"Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ" презентация
презентация
Дежурство позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_truda.pptx | 845.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое дежурство? Дежурство - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Задачи дежурства Навыки самостоятельности, ответственности, умение организовать себя Выполнение по образцу, стремление трудиться на пользу коллектива Регулярность : ежедневно, выделив время в режиме дня. На выходе необходимо получить навык четко перешедший в привычку Роль ребенка: помощник взрослого. Количество детей-дежурных может быть различно: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол
Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю. Чем старше дети, тем более длительным может быть дежурство. При назначении дежурных нужно учитывать навыки детей. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой. Выделяют три вида дежурства : дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в центре природы.
Одежда и оборудование необходимое для дежурства и трудовой деятельности детей Для того чтобы дети могли дежурить по столовой, в уголке природы, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь . По столовой: фартуки и косынки (для мальчиков – колпачки или банданы ), щётка-смётка (диаметр ручки- 2,5см.) и совок (12х12см). В центре природы: клеёнчатые фартуки, нарукавники. Весь инвентарь хранится в доступе детей в соответствии с их ростом.
Вторая младшая группа Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй половины года. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие : помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку), вымыв руки с мылом, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально - положительное отношение к нему . Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности
Средняя группа В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети (не дежурные) средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол . Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый! Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные стопкой тарелки, ложки, вилки.
Средняя группа Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т.д.), так же помогают убрать материал после занятий . Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Старшая и подготовительная группы Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются), моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым . Частично дети убирают каждый сам за собой . Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол, как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка
Старшая и подготовительная группы Дети не должны носить посуду в мойку. Дежурные должны после еды убрать салфетницы , хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов, для этого должен быть специальные совок и щётка . При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с другими детьми . Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя (ставятся, например, салатницы).
Старшая и подготовительные группы Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности. Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать. Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
Старшая и подготовительные группы Дежурства на занятиях. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчёркивает её важность, у детей растёт ответственность за выполнение порученного дела .
Старшая и подготовительные группы У детей старшего возраста имеется ещё один вид дежурства –дежурство в уголке природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а также с условиями содержания этих растений. Также дети среднего возраста должны учиться, а старшего возраста должны уметь заправлять свои постели: поправлять простыни и наволочки, складывать одеяло, расправлять покрывала. После детей помощник воспитателя ещё раз поправляет постельные принадлежности. Дети не должны сами снимать постельное белье при его смене. Помощники воспитателя не должны заставлять уносить белье в прачечную, посылать или брать с собой детей на кухню.
Старшая и подготовительные группы У детей старшего возраста имеется ещё один вид дежурства –дежурство в центре природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а также с условиями содержания этих растений. Также дети среднего возраста должны учиться, а старшего возраста должны уметь заправлять свои постели: поправлять простыни и наволочки, складывать одеяло, расправлять покрывала. После детей помощник воспитателя ещё раз поправляет постельные принадлежности. Дети не должны сами снимать постельное белье при его смене. Помощники воспитателя не должны заставлять уносить белье в прачечную, посылать или брать с собой детей на кухню.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда даёт положительный результат. В старших группах у детей проявляется избирательное отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе . Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива . Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Как , можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие»
Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчёркивает их важность, у детей растёт ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим ». Время от времени воспитатель отмечает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они ещё могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации труда детей дошкольного возраста
В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Рекомендации к организации прогулки детей дошкольного возраста»
Рекомендации к организации прогулки детей...
Организация сна детей дошкольного возраста
Консультация предназначена для родителей и призвана помочь в организации сна дошкольников....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Консультация для воспитателей «Организация дежурства детей дошкольного возраста в детском саду»
Данная консультация - новигатор в возрастных воозможностях детей во время дежурста....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования
Оздоровительная работа с детьми в летний период в ДОУ...