Труд и дежурства детей в дошкольном возрасте.
методическая разработка по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizatsii_truda_1.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
школа 1056
«Методика организации труда – Дежурство»
Старший дошкольный возраст
Воспитатель-Баранникикова
Москва 2023 год
Методика организации труда - дежурство.
Старший дошкольный возраст.
Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах для занятий по рисованию карандашами, красками, по лепке и аппликации. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.
Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие. Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства обязательно должны быть фартуки, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.
Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:
-дежурство в столовой;
-подготовка к занятиям;
-дежурство в уголке природы.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка.
Например: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу и относится с уважением к их труду.
Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.
Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить красиво стульчики.
Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства –дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.
Старший возраст - это период, когда коллектив разветвляется на объединения.
В дежурстве есть три формы объединения детей:
-это объединение в парах;
-дружеские взаимосимпатии;
-избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.
При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.
Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет уровень владения приемами работы, знания у детей о последовательности действий. И через 2-3 месяца, а при необходимости во втором полугодии дети оказываются в таких условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмут на себя, но так чтобы весь объем ее был выполнен.
Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
В таблицах вашему вниманию представлено: оборудование для работы и действия дежурных в каждой возрастной группе.
Таблица 1. Дежурство по столовой
Группы Действия и оборудование | Средняя | Старшая | Подготовительная | |||
Полная сервировка | Раскладывает столовые приборы: | ложки, | ||||
вилки, | ||||||
ножи. | ||||||
Расставляет | хлебницы, | |||||
тарелки, | ||||||
чашки с блюдцами, |
| |||||
вазочки с салфетками | ||||||
Расстилает салфетки или скатерти | ||||||
Раздает | второе, | |||||
третье не жидкое. | ||||||
Убирает посуду после еды на дежурный стол | ||||||
Сметает со стола крошки | ||||||
Выметает пол под столами | ||||||
Нарезает салфетки |
Таблица 2. Дежурство по подготовке к занятиям
Действия | Группы Оборудование | Средняя | Старшая | Подготовительная |
Раскладывает на конторки | карандаши, | |||
краски, кисти, | ||||
Пособия. | ||||
Моет | кисти, | |||
банки для воды, | ||||
розетки для клея, | ||||
розетки для красок. | ||||
Убирает в шкаф для пособий | материалы, | |||
пособия. | ||||
Протирает столы после работы. | ||||
Готовит все необходимое оборудование для каждого занятия на дежурный стол** | ||||
Убирает материалы и пособия с дежурного стола, на который их собирают все дети за собой.. Приводит оборудование в полный порядок. |
Таблица 3. Дежурство в уголке природы
Группы Объекты и содержание работы | Старшая | Подготовительная | ||
Растения | Поливает комнатные растения. | |||
Рыхлит почву. | ||||
Протирает, сметает пыль с растений. | ||||
Животные | Моет кормушки. | |||
Моет, режет корм для животных. | ||||
Кормит | Животных | |||
Птиц, в том числе зимующих | ||||
Рыб | ||||
Выращивает зеленый корм для обитателей уголка природы в группе. | ||||
Отмечает состояние погоды в календаре природы. | ||||
Передает дежурство следующим дежурным. Рассказывает о необходимом. |
Список литературы:
- Асланова З.М. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1984. - 18с.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2001. – 176 с.: ил.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 144с.
- Крохина С. А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 86-93.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 344 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение ручного труда в развитии детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей детей - одна из актуальных задач образования. Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Оригами как средство развити...
"Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через дидактическую игру"
В данной презеньации рассматривается влпрос о формировании представлений о труде взрослых у дошкольников...
Консультация для воспитателей «Организация дежурства детей дошкольного возраста в детском саду»
Данная консультация - новигатор в возрастных воозможностях детей во время дежурста....
Реферат: "Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста"
quot;Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста"...
Статья для родителей. Влияние ручного труда на развитие детей дошкольного возраста с ТНР
В современном мире некоторые родители замещают совместные занятия с детьми на использование «гаджетов». Этим они упрощают свою жизнь, но не дают должного в развитии ребенка. З...
Проект "Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности"
В данной публикации представлены материалы проекта, направленного на знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями людей, работающих в саду....
Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста.
Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста - это один из самых важных направлений работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формир...