Значение ручного труда в развитии детей дошкольного возраста.
статья (конструирование, ручной труд) по теме
Развитие творческих способностей детей - одна из актуальных задач образования. Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Оригами как средство развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_seti.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида №56 г. Томска.
Статья.
Тема: «Значение ручного труда в жизни дошкольников».
Составила:
Кнестяпина Светлана
Анатольевна, воспитатель
МАДОУ №56
г. Томск
2013г.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский.
Мы взрослые, знаем, что для дошкольников самым увлекательным делом является игра. В игре ребенок развивается, умнеет. Все дети очень любят играть в игрушки. Особое наслаждение доставляют им игрушки – самоделки, изготовленные на их глазах родителями, педагогами. У детей появляется желание самим сделать такую же игрушку или поучаствовать в ее создании. Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Поэтому художественно-творческая деятельность детей должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, в данном случае – бумаге, самооценки и оценке другими людьми. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Рассматриваются различные методики техник (квиллинг, оригами, мозаика, аппликация). Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. Педагоги высоко оценивают ее возможности в развитии творческих способностей детей. Создавая поделки из бумаги, дошкольники не только овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, но и учатся рационально использовать благодатный материал.
Развитие творческих способностей детей – одна из актуальных задач образования, обусловленная тем, что традиционное обучение – это в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в различных областях науки и культуры. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, учить использовать новые возможности, которые предоставляет жизнь. О развитии детского творчества писали и пишут многие психологи, педагоги, философы: В.В.Богословский, А.А.Степанов, В.Н.Дружинин, Г.С.Батищев, Я.А.Пономарев, Л.С.Выготский, Ф.Баррон, Н.Роджерс, А.Маслоу, Э.Ромм и др. Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» детского творчества (А.В.Брушлинского, А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, В.Н.Пушкина), разработке принципов и способов создания диагностических методик творческих способностей у детей (Б.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской, А.В.Запорожца, В.А.Крутецкого, А.В.Петровского). Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику.
Бумагопластика – наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – Бумагопластика. Наиболее интересные работы выходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы с бумагой. В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы техникой оригами используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, плотная бумага – применяются для изготовления различных конструкций. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. Изделия в технике папье-маше – это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, воображение. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, аккуратности, сотрудничеству и многому другому. В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминание листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно,- эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает – такие изделия действительно уникальны.
Виды бумагопластики. Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды широко используются при проведении занятий, а также и в свободное от занятий время. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Оригами как средство развития и воспитания.
Всем известно: оригами как вид искусства зародилось в Японии. Несмотря на то, что бумага появилась в Китае, именно в Японии из нее стали складывать фигурки и игрушки. Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно действительно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Зародилось это искусство в XVI веке, а на мировую арену вышло в начале XX века. В детском саду оригами получило широкое распространение как конструирование из бумаги. В чем же развивающая функция этого искусства?
Во-первых, занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. А ее значимость, как известно, несомненна для стимуляции развития речи. Суть в том, что центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены в головном мозге очень близко друг к другу. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. В процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук. Вот на что следует обратить внимание: обучая детей складыванию бумаги, необходимо учить их делать четкие и ровные сгибы. Какая при этом преследуется цель? Ребенок должен получить красивую, ровную поделку, а педагог, как сказано выше, развить силу пальцев рук и четкость движений. В чем сложность реализации этой задачи? В том, что на первых этапах ребенок не обладает достаточной силой для выполнения четких и ровных сгибов. Чтобы решить эту задачу, его необходимо заинтересовать предстоящей работой, помочь в начале обучения, а именно научить проглаживать сгиб с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.
Во-вторых, занятия оригами положительно влияют на развитие мышления. Как это претворить на практике? Начало обучения обязательно должно связываться с поэтапным показом выполнения задания. Иными словами, педагог показывает, объясняет, наглядно ориентируясь на схему, каждый этап работы. Самостоятельное складывание по схеме возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Но вот что характерно: педагоги зачастую ограничиваются показом поэтапного выполнения работ. Изготовлению схем, обучению складывания по ним поделки они отводят на второй план. Делать этого не следует. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.
В-третьих, изготовление фигурки, игрушки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит и т.п. Однако сложность решения задачи в том, что зачастую изготовление поделки заканчивается на последнем этапе – финальном сгибе. Редко когда дети имеют возможность украсить свой труд в свободное время. Печально и то, если новая игрушка сразу отправляется на выставочный стенд. Что должен сделать педагог? Предложить детям самостоятельно украсить свою игрушку, свою фигуру. А для этого предоставить не только достаточно свободного времени, а также фломастеры, карандаши, восковые мелки, кусочки цветной бумаги, клей. И в конце занятия обязательно предложить обыграть игрушку.
В-четвертых, оригами как вид искусства развивает память. Как часто дети после занятия снова и снова просят бумагу, и десятки раз складывают понравившуюся игрушку! Подтверждение тому – наша практика. Возникает вопрос: как в полной мере на занятиях оригами можно развивать память? Ответ один: помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Оставьте схему после занятия на мольберте на некоторое время. Так дети вновь получат возможность посмотреть на образец, вспомнить этапы работы. Кроме того, все схемы, проработанные на занятиях, целесообразно складывать в одном, доступном для детей месте. В свободное время они могут ими воспользоваться.
В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Ведь чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать педагога. Реализация этой задачи на практике сложная. Не секрет: дети отвлекаются и тем самым пропускают важную информацию. Если это происходит, значит, мотивация недостаточно высока, значит, воспитатель недостаточно заинтересовал детей предстоящей работой. Поэтому, готовясь к занятию, нужно основательно продумать весь его ход. К чему следует прибегнуть? К игровым моментам, к подборке художественных текстов. И, что не менее важно, обязательно показать детям конечный результат: то, что должно получиться.
Вывод: Занятия оригами положительно влияют на развитие всех психических функций детей. Не менее важна и воспитательная функция занятий оригами. Чтобы выполнить работу, надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом. Следовательно, выработанная усидчивость сказывается не только на остальных занятиях, но и в последующие годы учебы в школе. Педагог всегда должен помнить: усложнение должно идти постепенно. Сначала детей следует учить складывать фигурки по произвольным линиям, затем – по намеченным. Сначала в поделке малое количество сгибов, затем все больше и больше. Сначала поделка состоит из одного листа бумаги, затем – из нескольких. При соблюдении этих привил будут реализовываться все вышеперечисленные задачи. Однако привитием навыка усидчивости не ограничивается воспитательная функция оригами. Не будем забывать, что работа эта требует аккуратности. Вот и второй навык. Чем аккуратнее действия ребенка в процессе труда, тем красивее поделка. Если игрушка красива, радует глаз, то и рабочее место после окончания работы должно оставаться чистым. Следовательно, не без основания можно утверждать: оригами действительно положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной работе.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур, с целью усиления выразительных возможностей, очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.
В заключении можно сделать следующие выводы: занятия творческим моделированием дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.
Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как создается детьми. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Что создает ребенок, почему, как и какого качества? Является ли завершенное изделие ребенка конечной целью его деятельности? Или при создании каждого своего произведения ребенок задумывается о связи с окружающим предметным миром и учитывает его будущую принадлежность к целостной эстетике средового дизайна? Весь окружающий современного человека предметный мир несет в себе потенциал определенной культуры как порождение цивилизации и отражает идеалы своего времени, влияя на ценности следующих поколений. Творческое моделирование предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями, то есть такое наполнение среды жизнедеятельности, где каждый творимый элемент действительно является частью этой целостной среды. Нам, педагогам, как участникам сотворчества, всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что именно в «мире вещей» происходит материализация мировоззрения, мировосприятия, проявления духовности или бездуховности «творца». При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как к простому украшению, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.
Творчески занятия имеют следующее значение для развития дошкольника:
- развивают мелкую моторику пальцев рук, глазомер, речь, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный вкус, конструктивное мышление; происходит знакомство с геометрическими понятиями;
- дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь такой вид искусства как Бумагопластика позволяет сделать подарок своими руками;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы и многое другое. Можно соединить занятия оригами с игрой. Важнейшим типом деятельности у дошкольника является игра, в которой способствует формированию многих его психологических особенностей. Игра имеет важное значение для развития личности ребенка, усвоения ребенком культуры взрослых, развития стремления ребенка к самостоятельности, освоения действия с предметами, правил и мотивов поведения и др. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на эту деятельность, ему можно предложить стихи, загадки, потешки и др. Слушая загадки, ребенок воображает себе происходящее событие. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка еще больший интерес. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебный вид искусства – бумагопластика…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
статья рассказывает о роли дидактических игр в воспитаниии дошкольников...
Значение ручного труда в жизни ребенка дошкольного возраста
В процессе работы с природным материалом формируется бережное отношение к природе и воспитываются первые трудовые на...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывае...
Реферат: "Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста"
quot;Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста"...
Статья для родителей. Влияние ручного труда на развитие детей дошкольного возраста с ТНР
В современном мире некоторые родители замещают совместные занятия с детьми на использование «гаджетов». Этим они упрощают свою жизнь, но не дают должного в развитии ребенка. З...
Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста.Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей.
1.Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста. 2.Значение малых фольклорных форм в развития речи детей...