Использование игровых технологий при подготовке детей к школе
статья по информатике (подготовительная группа)

Готовность к обучению в школе — это целый комплекс физических, духовных, социально-коммуникативных и эмоционально-волевых показателей развития ребёнка, который он усваивает в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_deety_k_shkole.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образование в течение всей жизни, т.е. непрерывное образование (ст. 3, ст. 10).

В Российской Федерации законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования.

Готовность к обучению в школе — это целый комплекс физических, духовных, социально-коммуникативных и эмоционально-волевых показателей развития ребёнка, который он усваивает в дошкольном возрасте.

- Физическая готовность - школьные занятия требуют большого напряжения. Нормальное физическое развитие позволяет избежать нарушений осанки во время долгого сидения за партой, например, искривления позвоночника, и развития других болезней.

Развитие координации, то есть согласованных, соразмерных движений.

- Психологическая готовность - готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения.

Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и получать новые знания.

- Социальная готовность – это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

- Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

Интеллектуальная готовность - это багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.).

Для того чтобы этот процесс происходил гармонично в детских садах используются игровые технологии.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Толкование определения «технология» является общим, применительно ко многим отраслям знаний: медицине, технике, в том числе и педагогике.

Образовательные технологии достаточно многообразны. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся игровые технологии.

Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Структура игровой технологии:

1. игровая задача;
2. правила;
3. деятельность;
4. результат.

 

•       Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•       — свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•       — творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

•       — эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•       — наличие правил, прямых или косвенных, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Классификация игр включает следующие группы игр:

-          По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

-          По характеру психологического процесса: - обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

-          По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области: - математические, физические, экологические; - музыкальные, театральные, литературные; - трудовые, технические; - физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; - обществоведческие, управленческие, экономические.

-          По игровой среде: - без предметов / с предметами; - настольные, комнатные, уличные, на местности; - компьютерные, телевизионные, ТСО; - технические, со средствами передвижения.

 По предметной области: - математические, физические, экологические; - музыкальные, театральные, литературные; - трудовые, технические;

Игры можно систематизировать по содержательному признаку (военные, спортивные, экономические), по составу и количеству игроков (одиночные, парные, групповые и пр.)

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Это такие психические процессы как память, мышление, речь, внимание, воображение и восприятие. Большинство игр в дошкольном детстве направлено на развитие именно этих психических процессов. Также игры можно разделить по областям и видам деятельности.

Старший дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем развития речи. В этом возрасте завершается такая важная ступень развития речи, как усвоение грамматики.  Детьми активно усваиваются навыки построения различных типов текста: повествований, описаний, рассуждений.

Игры используемые для развития речи:

Слоговый домик

«Рассказываем сказку»

«Запахи и звуки»

«Загадки»

«Опиши предмет»

«Что изменилось?»

«Чего не хватает?»

«Пересказ по кругу»

Игры по развитию элементарных математических представлений способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления:

Математический планшет

Кубики для всех

Логическая мозайка

Выложи узор – соты Кайе

Палочки Кюизенера

Блоки Дьеныша

Ориентирование на листе бумаги

графический диктант

различные лабиринты

Игры на развитие логического мышления, внимания, воображения.

Подбери по цвету и форме

Продолжи ряд

Найди общее

Подбери ассоциацию

Найди тень от предмета

Найди предметы одной группы

Игры на знакомство с окружающим миром

Игры про животных, фрукты овощи, птицы, наш быт и т.д.

Предметы рукотворного мира, знакомство с ягодами, плодами.

Таким образом, мне хотелось подчеркнуть важность и необходимость подготовки детей к обучению в школе. Важно готовить детей к школе как психологически, так и развивая его познавательную сферу. Из опыта работы можно сделать вывод, что дети, получившие достаточную подготовку в детском саду, легче проходят адаптацию и активнее включаются в учебный процесс. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"

Материал рассчитан на  оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте  через игровую деятельность....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Материал будет полезен педагогам и родителям при подготовке детей к школе...

Мастер- класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»

Представить педагогам методические приёмы работы по обучению  игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные  процессы (внимание, память, ...

Мастер- класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»

Как  сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно  осуществить, используя современные образовательные технологии,  целью которых является &ndash...

Мастер- класс «Использование игровых технологий при подготовке детей к школе» «Занимательный квадрат»

Игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре....