания, но и в том, что в деятельности дети разных возрастных категорий приобретают характер партнерства, сотрудничества, сотворчества при активной поддержке взрослых.
При этом виды деятельности могут быть самыми разнообразными, но мы делали основной упор на:
- формирование смешанных команд для соревнований по робототехнике;
- совместные выставки лего - роботов;
- галерея детских авторских разработок;
- творческие мастерские «Я научу тебя строить и программировать»;
- клубные часы;
- совместные праздники и соревнования дошкольников и первоклассников;
- фримаркет (обмен оборудованием и знаниями);
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
- участие разновозрастных команд в конкурсе «Фестиваль робототехники», организация команд-болельщиков.
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников и учащихся начальных классов по проблеме встраивания робототехники в образовательный процесс:
- семинары, практикумы, мастер-классы по развитию пространственного мышления детей, основ и перспектив конструирования и программирования;
- круглые столы воспитателей и учителей по особенностям взаимодействия с детьми в освоении робототехники;
- деловые игры
- создание образовательных ресурсов (видеофильмы, создание технологических карт, схем конструирования;
- участие педагогов в онлайн - конференциях;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе, развития мышления пространственными образами, навыков конструирования.
Вывод: в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что ТИКО - моделирование и робототехника способствуют развитию у детей умственной деятельности, умению ориентироваться на плоскости и в пространстве, общаться, работать в группе, коллективе, увлекаться самостоятельным техническим творчеством.
Кроме того, проект «Уча других – мы учимся сами» (Сенека) является эффективным образовательным средством, которое помогает объединить запросы семьи и усилия педагогов дошкольного учреждения и школы в решении вопроса непрерывного образования и развития ребенка.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно будут использоваться для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
В перспективе мы планируем разработать программу, направленную на обучение детей с особенностями развития, включая методики по инклюзивному обучению детей с сенсорными нарушениями, целью которой будет социализация и формирование первичных компетенций для освоения технических специальностей детей с особенностями развития (ранняя профориентация), и опять-таки с привлечением учеников начальной и средней школы, для более эффективной социализации детей с ОВЗ и более легкой передачи опыта и знаний.
Предложенный нами проект, может быть использован как практический опыт в других ДОУ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
г. Братск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
муниципального образования
города Братска
г. Братск, проспект Ленина, 15, тел. (3953) 455-374, т/факс (3953) 455-381, е-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru
«Детско – взрослый
позновательно – творческий проект
«Я и моя семья»
Составили:
Светлана Николаевна Леонова
воспитатель высшей квалификационной категории;
Маргарита Олеговна Попова
воспитатель;
АННОТАЦИЯ
Автор методической разработки: Леонова Светлана Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Шурупова Елена Алексеевна, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории; Сапогова Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Попова Маргарита Олеговна воспитатель.
Название работы: «Моя семья»
Познавательно - творческий детско – взрослый проект.
На примере данного проекта мы хотели показать, каким образом можно выстраивать работу с детьми по нравственному воспитанию, а в частности создать детско – взрослый познавательно - творческий проект. Организаторами проекта стали сами дети, им была дана инициатива и самостоятельность по его реализации.
Данный проект полностью соответствует требованием ФГОС До к организации образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Он полезен ля воспитателей дошкольных учреждений, а также педагогов дополнительного образования.
По виду деятельности: Позновательно – творческий
По содержанию: интегрированный
По характеру участия ребенка: участники, исполнители
По характеру контактов: дети, родители, педагоги
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 1 неделя
Постановка проблемы.
В преддверии тематической недели «Моя семья» мы с детьми просматривали мультфильм «Три кота» и сделали вывод: герои мультфильма хорошо знают свою семью, родственников. В процессе беседы выяснилось, что не все ребята имеют достаточно знаний о своей семье, ее членах, как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), зачастую не могут правильно обозначить родственную связь (внук, внучка, тётя, дядя и т. п.), кто такие бабушки и дедушки. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. В итоге дети решили все узнать и выяснить. Так родился наш проект.
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". «Откуда я родом?». Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают человеку осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность
Одной из наиболее актуальных тем на сегодня является проблема нравственного воспитания и семейных ценностей у подрастающего поколения. С этой проблемой столкнулись и мы в своей работе. Размышляя, как её решить, мы пришли к выводу, что взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки. Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей.
Для любого педагога родители – первые помощники в воспитании и обучении детей. Только совместно с родителями возможно решение этой проблемы. Трудностью в моей работе явилось то, что многие родители в силу сильной загруженности, не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций. Всё это является очень важным и необходимым для успешной адаптации ребенка в социуме, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, создание благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Расширять знания детей о своей семье, родственниках.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Закреплять умение называть имя своих родителей, бабушек и дедушек используя генеалогическое древо.
4. Продолжать работу над обогащением словарного запаса (семья, традиции, ценности, родственники)
Для родителей:
1.Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
2. Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.
Для педагогов:
1. Создать методические материалы в соответствии с темой проекта.
2. Способствовать родителям выстраивать детско – родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление ролево- игравой проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проявления творческих способностей, создании конечного продукта.
Игровая ситуация
«Маша» (героиня мультфильма «Маша и медведь) приносит фотоальбом, в котором находятся семейные фотографии. Маша интересуется
- Что такое семья?
- Кто живет в семье?
- Кто такие родственники?
В процессе беседы дети выясняют, что у «Маши» нет родителей, где ее мама и папа, нас тоже заинтересовал этот вопрос.
Так начинается наш интересный проект.
Примерный план реализации проекта
№ | Способ реализации | Цель | Сроки | |
1 | Выдвижение гипотезы | Помочь определить путь решения проблемы | Подготовительный этап ( 1 день) | |
2 | Модель трех вопросов | Инициировать общее обсуждение, что дети выяснили, что они уже знают о семье, что хотят узнать, как могут это сделать | ||
3 | Составление плана реализации проект. Анкетирование родителей. | Составить план реализации проекта на основании анализа ответов детей и родителей. | ||
4 | Челлендж «Самый веселый семейный случай» | Привлечь внимание родителей к сотрудничеству с д/с | ||
Основной этап | ||||
5 | Рассматривание с/к «Моя семья» Беседа «Генеалогическое древо моей семьи» | Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить составлять короткий рассказ; уточнять знания о родственных связях и отношения в семье. | День первый | |
6 | Рисование «Моя семья» | развитие детского творчества | ||
7 | Муз игра «Помощники» | Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям | ||
8 | Просмотр мультфильма «Маша и медведь» | Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, | ||
9 | Разучивание музыкальных произведений «Мы матрешки» | Помочь запомнить текст, закрепить знания о членах семьи. | ||
10 | Д/и «Назови ласково» | Развивать речь. | ||
11 | Чтение х/л А.Барто «Мама» | Продолжать развивать речь, как средство общения. | ||
12 | Пальчиковая игра «Семья» | Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук. | ||
13 | Сюжетно – ролевая игра «Семья» | Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм, обучение детей реализации игрового замысла. | ||
14 | Беседа «Мои родственники дедушка и бабушка» | Закрепить знания детей о родственниках. | День второй | |
15 | Конструирование: «Мой дом» | Развитие конструкторских навыков | ||
16 | Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка» | Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук. | ||
17 | Сюжетно-ролевые игры «Семья. Праздник бабушки и дедушки» | Учить развивать сюжет, закрепить знания о родственных связях. | ||
18 | Разучивание музыкальных произведений «Я пеку, пеку, пеку», | Помочь запомнить текст, закрепить знания о членах семьи, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. | ||
19 | Чтение художественной литературы «Гуси лебеди» | формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. | ||
20 | Д/и "Чей малыш?", "Чья мама?" | (уточнить названия животных и их детѐнышей) | ||
21 | Рисование «Бабушка рядышком с дедушкой» | Создание условий для развитие у детей умение передавать образы в рисунке доступными средствами. | ||
22 | Музыкально – Д/и «Чьей мамы голосок?» | Развитие слухового восприятия, закрепить название домашних животных. | ||
23 | Беседа «Профессии моих родителей» | развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. | День третий | |
24 | Пальчиковая игра «За работу» | Согласовывать действия с текстом | ||
25 | Н/и «Профессии» | расширять представление о разнообразных профессиях своих родственниках. |
26 | Словесная игра «Кто, что делает» | Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, |
| |
27 | Лепка из соленого теста «Угощение для всей семьи»
| Развивать творчество, воображение, моторику рук, желание делать приятное окружающим. | ||
28 | Д/и «Маленькие помощники» | Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям. | ||
29 | Чтение художественной литературы | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ||
30 | С/и «Все работы хороши» | Учить взаимодействовать в игре, развивать сюжет. | ||
31 | Театрализация сказки «Репка» | Учить передавать образ героев, воспитывать уважительное отношение к родственникам. | ||
32 | Беседа «Семейные ценности» | Познакомить детей с понятием «семейные ценности» | День четвертый | |
33 | Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире» | Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук. | ||
34 | Д/и «Кого как зовут» | Учить называть членов семьи, ласково и с любовью обращаться к своим близким. | ||
35 | С/и «Семейный обед» | Учить взаимодействовать в игре, развивать сюжет; закрепить понятие семейных ценностей. | ||
36 | Аппликация «Фоторамка» | Создание условий для формирования представлений детей о семье и её членах, закрепление навыков составления композиции из нескольких элементов разной формы. | ||
37 | Просмотр мультика «Маша и медведь» | Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях. | ||
38 | Чтение Н.Григорьева «Мама заболела» | Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое, что есть у человека. | ||
39 | Загадки о семье | Закрепить знания о родственниках. | ||
Заключительный этап. | ||||
40 | Проверка гипотезы | Проверить гипотезу, поставленную в начале | (1 день) | |
41 | «Генеалогическое древо Маши из мультика «Маши и медведь»». | Систематизировать знания детей о близких родственниках. | ||
42 | Развлечения «Мама папа я дружная семья» | Систематизировать знания о родственных связях, семейных ценностях, активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным. | ||
Постановка новой проблемы: Какие семейные традиции были раньше? |
Описание проекта
Предварительная работа
- Гипотеза.
- Гипотеза: знание своей родословной поможет ребенку узнать историю создания своей семьи, сформирует представление о семье и семейных традициях.
- Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему «Моя семья», то у детей воспитается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о: родосновной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них
- Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Каждый человек, уважающий свою семью должен знать зарождение и происхождение своей семьи.
Научная новизна работы в том, что еще никто из родственников не составлял родословную моей семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.
Гипотезы выдвигались разные, но в итоге остановились на одной: листочки появляются из почек, которые начинают набухать весной, когда солнышко начинает пригревать и на улице становится теплее. А, если они рождаются, растут, значит, они живут. А вот какая у них жизнь нам предстоит выяснить в ходе проекта.
2. Модель трёх вопросов.
В проектной деятельности использую модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнаем об этом? |
У каждого человека есть семья; | Что такое семья? | В энциклопедии; Спросить у родных. Из сказок Мультиков |
3. Анкетирование родителей на тему «Моя семья».
4. Мастер-класс для родителей «Генеалогическое дерево».
Родители получили интересную информацию о проекте.
В заключении им было предложено дома вместе с детьми создать в соответствие с темой проекта и подготовить итоговый продукт.
5. Составление плана реализации проекта.
План составляется по итогам анкетирования родителей, мастер-класса, бесед с детьми, учитывая интересы детей.
Основной этап
День первый
Введение в проблему
Просмотр мультика «Маша и медведь»
- Как вы думаете где у маши родители? Если дети будут затрудняться, можно подсказать им.
- Что такое семья? Как зовут ваших родителей, родствеников? Хотите знать подробнее?
Проблема: что такое семья?
Решение проблемной ситуации
1). «Что такое семья?».
Детям предлагаются спросить у своих родителей.
Дети рассматривают картинки, определяют, рисуют рисунки.
День второй
Введение в проблему
Словесная игра «Моя семья».
Цель: расширение словаря существительных и знаний о семье.
Педагог задает детям вопросы. Как зовут маму и папу? Кем работают ваши родители? Как зовут Бабушек и дедушек? Где работают ваши родители?
Проблема: как появилась ваша семья?
Решение проблемной ситуации
1). деятельность «Как появилась семья?».
Детям предлагаются совместно с родителями нарисовать портрет своей семьи, спросить у родителей.
Систематизация собранных материалов.
2). Сюжетно ролевая игра «День рождения».
В игре детям предлагается изобразить как они дома отмечают день рождения в кругу семьи. Задание: Накрыть стол, встретить гостей.
День третий
Введение в проблему
Просмотр мультика «Маша и медведь»
Беседа «Моя семья»
Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.
День четвёртый
Просмотр мультика «Маша и медведь»
День пятый
Выставка: генеалогического древо сделано детьми совместно с родителями.
Развлечение «Мама, папа я спортивная семья»
Подведения итогов нашего проекта.
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Сформировано стремление к понимание неразрывной связи человека с семьей.
2. Повышен уровень знаний воспитанников о жизни семьи.
3. Развиты познавательная активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связная речь.
Для педагогов:
Сформированы детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление роливо - игравой проектной деятельности: помощь в сборе материалов, творческой работы совместно с родителями, создании конечного продукта.
Оценка результатов проекта:
- В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: а именно, дети больше узнали о своей семье, о члена семьи, о жизни бабушки и дедушки; совместная деятельность способствовала укреплению детско – родительских отношений.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.
3. Были созданы:
-Генеалогическое древо
4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.
Появилась новая идея для разработки и реализации нового проекта.
Предварительный просмотр:
Ти Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Муниципального образования г. Братска
Педагогический проект
«Внедрение робототехники в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».
Разработали:
Воспитатели высшей
квалификационной категории
Рейкало Елена Владимировна
Леонова Светлана Николаевна
г. Братск 2022г.
Паспорт Проекта
№ п/п | Наименование пункта | Описание |
1 | Название Проекта | «Внедрение робототехники в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности». |
2 | Авторы Проекта | Рейкало Елена Владимировна Леонова Светлана Николаевна |
3 | Целевая аудитория | Дети старшего дошкольного возраста |
4 | Вид проекта | Познавательно – игровой |
5 | Принципы и подходы при реализации проекта | Принцип деятельности (действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка); Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности); Принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке); Принцип креативности (организуется творческая деятельность, создаются ситуации, в которых ребенок становится настоящим конструктором, дизайнером реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность); Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями); Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей); Учет принципа интеграции образовательных областей (в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей). |
6 | Цель Проекта | Развитие инженерно–технических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования военной техники с использованием инновационных конструкторов «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», LEGO WEDO 2.0. |
7 | Задачи Проекта | 1. Учить детей основным приёмам сборки моделей военной технике; 2. Формировать у старших дошкольников навыки начального программирования; 3. Расширять и обобщать представление детей о Великой Отечественной войне; о военной технике; 4. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, технические навыки в процессе создания модели; 5. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество; 6. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей стране. |
8 | Сроки реализации проекта | Реализация проекта предполагается в течение одного года (2022 – 2023 гг) |
9 | Механизм реализации проекта | 1 этап (подготовительный: сентябрь 2022 г) – изучение возможностей внедрения LEGO – технологий в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка инновационного проекта, организация начального обеспечения LEGO – центров в группах. 2 этап (основной: октябрь 2022 г – май 2023 г) – практическое осуществление проектной деятельности: организация работы LEGO – центров в группах, анализ промежуточных результатов; осуществление корректировки проектной деятельности, реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами. 3 этап (заключительный: май 2022 г) – распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; итоговые мероприятия, участие воспитанников в конкурсах городского, регионального и Всероссийского уровня. |
1. Ведение
Актуальность
Подрастающее поколение не должно забывать о величайшей трагедии многих миллионов людей, сделавших все возможное и невозможное, чтобы выстоять в смертельной схватке с безжалостным врагом. Оно не должно забывать и о тех, кто упорно и настойчиво разжигал и разжигает пожар войны, пытается принизить и извратить значение Великой Победы Великого народа, ее освободительной миссии для народов Европы. Сегодня перед детским садом и обществом в целом поставлена задача по воспитанию у детей чувства любви к Родине, формированию гражданской ответственности и уважения к народной памяти и героизму, проявленному советскими солдатами в боях за свою Отчизну. Современные дети далеки от темы Великой Отечественной войны, все дальше в прошлое уходят ее исторические события, самой кровавой и жестокой за всю историю человечества. Дети должны понимать, как важно помнить о Дне Победы и чтить память погибших солдат во имя Родины.
Каждое время диктует свои средства и методы, позволяющие тему воспитания нравственно – патриотических качеств личности решать актуальными и интересными для современных детей средствами. Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения, а государство, современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах. Поэтому созданные в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования и робототехники, позволят заложить на этапе дошкольного детства не только первоначальные технические навыки, но и позволят проводить профориентационную работу, направленную на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Согласно реализации Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» основные сквозные цифровые технологии, входящие в Программу - это компоненты робототехники и сенсорики, нейротехнологии и искусственного интеллекта. Важная задача дошкольного образования сегодня - сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Актуальность LEGO - технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В результате освоения программ технического творчества у детей дошкольного возраста формируются целостные представления о современном мире и роли техники и технологии в нем, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, приобретается опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и саморазвития.
Новизной проекта является инженерная направленность обучения, которое базируется на новых информационных технологиях – Lego BOOST, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», LEGO WEDO 2.0., что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами позволит дошкольникам в форме познавательной игры узнать инновационные идеи конструирования (роботостроение), развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки (профориетирование), а также научиться проектированию военной техники, что в свою очередь будет способствовать формированию нравственно -патриотических качеств личности.
2. Планируемые результаты
1. Сформируются представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств;
2. Сформируются представления о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGO WEDO необходимым при конструировании робототехнических моделей;
3. Сформируются представление у детей о Великой Отечественной войне; о военной технике, о военных профессиях.
Предметные:
1. Научатся основным приёмам сборки и программирования моделей военной техники с использованием инновационных конструкторов LEGO WEDO и др.
Компетентностные:
1. Сформируются навыки сотрудничества: работа в команде, в паре.
2. Содержание Проекта
2.1 Схема реализации проекта
Методика обучения детей по роботостроению носит ступенчато -преемственный характер. Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO - конструирования в регламент обязательной части общеобразовательной программы ДОО. Реализуется в совместной деятельности в рамках образовательной области «Художественное – эстетическое развитие», раздела «Конструктивно –модельная деятельность», «Познавательное развитие» - робототехника.
Содержание образовательной деятельности
Формы и методы работы с детьми
Изобретательная деятельность
- мастерская по изготовлению продуктов детского творчества «Военная техника» (увеличивается количество видов техники);
- реализация проектов
Речевое развитие
- расширение и обогащения словаря;
- беседа;
- ситуативный разговор;
- составление и отгадывание загадок;
- общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- придумывание историй.
Познавательно-исследовательская
- «История создания роботов»;
- «Военная техника»;
- Рисование схемы-постройки «линкор», «сапер», «бомбардировщик» и т.д.;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование;
- реализация проекта;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного
- наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения,
- художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- исследования объектов окружающего мира.
Конструктивно – модельная деятельность
- конструирование по образцу;
- конструирование по модели;
- конструирование по условиям;
- конструирование по усложнёнными
- чертежам и наглядным схемам;
- конструирование по теме.
- конструирование по замыслу.
Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.
Освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO DUPLO, магнитный Полидрон, «Лего Education», «ПервоРобот» LEGO WeDo9580», WEDO 2.0., используем мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал.
Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.
Работа LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов с усложнением: Lego BOOST, LEGO DUPLO, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», WEDO 2.0.
В работе с детьми образовательная деятельность проводится по определенным темам с усложнением («Транспорт в легогороде» и др.) применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Применение чертежей типа «Я начну, а ты дострой», «Найди ошибку в чертеже и устрани ее»; изображения сложных построек, чертежи, дающие лишь схему предмета, и др
Познавательно – исследовательская деятельность «Чем роботы отличаются от людей», «История создания роботов», «Военная техника». Рисование схемы постройки «танк, линкор, сапер» и т.д.;
Дидактические игры: «Найди, где находится», «Найди различия», «Собери танк» и т.д.
Физкультминутки «Робот танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид».
Раскрашивание картинок с изображением различных роботов;
Сборка конструкций военная техника LEGO с усложнением и других инновационных конструкторов;
Просмотр видеофильмов, мультфильмов о 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и военных объектах: ВАСИЛЁК (1973) Режиссер: Стелла Аристакесова, САЛЮТ (1975) Режиссер: Ирина Гурвич, СОЛДАТСКАЯ ЛАМПА (1984) Режиссер: Кирилл Малянтович.
Проект также состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми,
с родителями, с педагогами.
Работа с родителями
Формы взаимодействия с родителями
Информационное
Консультации на тему «Родителям о конструкторе ЛЕГО», «Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др.; Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор»; Буклет «Игры с ЛЕГО»; Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть»; Познавательные беседы с использованием наглядно – иллюстрированного материала из цикла: «Специальная техника».
Аналитическое
Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»
Практическое
Квест - игра «В мире фантазий с ЛЕГО - конструктором»; Совместная проектная деятельность: «Военная техника»; Мастер класс для родителей «Удивительный мир лего»; Организация выставки рисунков «Роботы помощники будущего; Создание книжек-малышек совместно с родителями.
Работа с педагогами
Активное обучение педагогов LEGO - технологии, посредством организации обучающих семинаров-практикумов: «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников», «Лего конструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», мастер – классов: «Конструктор LEGO WEDO как средство развития познавательной
активности дошкольников, открытых занятий» и т.д. А также открытие LEGO – центра. LEGO – центр – это учебное помещение детского сада, оснащенное образовательными инновационными конструкторами для сборки и программирования моделей. Составление буклетов: «Военные профессии», (консультация – практикум для педагогов: «Виды военной техники», с использованием конструктора LEGO и др., деловая игра: «Учимся вместе!», открытые мероприятия, мини – дискуссии: «Роботы-помощники будущего». Мастер – класс по сборке конструкции для формирования «Правильного представления о военной технике»; «Конструктор LEGO WE DO как средство развития познавательной активности у дошкольников»; Консультация для воспитателей по проведению праздника к 75-летию Победы «9 мая».
Этапы и механизмы реализации проекта
Подготовительный этап
- Постановка целей и определение задач проекта;
- Мотивация: внесение в образовательную среду нового конструктора LEGO WEDO;
- Составление плана мероприятий, подборка наглядно – дидактического материала на тему «военная техника», художественной литературы, фотографий, физкультминуток, различных материалов для продуктивной деятельности детей;
- Беседы с детьми по теме «Военная техника».
- Анкетирование родителей
- Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности (инструкционных карт «Схемы сборки»)
- Разработка буклетов на тему проекта
Основной этап
- Просмотр видеофильмов, мультфильмов о Великой Победе в Отечественной войне и военных объектах: ВАСИЛЁК (1973) Режиссер: Стелла Аристакесова, САЛЮТ (1975) Режиссер: Ирина Гурвич, СОЛДАТСКАЯ ЛАМПА (1984) Режиссер: Кирилл Малянтович.
- Эвристическая беседа «Край, в котором я живу»
Цель: уточнить и расширить знания детей о родном крае; побуждать интерес к родному краю; воспитывать уважение к труду людей, народов крайнего Севера; развивать грамматически правильную речь. («Экология для малышей» Гончарова Е.В.)
- Беседа «История военной техники»
Цель: Расширять представление детей о военной техники Российской армии, ознакомить с разными видами военной техники, воспитывать чувство патриотизма, желание защищать свою Родину, знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные).
- Просмотр презентацией на тему «Военной техники»
- Рисование схемы-постройки «Вертолет», «Лодка», «Роботсапер», «Танк», «Линкор» и др.
- Постройка робота - вездехода используя, конструктор Lego WEDO;
- Постройка из разного вида Лего – военной техники.
- Дидактические игры: «Найди, где находится», «Найди различия»
- Пятиминутки: игровые, интеллектуальные.
- Игры – драматизации: «Мой робот»
- Физкультминутки «Робот-танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид».
- Раскрашивание картинок с изображением различных роботов;
- Знакомство с военной техникой
Цель: формирование представлений детей о разных видах транспорта через конструирование, способствующее развитию творческих способностей у дошкольников, расширить представление детей о военных машинах и их значении в жизни человека, познакомить детей с
приёмами конструирования машин из деталей конструкторов: LEGO DUPLO, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», компьютерной программы LEGO WEDO, продолжить создание условий для формирования исследовательских умений у детей, учить анализировать свою деятельность, учить создавать модели транспорта по чертежу, созданному педагогом, развивать внимание, память, мышление, творческое воображение и речь детей, развивать у детей интерес к конструированию, умение работать по чертежу, содействовать формированию функции самоконтроля – ребенок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их, формировать умение и желание доводить дело до конца, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Конструирование «Военной техники»
Цели: развитие у детей интереса к конструированию с помощью набора «Лего Education», LEGO Duplo, через создание простейших моделей, развитие логического мышления, развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, развивать познавательно-исследовательский интерес, развивать умение поддерживать беседу, развивать внимание, мышление, память, воображение и речь детей, развивать мелкую моторику рук, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать интерес к конструированию, вызывать эмоциональный интерес к познанию детей,
поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
- Конструирование по замыслу (корабль и самолет)- первоРобот LEGO WeDo 9580»
Цель: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора, развивать мелкуюмоторику, формировать пространственное мышление,
воспитывать умение работать в коллективе.
- Конструирование по замыслу (машина и танк)
«ПервоРобот LEGO WeDo 9580»
Цель: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, упражнять детей в моделированиии конструировании из конструктора, развивать мелкую моторику, формировать пространственное мышление, воспитывать умение работать в коллективе.
- Конструирование по замыслу «ПервоРобот LEGO WeDo 9580» (линкор и вертолет)
Цель: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора, развивать мелкую моторику, формировать пространственное мышление, воспитывать умение работать в коллективе.
- Создание ЛЕГО-ГОРОДА
Цель: Создание условий для развития у детей предпосылок инженерного мышления и конструктивных способностей, развивать воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе, формировать навыки пространственной ориентировки, учить создавать художественный образ посредством
макетирования, закрепить знания детей о названиях деталей конструктора, способах их соединения, воспитывать любовь и интерес к родному городу, воспитывать умение работать в коллективе. «LEGO-мастерская» (устранение поломок) (вертолет, грузовая машина, бомбардировщик- «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», танк (конструктор My Robot Time exciting))
Цели: совершенствование коммуникативных навыков детей: умений слышать и слушать, правильно выражать свои мысли; формирование навыков коллективной работы, элементарного конструирования и моделирования; развитие технического мышления, обогатить коммуникативные способности старших дошкольников, формировать социально-коммуникативные качества детей, развить умение правильно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, развить образное мышление, навыки конструирования и моделирования, воспитать самостоятельность, терпимость, внимание, уважение к чужому труду, учить элементам планирования своей работы.
- Познавательные занятия: «День Победы», «Дети – герои», «Труженики тыла». Цель: Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей стране.
- Чтение художественной и познавательной литературы на тему проекта;
- Создание детьми книжек-малышек
Заключительный этап
- Проведения праздника «День ИКТ-технологий»;
- Проведение викторины «Что? Где? Когда?»;
- Проведение праздника, посвящённое к «9 мая»;
- Посещение городского парада, посвящённое к 9 мая;
- Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах.
- Демонстрация проделанной работы над проектом по робототехнике.
- Выставка военной техники в музее «Боевой славы» в детском саду.
Обоснование значимости инновационного проекта для
развития образовательной организации.
При реализации данного инновационного проекта:
- повысится уровень развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.
- будет совершенствоваться материальная база ДОУ (Lego BOOST, LEGO DUPLO, магнитный Полидрон, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», LEGO WEDO 2.0.,
- повысится профессиональная компетенция педагогов в области использования инновационных конструкторов;
- повысится активность участия педагогов в конкурсах различных уровней;
- будет совершенствоваться работа с родителями по вопросам организации активного досуга с детьми;
- повысится удовлетворённость родителей в образовательных услугах ДОУ;
- появится возможность участия воспитанников в фестивалях лего –
конструирования и робототехники.
Анкетирование
- Интересна ли вам тема роботов и робототехники?
Да Нет
Свой ответ_________________________________________________
- Где по вашему мнению применяются роботы?
В быту, производстве, медицине, образовании, военной сфере, науке,
развлечениях
Свой ответ__________________
- Для чего нужны роботы в современном мире?
Для улучшения уровня жизни в быту, развития космоса, медицины,
выполнения тяжелого труда, обеспечения безопасности, образования,
развлечений
Свой ответ_________________________________________________
- Какие роботы окружают вас в повседневной жизни?
Свой ответ_________________________________________________
- Вы когда-нибудь самостоятельно собирали и программировали робота?
Да Нет
Свой ответ_________________________________________________
- Хотели бы вы в будущем иметь профессию, связанную с робототехникой?
Да Нет
Свой ответ___________________________________
- Если бы вы стали инженером робототехники, то какого робота бы создали?
Домашний питомец, учитель, уборщик, строитель, повар, защитник,
помощник в учебе
Свой ответ_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ко Дню матери "Мама – самый лучший друг".
В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравля...
Проект ко Дню матери"Мама – самый лучший друг" Подготовительная группа
Цель проекта: Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.Задачи проекта:...

Проект ко Дню Матери «Мама – самый лучший друг»
Воспитание доброжелательного отношения к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям...
ПРОЕКТ ко Дню матери "Мама – самый лучший друг".
ПРОЕКТ ко Дню матери"Мама – самый лучший друг"....

Проект ко Дню Матери «Мама - самый лучший друг» (подготовительная группа «Фантазёры»)
Паспорт проекта Вид проекта: творческо-ис...

Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»
Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....