Статья на тему: «Использование ИКТ- технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
статья по информатике (старшая группа)

Царёва Ольга Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Использование ИКТ- технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Царёва Ольга Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Главное подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире

Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Современный педагог должен владеть информационными технологиями и уметь применять их в образовательном процессе. Для того чтобы сформировать необходимые интегративные качества ребенка – дошкольника и обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы образования, педагогу ДОО необходимо гармонично сочетать в своей работе традиционные методы обучения с современными информационными технологиями. В век информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным. ИКТ часто используют как средство обмена информацией и как средство создания чего-то нового.

Теорией и практикой использования компьютерных технологий в обучении занимались такие ученые как: М. Ю. Бухаркина, Д. Ш. Матрос, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, О. К. Тихомиров, А. П. Ершов, С. А. Христочевский и др.

Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности процесса обучения отмечено в исследованиях Ю. К. Бабанского, Е. А. Барахсановой, Т. В. Габай, А. М. Короткова.

Главной мыслью в этих работах отмечено то, что компьютерную технику можно рассматривать как средство психического развития человека.

Методологические аспекты развития образования в эпоху новых информационных технологий рассматриваются в работах Т.А. Владимировой, Т. П. Ворониной, Т. С. Георгиевой, О. П. Молчановой, Т. В. Сергеевой и др. Информатизация рассматривается ими как основной путь преодоления кризиса образования за счет развития новых моделей образования, внедрения новых технологий и теорий обучения.

В ходе информатизации образование стремительно движется вперёд, и у дошкольных учреждений нет иного выхода, кроме как отвечать условиям развития информационного века. Использование компьютеров во всех сферах деятельности человека, развитие сетевых технологий, порождает современные проблемы и дает импульс к развитию новых областей исследования. Поиск эффективных методов применения информационных технологий в образовании, изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера приобретают особую значимость в настоящее время.

На сегодняшний день в центре внимания находятся дети и их интересы. Ребенку необходимо стремительно включаться в процесс обучения и перестать быть объектом влияния.

Применение информационных технологий в ходе учебного процесса ДОО позволяет его модернизировать и повысить эффективность обучения, повысить мотивацию обучения детей старшего дошкольного возраста, а также развить интеллектуальные творческие способности детей.

Потребность использования ИКТ в ДОО может рассматриваться через призму психологических особенностей детей, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Дети старшего дошкольного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, активно и с любопытством воспринимают окружающую среду и все новое. В этом возрасте сформировано непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, в случае преобладания наглядностей на занятии, вызывающем яркость эмоционального отношения. Огромный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Поэтому использование ИКТ в учебной и внеучебной деятельности в ДОО выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Наряду с этим следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если педагог хорошо себе представляет и понимает психолого-педагогические аспекты их применения.

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться педагогом эмоциональное воздействие информации. Если необходимо сконцентрировать внимание детей на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия средствами ИКТ вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой у детей старшего дошкольного возраста на весь процесс восприятия. В настоящее время главной задачей образования считается не только получение детьми определённых знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного получения этих знаний. Практика показывает, что у детей старшего дошкольного возраста, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков, умений ориентироваться в мощном потоке информации. Они умеют выделять главное, обобщать, делать выводы. При этом очень важна роль педагога ДОО в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий в процессе обучения. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающим его эффективность и максимально способствующим всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей старшего дошкольного возраста. Использование на занятиях информационно- коммуникативных технологий, позволяет детям лучше усвоить материал. С помощью наглядности воспитатель объяснения выстраивает логично, научно и понятно для детей. Дети ждут оценки и эмоционально реагируют на нее. У них отмечается положительное отношение к занятию, к компьютеру.

Список используемой литературы:

  1. Башмаков М.И. Информационная среда обучения /М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. – СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.
  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В.П. Беспалько. – М.: НПО «Модэк», 2002. – 274 с.
  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2000. – 240 с.
  4. Васильева Е.А. Роль педагога в формировании информационного пространства дошкольника / Е.А. Васильева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – №9. – 96 с.
  5. Виноградов Е.В. Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения: автореферат кандидата педагогических наук / Е.В. Виноградов. – Кострома: Линия, 2009. – 23 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

   Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...

статья на тему: "Использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

laquo;Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития»Д. В. Менджерицкая...

Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...

План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...

Опыт работы по теме «Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

Опыт работы по теме «Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»....

Статья на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В статье представлена информация  по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...