Социальный проект «Уча других – мы учимся сами»
проект по информатике (младшая, средняя, старшая группа)

Леонова Светлана Николаевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта «Уча других – мы учимся сами» (Сенека). 

Направление: Инновации в дополнительном образовании детей

Ф.И.О. авторов, должность, образовательное учреждение: МБДОУ «ДСОВ № 41»

  • Белова Оксана Николаевна, заведующий
  • Леонова Светлана Николаевна, воспитатель высшая квалификационной категории
  • Рейкало Елена Владимировна, воспитатель высшая квалификационной категории
  • Сережко Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Быкасова Марина Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Контактная информация: 8 (3953) 41 - 78 – 23, mdoy-41.bratsk@mail.ru

   

Социальный проект «Уча других – мы учимся сами» (Сенека) разработан творческой группой педагогов дошкольного учреждения с учётом ФГОС ДО.

Приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности является формирование универсального умения «учиться», которое включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни, в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в федеральных государственных образовательных стандартах, где одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи, на наш взгляд, будет более эффективным при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где дошкольная образовательная организация осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки к учебной деятельности, посредством тесного сотрудничества с учениками начальной школы. Ведь всем известно, что дети научают детей быстрее и легче, а образовательный процесс для обеих сторон становится увлекательным путешествием по необъятным просторам образования, тем более, когда к нему подвязывается интереснейшее игровое оборудование, такое как «ТИКО» и «LEGO».

Важным условием достижения умения учиться является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на всех уровнях образования с привлечением к роли учителей - учеников начальной школы.

Дополнительная образовательная программа «ТИКО & LEGO» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Программа имеет научно-техническую направленность, что вызывает повышенный интерес со стороны учащихся начальной школы,  и составлена на основании: Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Следует обратить внимание, что реализация содержания дополнительной программы происходит на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности, что способствует формированию у ребенка целостной картины мира с учетом возрастных особенностей, повышает качество освоения программного материала. Внедрение данного принципа расширяет возможности всех участников проекта (дошкольников, учеников начальной школы и педагогов) активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательной, исследовательской деятельности, искать способы решения проблемных задач. Это, в свою очередь, у дошкольников - способствует формированию универсальных предпосылок к учебной деятельности, а у школьников – совершенствует уже имеющиеся учебные навыки и способствует эффективной социализации всех участников проекта.

На сегодня, преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что учителя в первый класс ждут детей, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся:

- познавательная и учебная мотивация;

- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;

- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;

- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.

Документально реализация процесса «присоединения» детского сада к школе основана на преемственности дошкольного и начального ступеней образования, которая помогает:

•        реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования;

•        придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;

•        создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, а также обмен опытом между педагогами и рост их квалификации.

Бесспорно, учителям начальных классов с подготовленными к обучению в школе детьми работать намного легче.

А вот как нам, педагогам дошкольного образования сделать процесс формирования УУД - не сложным для детей, а интересным, увлекательным и эффективным?

Проект «Уча других – мы учимся сами» (Сенека)   -  педагогический поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в формировании у дошкольников универсальных предпосылок к учебной деятельности.

Цель: создание условий для формирования у детей универсального умения «учиться».

Исходя из данной цели, были определены задачи:

создание развивающей образовательной среды, которая имеет научно-техническую направленность, и способствует эффективной социализации и индивидуализации детей разного возраста;

развитие навыков сотрудничества: умения работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре), с детьми, более старшего возраста;

формирование личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и учащимися начальных классов;

обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, посредством тесного сотрудничества детей разных возрастных ступеней.

Принципы реализации проекта:

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
  • принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, коммуникативная, игровая деятельность, двигательная, музыкальная);
  • принцип доступности;
  • принцип постепенности;
  • принцип системности.

В основе реализации проекта «Уча других – мы учимся сами» (Сенека)   лежит деятельностный подход, суть которого заключается не только в том, что через включение в активную деятельность одни дети играючи передают, а другие с легкостью усваивают определенные знания, но и в том, что в деятельности дети разных возрастных категорий приобретают характер партнерства, сотрудничества, сотворчества при активной поддержке взрослых.

При этом виды деятельности могут быть самыми разнообразными, но мы делали основной упор на:

  • формирование смешанных команд для соревнований по робототехнике;
  • совместные выставки лего - роботов;
  • галерея детских авторских разработок;
  • творческие мастерские «Я научу тебя строить и программировать»;
  • клубные часы;
  • совместные праздники и соревнования дошкольников и первоклассников;
  • фримаркет (обмен оборудованием и знаниями);
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
  • участие разновозрастных команд в конкурсе «Фестиваль робототехники», организация команд-болельщиков.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников и учащихся начальных классов по проблеме встраивания робототехники в образовательный процесс:

  • семинары, практикумы, мастер-классы по развитию пространственного мышления детей, основ и перспектив конструирования и программирования;
  • круглые столы воспитателей и учителей по особенностям взаимодействия с детьми в освоении робототехники;
  • деловые игры
  • создание образовательных ресурсов (видеофильмы, создание технологических карт, схем конструирования;
  • участие педагогов в онлайн - конференциях;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе, развития мышления пространственными образами, навыков конструирования.

Вывод: в ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что ТИКО - моделирование и робототехника способствуют развитию у детей умственной деятельности, умению ориентироваться на плоскости и в пространстве, общаться, работать в группе, коллективе, увлекаться самостоятельным техническим творчеством.

Кроме того, проект «Уча других – мы учимся сами» (Сенека)   является эффективным образовательным средством, которое помогает объединить запросы семьи и усилия педагогов дошкольного учреждения и школы в решении вопроса непрерывного образования и развития ребенка.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно будут использоваться для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

В перспективе мы планируем разработать программу, направленную на обучение детей с особенностями развития, включая методики по инклюзивному обучению детей с сенсорными нарушениями, целью которой будет социализация и формирование первичных компетенций для освоения технических специальностей детей с особенностями развития (ранняя профориентация), и опять-таки с привлечением учеников начальной и средней школы, для более эффективной социализации детей с ОВЗ и более легкой передачи опыта и знаний.

Предложенный нами проект, может быть использован как практический опыт в других ДОУ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

г. Братск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

муниципального образования

города Братска

г. Братск, проспект Ленина, 15, тел. (3953) 455-374, т/факс (3953) 455-381, е-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru

 

«Детско – взрослый  

 позновательно – творческий  проект

 «Я и моя семья»

https://data.nalog.ru/cdn/image/2348843/original.jpg

Составили:

Светлана Николаевна Леонова

воспитатель высшей  квалификационной категории;

Маргарита Олеговна Попова

воспитатель;


АННОТАЦИЯ

Автор методической разработки: Леонова Светлана Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории; Шурупова Елена Алексеевна, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории; Сапогова Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Попова Маргарита Олеговна воспитатель.

Название работы: «Моя семья»

 Познавательно - творческий  детско – взрослый проект.

На примере данного проекта мы хотели показать, каким образом можно выстраивать работу с детьми по нравственному воспитанию, а в частности создать детско – взрослый   познавательно - творческий проект. Организаторами проекта стали сами дети, им была дана инициатива и самостоятельность по его реализации.

Данный проект полностью соответствует требованием ФГОС До к организации образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Он полезен ля воспитателей дошкольных учреждений, а также педагогов дополнительного образования.

По виду деятельности:  Позновательно – творческий

По содержанию: интегрированный

По характеру участия ребенка: участники, исполнители

По характеру контактов: дети, родители, педагоги

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 1 неделя

Постановка проблемы.

В преддверии тематической недели «Моя семья» мы с детьми просматривали мультфильм «Три кота» и сделали вывод: герои мультфильма хорошо знают свою семью, родственников. В процессе беседы выяснилось, что не все ребята  имеют достаточно знаний о своей семье, ее членах, как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), зачастую не могут правильно обозначить родственную связь (внук, внучка, тётя, дядя и т. п.), кто такие бабушки и дедушки. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. В итоге дети решили все узнать и выяснить. Так родился наш проект.    

 Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". «Откуда я родом?».  Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают человеку осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность

Одной  из наиболее актуальных тем на сегодня  является проблема нравственного воспитания и семейных ценностей у  подрастающего поколения. С этой проблемой столкнулись и мы в своей работе. Размышляя, как её решить, мы пришли к выводу,   что  взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у них  любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. У каждого  человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда  помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.  Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей.

Для любого педагога родители – первые помощники в воспитании и обучении детей. Только совместно с родителями возможно решение этой проблемы. Трудностью в моей работе явилось то, что многие родители в силу сильной загруженности, не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции.  А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций. Всё это является очень важным и необходимым для  успешной адаптации ребенка в социуме, быть внимательными друг  к другу, сострадать, помогать словом и делом.

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, создание благоприятного климата взаимодействия с родителями. 

 Задачи проекта:

Для детей:

1. Расширять  знания детей о своей семье, родственниках.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

3. Закреплять умение называть имя  своих родителей, бабушек и дедушек используя генеалогическое древо.

4. Продолжать работу над обогащением словарного запаса (семья, традиции, ценности, родственники)

Для родителей:

1.Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

2. Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.

 Для педагогов:

1. Создать методические материалы в соответствии с темой проекта.

2. Способствовать родителям выстраивать детско – родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление ролево- игравой проектной деятельности: помощь в сборе материалов, проявления творческих способностей, создании конечного продукта.

Игровая ситуация  

«Маша» (героиня мультфильма «Маша и медведь) приносит фотоальбом, в котором находятся семейные фотографии. Маша   интересуется

- Что такое семья?

- Кто  живет в семье?

- Кто такие родственники?

В процессе беседы дети выясняют, что у «Маши» нет родителей,  где ее мама и папа, нас тоже заинтересовал этот вопрос.

Так начинается наш интересный проект.

Примерный  план  реализации  проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1

Выдвижение гипотезы

Помочь определить путь решения проблемы

Подготовительный этап

( 1 день)

2

Модель трех вопросов

Инициировать общее обсуждение, что дети выяснили, что они уже знают о семье, что хотят узнать, как могут это сделать

3

Составление плана реализации проект.

Анкетирование родителей.

Составить план реализации проекта на основании анализа ответов детей  и родителей.

4

Челлендж «Самый веселый семейный случай»

Привлечь внимание родителей к сотрудничеству с д/с

                                                 Основной этап

5

Рассматривание с/к  «Моя семья» Беседа «Генеалогическое древо моей семьи»

Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить составлять короткий рассказ; уточнять знания о родственных связях и отношения в семье.  

День первый

 6

Рисование  «Моя семья»

развитие детского творчества

 7

Муз игра «Помощники»

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям

8

Просмотр мультфильма «Маша и медведь»

Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях,

9

Разучивание музыкальных произведений «Мы матрешки»

Помочь запомнить текст, закрепить знания о членах семьи.

10

Д/и «Назови ласково»

Развивать речь.

11

Чтение х/л  А.Барто «Мама»

Продолжать развивать речь, как средство общения.

12

Пальчиковая игра

«Семья»

Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук.

13

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм, обучение детей реализации игрового замысла.

14

Беседа «Мои родственники дедушка и бабушка»

Закрепить знания детей о родственниках.

День второй

15

Конструирование: «Мой дом»

Развитие конструкторских навыков

16

Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка»

Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук.

17

Сюжетно-ролевые игры  «Семья.  Праздник бабушки и дедушки»

Учить развивать сюжет, закрепить знания о родственных связях.

18

Разучивание  музыкальных произведений  «Я пеку, пеку, пеку»,

Помочь запомнить текст, закрепить знания о членах семьи, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

19

Чтение художественной литературы  «Гуси лебеди»

формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

 20

Д/и "Чей малыш?", "Чья мама?"

(уточнить названия животных и их  детѐнышей)

21

Рисование «Бабушка рядышком с дедушкой»

Создание условий  для  развитие у детей умение передавать образы в рисунке доступными средствами.

22

Музыкально – Д/и «Чьей мамы голосок?»  

Развитие слухового восприятия, закрепить название домашних животных.

23

Беседа

«Профессии моих  родителей»

развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

День третий

24

Пальчиковая игра «За работу»

Согласовывать действия с текстом

25

Н/и «Профессии»

расширять представление о разнообразных профессиях своих родственниках.

26

Словесная игра «Кто, что делает»

Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы,

  

 

   

 

27

Лепка из соленого теста «Угощение для всей семьи»

 

Развивать творчество, воображение, моторику рук, желание делать приятное окружающим.

 28

Д/и «Маленькие помощники»

Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям.

29

Чтение художественной литературы  

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

30

С/и «Все работы хороши»

Учить взаимодействовать в игре, развивать сюжет.

31

Театрализация сказки «Репка»

Учить передавать образ героев, воспитывать уважительное отношение к родственникам.

32

Беседа «Семейные ценности»

Познакомить детей с понятием «семейные ценности»

День четвертый

33

Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире»

Развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук.

34

Д/и «Кого как зовут»

Учить называть членов семьи, ласково и с любовью обращаться к своим близким.

35

С/и «Семейный обед»

Учить взаимодействовать в игре, развивать сюжет; закрепить понятие семейных ценностей.

36

Аппликация «Фоторамка»

Создание условий для формирования представлений детей о семье и её членах, закрепление навыков составления композиции из нескольких элементов разной формы.

37

Просмотр мультика «Маша и медведь»

Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях.

38

Чтение Н.Григорьева «Мама заболела»

Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое, что есть у человека.

39

Загадки о семье

Закрепить знания о родственниках.

                                                Заключительный этап.

 40

Проверка гипотезы

Проверить гипотезу, поставленную в начале

 (1 день)

41

«Генеалогическое древо Маши из мультика «Маши и медведь»».

 Систематизировать знания детей о близких родственниках.

42

Развлечения «Мама папа я дружная семья»

Систематизировать знания о родственных связях, семейных ценностях,   активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным.  

Постановка новой проблемы:

Какие семейные традиции  были раньше?

Описание проекта

Предварительная работа

  1. Гипотеза.
  2. Гипотеза: знание своей родословной поможет ребенку узнать историю создания своей семьи, сформирует представление о семье и семейных традициях.
  3. Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему «Моя семья», то у детей воспитается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о: родосновной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них
  4. Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Каждый человек, уважающий свою семью должен знать зарождение и происхождение своей семьи.
    Научная новизна работы в том, что еще никто из родственников не составлял родословную моей семьи.
    Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.

Гипотезы выдвигались разные, но в итоге остановились на одной: листочки появляются из почек, которые начинают набухать весной, когда солнышко начинает пригревать и на улице становится теплее. А, если они рождаются, растут, значит, они живут. А вот какая у них жизнь нам предстоит выяснить в ходе проекта.

2. Модель трёх вопросов.

В проектной деятельности использую модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

У каждого человека есть семья;

Что такое семья?

В энциклопедии;

Спросить у родных.

Из сказок

Мультиков

3. Анкетирование родителей на тему «Моя семья».

4. Мастер-класс для родителей «Генеалогическое дерево».

Родители получили интересную информацию о  проекте.

В заключении им было предложено дома вместе с детьми создать  в соответствие  с темой проекта и подготовить  итоговый продукт.

5. Составление плана реализации проекта.

План составляется по итогам анкетирования родителей, мастер-класса, бесед с детьми, учитывая интересы детей.

Основной этап

День первый

Введение в проблему

Просмотр мультика «Маша и медведь»

- Как вы думаете где у маши родители? Если дети будут затрудняться, можно подсказать им.

- Что такое семья? Как зовут ваших родителей, родствеников? Хотите знать подробнее?

Проблема: что такое семья?

Решение проблемной ситуации

1). «Что такое семья?».

Детям  предлагаются спросить у своих родителей.

Дети рассматривают картинки, определяют, рисуют рисунки.

День второй

Введение в проблему

Словесная игра «Моя семья».

Цель: расширение словаря существительных и знаний о семье.

Педагог задает детям вопросы. Как зовут маму и папу? Кем работают ваши родители? Как зовут Бабушек и дедушек? Где работают ваши родители?

Проблема: как появилась ваша семья?

Решение проблемной ситуации

1). деятельность «Как появилась семья?».

Детям предлагаются совместно с родителями нарисовать портрет своей семьи, спросить у родителей.

Систематизация собранных материалов.        

2). Сюжетно ролевая игра «День рождения».

В игре детям предлагается изобразить как они дома отмечают день рождения в кругу семьи. Задание: Накрыть стол, встретить гостей.

            День третий

Введение в проблему

Просмотр мультика «Маша и медведь»

Беседа «Моя семья»

Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.

День четвёртый

Просмотр мультика «Маша и медведь»

День пятый

        Выставка: генеалогического древо сделано детьми совместно с родителями.

Развлечение «Мама, папа я спортивная семья»

Подведения итогов нашего проекта.

Предполагаемый результат:

Для детей:

1.  Сформировано стремление к понимание неразрывной связи человека с семьей.

2.  Повышен уровень знаний воспитанников о жизни семьи.

3. Развиты познавательная активность, наблюдательность, любознательность, коммуникативные навыки, связная речь.

Для педагогов: 

Сформированы детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление роливо - игравой проектной деятельности: помощь в сборе материалов, творческой работы совместно с родителями, создании конечного продукта.

Оценка результатов проекта:

  1. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: а именно, дети больше узнали о своей семье, о члена семьи, о жизни бабушки и дедушки; совместная деятельность способствовала укреплению детско – родительских отношений.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.

3. Были созданы:

-Генеалогическое древо

                4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.

Появилась новая идея для разработки и реализации нового проекта.



Предварительный просмотр:

Ти Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Муниципального образования г. Братска

Педагогический проект

«Внедрение робототехники в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».

Разработали:

Воспитатели высшей

 квалификационной категории

Рейкало Елена Владимировна

Леонова Светлана Николаевна

г. Братск 2022г.

Паспорт Проекта

№ п/п

Наименование пункта

Описание

1

Название Проекта

«Внедрение робототехники в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».

2

Авторы Проекта

Рейкало Елена Владимировна

Леонова Светлана Николаевна

3

Целевая аудитория

Дети старшего дошкольного возраста

4

Вид проекта

Познавательно – игровой

5

Принципы и подходы при реализации

проекта

Принцип деятельности (действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка);

Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);

Принцип непрерывности (процесс развития не

заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);

Принцип креативности (организуется творческая деятельность, создаются ситуации, в которых ребенок становится настоящим конструктором, дизайнером реализует свое творческое начало через коллективную и

индивидуальную деятельность);

Принцип индивидуального подхода (каждый ребенок – отдельный субъект со своими задатками и возможностями);

Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);

Учет принципа интеграции образовательных областей (в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей).

6

Цель Проекта

Развитие инженерно–технических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования военной техники с использованием инновационных конструкторов «ПервоРобот LEGO

WeDo 9580», LEGO WEDO 2.0.

7

Задачи Проекта

1. Учить детей основным приёмам сборки моделей военной технике;

2. Формировать у старших дошкольников навыки начального программирования;

3. Расширять и обобщать представление детей о Великой Отечественной войне; о военной технике;

4. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, технические навыки в процессе создания модели;

5. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

6. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей стране.

8

Сроки реализации проекта

Реализация проекта предполагается в течение одного года (2022 – 2023 гг)

9

Механизм реализации

проекта

1 этап (подготовительный: сентябрь 2022 г) – изучение возможностей внедрения LEGO – технологий в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка инновационного проекта, организация начального обеспечения LEGO – центров в группах.

2 этап (основной: октябрь 2022 г – май 2023 г) –

практическое осуществление проектной деятельности:

организация работы LEGO – центров в группах, анализ промежуточных результатов; осуществление корректировки проектной деятельности, реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами.

3 этап (заключительный: май 2022 г) – распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; итоговые мероприятия, участие воспитанников в конкурсах городского, регионального и Всероссийского уровня.

1. Ведение

 Актуальность

 

Подрастающее поколение не должно забывать о величайшей трагедии многих миллионов людей, сделавших все возможное и невозможное, чтобы выстоять в смертельной схватке с безжалостным врагом. Оно не должно забывать и о тех, кто упорно и настойчиво разжигал и разжигает пожар войны, пытается принизить и извратить значение Великой Победы Великого народа, ее освободительной миссии для народов Европы. Сегодня перед детским садом и обществом в целом поставлена задача по воспитанию у детей чувства любви к Родине, формированию гражданской ответственности и уважения к народной памяти и героизму, проявленному советскими солдатами в боях за свою Отчизну. Современные дети далеки от темы Великой Отечественной войны, все дальше в прошлое уходят ее исторические события, самой кровавой и жестокой за всю историю человечества. Дети должны понимать, как важно помнить о Дне Победы и чтить память погибших солдат во имя Родины.

Каждое время диктует свои средства и методы, позволяющие тему воспитания нравственно – патриотических качеств личности решать актуальными и интересными для современных детей средствами. Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения, а государство, современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах. Поэтому созданные в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования и робототехники, позволят заложить на этапе дошкольного детства не только первоначальные технические навыки, но и позволят проводить профориентационную работу, направленную на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Согласно реализации Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» основные сквозные цифровые технологии, входящие в Программу - это компоненты робототехники и сенсорики, нейротехнологии и искусственного интеллекта. Важная задача дошкольного образования сегодня - сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Актуальность LEGO - технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
  • формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

В результате освоения программ технического творчества у детей дошкольного возраста формируются целостные представления о современном мире и роли техники и технологии в нем, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, приобретается опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и саморазвития.

 Новизной проекта является инженерная направленность обучения, которое базируется на новых информационных технологиях – Lego BOOST, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», LEGO WEDO 2.0., что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами позволит дошкольникам в форме познавательной игры узнать инновационные идеи конструирования (роботостроение), развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки (профориетирование), а также научиться проектированию военной техники, что в свою очередь будет способствовать формированию нравственно -патриотических качеств личности.

2. Планируемые результаты

1. Сформируются представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств;

2. Сформируются представления о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGO WEDO необходимым при конструировании робототехнических моделей;

3. Сформируются представление у детей о Великой Отечественной войне; о военной технике, о военных профессиях.

Предметные:

1. Научатся основным приёмам сборки и программирования моделей военной техники с использованием инновационных конструкторов LEGO WEDO и др.

Компетентностные:

1. Сформируются навыки сотрудничества: работа в команде, в паре.

2. Содержание Проекта

2.1 Схема реализации проекта

Методика обучения детей по роботостроению носит ступенчато -преемственный характер. Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO - конструирования в регламент обязательной части общеобразовательной программы ДОО. Реализуется в совместной деятельности в рамках образовательной области «Художественное – эстетическое развитие», раздела «Конструктивно –модельная деятельность», «Познавательное развитие» - робототехника.

Содержание образовательной деятельности

Формы и методы работы с детьми

Изобретательная деятельность

  • мастерская по изготовлению продуктов детского творчества «Военная техника» (увеличивается количество видов техники);
  • реализация проектов

Речевое развитие

  • расширение и обогащения словаря;
  • беседа;
  • ситуативный разговор;
  • составление и отгадывание загадок;
  • общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  • придумывание историй.

Познавательно-исследовательская

  • «История создания роботов»;
  • «Военная техника»;
  • Рисование схемы-постройки «линкор», «сапер», «бомбардировщик» и т.д.;
  • решение проблемных ситуаций;
  • моделирование;
  • реализация проекта;
  • познавательные беседы (с использованием разнообразного
  • наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения,
  • художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
  • исследования объектов окружающего мира.

Конструктивно – модельная деятельность

  • конструирование по образцу;
  • конструирование по модели;
  • конструирование по условиям;
  • конструирование по усложнёнными
  • чертежам и наглядным схемам;
  • конструирование по теме.
  • конструирование по замыслу.

Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.

Освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO DUPLO, магнитный Полидрон, «Лего Education», «ПервоРобот» LEGO WeDo9580», WEDO 2.0., используем мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал.

Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.

Работа LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов с усложнением: Lego BOOST, LEGO DUPLO, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», WEDO 2.0.

В работе с детьми образовательная деятельность проводится по определенным темам с усложнением («Транспорт в легогороде» и др.) применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Применение чертежей типа «Я начну, а ты дострой», «Найди ошибку в чертеже и устрани ее»; изображения сложных построек, чертежи, дающие лишь схему предмета, и др

Познавательно – исследовательская деятельность «Чем роботы отличаются от людей», «История создания роботов», «Военная техника». Рисование схемы постройки «танк, линкор, сапер» и т.д.;

 Дидактические игры: «Найди, где находится», «Найди различия», «Собери танк» и т.д.

 Физкультминутки «Робот танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид».

Раскрашивание картинок с изображением различных роботов;

Сборка конструкций военная техника LEGO с усложнением и других инновационных конструкторов;

 Просмотр видеофильмов, мультфильмов о 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и военных объектах: ВАСИЛЁК (1973) Режиссер: Стелла Аристакесова, САЛЮТ (1975) Режиссер: Ирина Гурвич, СОЛДАТСКАЯ ЛАМПА (1984) Режиссер: Кирилл Малянтович.

Проект также состоит из трех взаимосвязанных блоков: работа с детьми,

с родителями, с педагогами.

Работа с родителями
Формы взаимодействия с родителями

 Информационное

 Консультации на тему «Родителям о конструкторе ЛЕГО», «Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др.; Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор»; Буклет «Игры с ЛЕГО»; Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть»; Познавательные беседы с использованием наглядно – иллюстрированного материала из цикла: «Специальная техника».

Аналитическое

 Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»

Практическое

Квест - игра «В мире фантазий с ЛЕГО - конструктором»; Совместная проектная деятельность: «Военная техника»; Мастер класс для родителей «Удивительный мир лего»; Организация выставки рисунков «Роботы помощники будущего; Создание книжек-малышек совместно с родителями.

Работа с педагогами

Активное обучение педагогов LEGO - технологии, посредством организации обучающих семинаров-практикумов: «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников», «Лего конструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», мастер – классов: «Конструктор LEGO WEDO как средство развития познавательной

активности дошкольников, открытых занятий» и т.д. А также открытие LEGO – центра. LEGO – центр – это учебное помещение детского сада, оснащенное образовательными инновационными конструкторами для сборки и программирования моделей. Составление буклетов: «Военные профессии», (консультация – практикум для педагогов: «Виды военной техники», с использованием конструктора LEGO и др., деловая игра: «Учимся вместе!», открытые мероприятия, мини – дискуссии: «Роботы-помощники будущего». Мастер – класс по сборке конструкции для формирования «Правильного представления о военной технике»; «Конструктор LEGO WE DO как средство развития познавательной активности у дошкольников»; Консультация для воспитателей по проведению праздника к 75-летию Победы «9 мая».  

Этапы и механизмы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Постановка целей и определение задач проекта;
  • Мотивация: внесение в образовательную среду нового конструктора LEGO WEDO;
  • Составление плана мероприятий, подборка наглядно – дидактического материала на тему «военная техника», художественной литературы, фотографий, физкультминуток, различных материалов для продуктивной деятельности детей;
  • Беседы с детьми по теме «Военная техника».
  • Анкетирование родителей
  • Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности (инструкционных карт «Схемы сборки»)
  • Разработка буклетов на тему проекта

Основной этап

  • Просмотр видеофильмов, мультфильмов о Великой Победе в Отечественной войне и военных объектах: ВАСИЛЁК (1973) Режиссер: Стелла Аристакесова, САЛЮТ (1975) Режиссер: Ирина Гурвич, СОЛДАТСКАЯ ЛАМПА (1984) Режиссер: Кирилл Малянтович.
  • Эвристическая беседа «Край, в котором я живу»

Цель: уточнить и расширить знания детей о родном крае; побуждать интерес к родному краю; воспитывать уважение к труду людей, народов крайнего Севера; развивать грамматически правильную речь. («Экология для малышей» Гончарова Е.В.)

  • Беседа «История военной техники»

Цель: Расширять представление детей о военной техники Российской армии, ознакомить с разными видами военной техники, воспитывать чувство патриотизма, желание защищать свою Родину, знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные).

  • Просмотр презентацией на тему «Военной техники»
  • Рисование схемы-постройки «Вертолет», «Лодка», «Роботсапер», «Танк», «Линкор» и др.
  • Постройка робота - вездехода используя, конструктор Lego WEDO;
  • Постройка из разного вида Лего – военной техники.
  • Дидактические игры: «Найди, где находится», «Найди различия»
  • Пятиминутки: игровые, интеллектуальные.
  • Игры – драматизации: «Мой робот»
  • Физкультминутки «Робот-танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид».
  • Раскрашивание картинок с изображением различных роботов;
  • Знакомство с военной техникой

Цель: формирование представлений детей о разных видах транспорта через конструирование, способствующее развитию творческих способностей у дошкольников, расширить представление детей о военных машинах и их значении в жизни человека, познакомить детей с

приёмами конструирования машин из деталей конструкторов: LEGO DUPLO, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», компьютерной программы LEGO WEDO, продолжить создание условий для формирования исследовательских умений у детей, учить анализировать свою деятельность, учить создавать модели транспорта по чертежу, созданному педагогом, развивать внимание, память,  мышление, творческое воображение и речь детей, развивать у детей интерес к конструированию, умение работать по чертежу, содействовать формированию функции самоконтроля – ребенок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их, формировать умение и желание доводить дело до конца, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

  • Конструирование «Военной техники»

Цели: развитие у детей интереса к конструированию с помощью набора «Лего Education», LEGO Duplo, через создание простейших моделей, развитие логического мышления, развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, развивать познавательно-исследовательский интерес, развивать умение поддерживать беседу, развивать внимание, мышление, память, воображение и речь детей, развивать мелкую моторику рук, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать интерес к конструированию, вызывать эмоциональный интерес к познанию детей,

поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

  • Конструирование по замыслу (корабль и самолет)- первоРобот LEGO WeDo 9580»

Цель: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора, развивать мелкуюмоторику, формировать пространственное мышление,

воспитывать умение работать в коллективе.

  • Конструирование по замыслу (машина и танк)

«ПервоРобот LEGO WeDo 9580»

Цель: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, упражнять детей в моделированиии конструировании из конструктора, развивать мелкую моторику, формировать пространственное мышление, воспитывать умение работать в коллективе.

  • Конструирование по замыслу «ПервоРобот LEGO WeDo 9580» (линкор и вертолет)

Цель: Формировать умение создавать замысел и реализовывать его, упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора, развивать мелкую моторику, формировать пространственное мышление, воспитывать умение работать в коллективе.

  • Создание ЛЕГО-ГОРОДА

Цель: Создание условий для развития у детей предпосылок инженерного мышления и конструктивных способностей, развивать воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе, формировать навыки пространственной ориентировки, учить создавать художественный образ посредством

макетирования, закрепить знания детей о названиях деталей конструктора, способах их соединения, воспитывать любовь и интерес к родному городу, воспитывать умение работать в коллективе. «LEGO-мастерская» (устранение поломок) (вертолет, грузовая машина, бомбардировщик- «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», танк (конструктор My Robot Time exciting))

Цели: совершенствование коммуникативных навыков детей: умений слышать и слушать, правильно выражать свои мысли; формирование навыков коллективной работы, элементарного конструирования и моделирования; развитие технического мышления, обогатить коммуникативные способности старших дошкольников, формировать социально-коммуникативные качества детей, развить умение правильно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, развить образное мышление, навыки конструирования и моделирования, воспитать самостоятельность, терпимость, внимание, уважение к чужому труду, учить элементам планирования своей работы.

  • Познавательные занятия: «День Победы», «Дети – герои», «Труженики тыла». Цель: Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей стране.
  • Чтение художественной и познавательной литературы на тему проекта;
  • Создание детьми книжек-малышек

Заключительный этап

  • Проведения праздника «День ИКТ-технологий»;
  • Проведение викторины «Что? Где? Когда?»;
  • Проведение праздника, посвящённое к «9 мая»;
  • Посещение городского парада, посвящённое к 9 мая;
  • Распространение опыта работы в среде коллег и в интернет ресурсах.
  • Демонстрация проделанной работы над проектом по робототехнике.
  • Выставка военной техники в музее «Боевой славы» в детском саду.

Обоснование значимости инновационного проекта для

развития образовательной организации.

При реализации данного инновационного проекта:

  • повысится уровень развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.
  • будет совершенствоваться материальная база ДОУ (Lego BOOST, LEGO DUPLO, магнитный Полидрон, «Лего Education», «ПервоРобот LEGO WeDo 9580», LEGO WEDO 2.0.,
  • повысится профессиональная компетенция педагогов в области использования инновационных конструкторов;
  • повысится активность участия педагогов в конкурсах различных уровней;
  • будет совершенствоваться работа с родителями по вопросам организации активного досуга с детьми;
  • повысится удовлетворённость родителей в образовательных услугах ДОУ;
  • появится возможность участия воспитанников в фестивалях лего –

конструирования и робототехники.

Анкетирование

  • Интересна ли вам тема роботов и робототехники?

Да Нет

Свой ответ_________________________________________________

  • Где по вашему мнению применяются роботы?

В быту, производстве, медицине, образовании, военной сфере, науке,

развлечениях

Свой ответ__________________

  • Для чего нужны роботы в современном мире?

Для улучшения уровня жизни в быту, развития космоса, медицины,

выполнения тяжелого труда, обеспечения безопасности, образования,

развлечений

Свой ответ_________________________________________________

  • Какие роботы окружают вас в повседневной жизни?

Свой ответ_________________________________________________

  • Вы когда-нибудь самостоятельно собирали и программировали робота?

Да Нет

Свой ответ_________________________________________________

  • Хотели бы вы в будущем иметь профессию, связанную с робототехникой?

Да Нет

Свой ответ___________________________________

  • Если бы вы стали инженером робототехники, то какого робота бы создали?

Домашний питомец, учитель, уборщик, строитель, повар, защитник,

помощник в учебе

Свой ответ_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ко дню матери "Мама самый лучший друг"

Проект для подготовительной группы ко дню матери...

Проект ко Дню матери "Мама – самый лучший друг".

В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным  - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравля...

Проект ко Дню матери"Мама – самый лучший друг" Подготовительная группа

Цель проекта: Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.Задачи проекта:...

Проект ко Дню Матери «Мама – самый лучший друг»

Воспитание доброжелательного отношения к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям...

ПРОЕКТ ко Дню матери "Мама – самый лучший друг".

ПРОЕКТ ко Дню матери"Мама – самый лучший друг"....

Проект ко Дню Матери «Мама - самый лучший друг» (подготовительная группа «Фантазёры»)

                                          Паспорт проекта Вид проекта: творческо-ис...

Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»

Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....