МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек"
города Смоленска
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
(познание, коммуникация)
в подготовительной группе детского сада
«Путешествие в страну компьютерных наук»
Смоленск, 2023 год.
Программное содержание: воспитывать интерес к информатике; уточнить и расширить представление детей о компьютере; закрепить умение классифицировать предметы, находить у них общий признак и на этой основе объединять в группы, называть объединения множеств; упражнять в умении перечислять события в правильной последовательности; упражнять в соотнесении частей и целого; познакомить с отрицанием (не вводя термина); учить выполнять действия, закодированные рисунком, цифрами; развивать память, логическое мышление, сообразительность, умение делать умозаключения, объяснительно-доказательную речь.
Демонстрационный материал: компьютер, магнитофон, таблица с
изображением геометрических фигур,4 комплекта геометрических фигур, картинки с изображением животных,
2 обруча, картинки на последовательность событий.
Раздаточный материал: цветные карандаши, простой карандаш, рабочие тетради, листок в клетку.
Методы обучения: практический,
игровой, наглядный, словесный, использование художественного слова
(отрывок из стихотворения В.А. Агафоновой «Твой друг компьютер»).
Ход занятия.
Воспитатель: Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!
Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем детском саду. А о чем она, отгадайте:
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой.
Что же это?
- Почему вы думаете, что это компьютер?
Дети с воспитателем подходят к компьютеру.
Воспитатель:
Вот компьютер - верный друг,
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит! Может он ребят учить,
Может он станок включить.
Папе, дедушке и тете Он поможет на работе.
А что еще можно делать с помощью компьютера? У кого дома есть компьютер? Кто работает на компьютере - папа или мама? (Ответы детей.) Дети, посмотрите и, пожалуйста, четко повторяйте за мной:
Ка - ка - ка - это мышка.
Ор - ор - ор - эта часть - монитор.
Ра - ра - ра - это клавиатура.
Ор - ор - ор - это процессор.
Ер - ер - ер - это все компьютер.
Назовите части компьютера. Почему эту часть компьютера назвали мышкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться работать на компьютере?
Дети: Да!
Воспитатель: Я бы вас научила, но не смогла включить компьютер. Как вы думаете, почему?
Дети предлагают варианты: нет света, сломался, программа не загружена, вирус...
Воспитатель: Да, ребята, в наш компьютер пробрался злой электронный человечек по имени Вирус. А кто из вас знает, чем опасен вирус?
Дети: От вируса можно заболеть, заразиться.
Воспитатель: Да, именно такая беда случилась с нашим компьютером. Вирус заразил всех добрых электронных человечков, которые управляют программами. Они заболели, поэтому все программы испортились. А без программ компьютер работать не может. Я знаю, что только вы можете помочь мне восстановить программы. Поможете?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, перед вами первая программа «Фигуры». Посмотрите на таблицу.
Раньше все фигуры были разделены на группы, но Вирус их перепутал. Давайте восстановим порядок. На сколько групп вы разделили бы все фигуры? А ты на какие группы разделил бы все фигуры? Как еще можно разделить фигуры? По какому признаку мы еще не делили фигуры? (По размеру.) На сколько групп вы разделите фигуры по размеру?
Дети выкладывают геометрические фигуры на мольбертах.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень помогли электронным человечкам, которые отвечают за эту программу. Вы помогли им разделить геометрические фигуры по цвету, по размеру, по наличию углов и по форме.
Следующая программа, которую нужно восстановить, тоже связана с распределением на группы, и называется она «Множества». Нам нужно выполнить такое задание. Возьмите карточки с изображением животных. Подойдите к обручам. Положите в синий обруч животных, которые живут в воде и умеют плавать, а в зеленый - тех, которые живут на суше и не умеют плавать.
Итак, кто живет в воде? Назовите. А кто на суше? (Обручи нужно положить так, чтобы у них была область пересечения - общая часть.) Что вы положили в общую часть и почему?
И с этим заданием вы справились. Вы все карточки правильно разложили. Не забыли положить в общую часть тех животных, которые живут на земле, но умеют плавать.
У компьютера, как и у любого человека, есть память. Но Вирус уничтожил и ее. Теперь наш компьютер ничего не помнит. Если вы выполните новое трудное задание, то память к компьютеру вернется. Выполним? Сядьте, пожалуйста, за столы. Посмотрите, запомните и нарисуйте.
Дети рисуют картинку, которую им в течение 3 секунд показывал воспитатель.
Воспитатель: Что вы нарисовали? А теперь задание на внимание. Раскрасьте не треугольник, не овал, не квадрат и не красным цветом.
Дети раскрашивают прямоугольник и круг любым цветом, кроме красного.
Воспитатель: Что и каким цветом вы раскрасили? А почему ты не рас- красил квадрат? Треугольник?
Овал? Почему ты не раскрасила фигуру красным цветом?
Вы все правильно выполнили это задание. Раз вы такие внимательные, то я посмотрю, как вы выполните мои команды, когда услышите слово «НЕ». Я буду говорить, что вам НЕ делать.
Не сидите.
Поднимите не левую руку.
Закройте не уши.
Подойдите ко мне не слонята.
Почему вы ко мне подошли?
Воспитатель: Сколько программ мы восстановили? Что вернули компьютеру? А теперь восстановим программу, которая называется «Последовательность событий». Вирус перепутал все картинки. Расставьте их, пожалуйста, правильно и расскажите, почему вы их так расставили.
Молодцы! Вы правильно выложили картинки, и теперь эта программа тоже восстановилась.
Дети! А вы любите играть? Следующая программа, которую нужно восстановить, называется «Игры». Давайте поиграем!
Игра «Собери паровоз» (из деталей конструктора дети собирают два паровоза).
Воспитатель: Ребята! Что это? (Колеса, деталь от конструктора...) Это части или целое? Что можно собрать из этих частей? А паровоз - часть или целое? Что вы еще собрали? Вагончик - часть или целое? Если мы соединим паровоз с вагончиком, что получится? (Поезд.) Вагончик стал частью или целым игрушки «поезд»? Вам понравилась эта игра?
Сейчас я предлагаю поиграть в другую игру. Вот паровоз, а вот картинки-вагончики. Давайте из вагончиков составим поезд. Но так как это не обычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между вагончиками- картинками. Например, я соединю мяч и сапоги, потому что они резиновые; потом соединю сапоги и розу, потому что они красные; розу и ромашку - это цветы...
Дети подбирают картинки и доказывают правильность своего решения.
Воспитатель: Вы восстановили несколько программ, и добрые электронные человечки, которые живут в нашем компьютере, повеселели и решили загадать вам свои загадки. Попробуем их отгадать?
1. Какая фигура будет следующей? Докажите свою точку зрения.
2. Какая картинка лишняя и почему? По какому признаку вы выбирали лишнюю?
3. А вот и последняя загадка. Электронные человечки нарисовали что-то. Чтобы узнать, что они нарисовали, нужно соединить точки по порядку. Дети работают в тетрадях, с. 30
Воспитатель: Что же нарисовали электронные человечки? Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания и победили Вирус, и теперь, наверное, наш компьютер работает. Давайте посмотрим!
Дети подходят к компьютеру. Воспитатель включает его. На экране - электронный человечек.
Воспитатель: Ребята, кто изображен на экране? Электронный человечек благодарит вас и дарит вам свой портрет. А еще он вам дарит вот такие картинки-раскраски (на экране появляется картинка-раскраска). Но чтобы узнать, что он нарисовал, вы должны их правильно раскрасить дома. Теперь мы сможем научиться работать на компьютере.
Дети! Что нового вы сегодня узнали? Без чего не может работать компьютер? Как зовут злого человечка, который уничтожил программы? Какие программы вам больше всего понравилось восстанавливать?