«Использование 3D «Волшебной ручки» в работе с детьми с ОВЗ».
статья по информатике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Использование 3D «Волшебной ручки» в работе с детьми с ОВЗ».
Сорока Кристина Александровна
МБДОУ №18 «Подснежник», г. Канск
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Речь – это не только средство общения, самопознания, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
С каждым годом растет число детей с ТНР, а речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. [4, с.206].
Перед педагогами стоит задача всестороннего развития детей, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы.
Работа с детьми должна проходить в игровой, динамичной, интересной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку не только в игровой, но и нестандартной форме.
В своей деятельности я использую работу с 3D ручкой.
3D ручка – одна из интересных, неординарных форм развития мелкой моторики. Движения при работе с 3D ручкой – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Тонкие движения руки при работе с 3D ручкой способствуют развитию речи, внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.
Упражнения с 3D ручкой создают благоприятный эмоциональный фон. При работе с 3D ручкой дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять в процессе работы.
Так же хочу отметить, что развивается и память: дети учатся запоминать определенное положение рук и последовательность движений. В процессе этой деятельности у детей развивается воображение и фантазия. В результате этого вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит в дальнейшем освоение ребенком навыков письма.
Задачи, которые я поставила перед собой для работы с детьми с 3D ручкой:
- Познакомить детей с ОВЗ с объемным рисунком и 3D моделированием;
- Освоить технику рисования 3D ручкой;
- Обучить навыкам работы с трафаретами и созданию плоских моделей;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
- Совершенствовать умение мыслить в пространстве;
Предварительно с каждым ребенком был проведен инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с 3D ручкой. Скажу вам откровенно, работа с 3D ручкой оказалась не такой простой, как я предполагала. Потому что, во-первых, сама ручка широка в диаметре, и детскими пальчиками достаточно сложно ее удержать, еще и нажимая при этом на кнопку выхода пластика. Сначала мы с ребятами работали вместе, я помогала держать и направлять ручку, чтобы ребенок привык, понял принцип и не боялся. Во-вторых, пластик выступает достаточно быстро и необходимо быстро и правильно его разложить, чтобы получилась красивая и аккуратная фигура. Работа с «волшебной ручкой» (так назвали ее дети нашей группы) проводится в свободной деятельности во второй половине дня. На гладком, мелованном картоне, т.к. с него очень удобно снимать готовое изделие, рисуют дети с помощью трафарета либо используют готовые трафареты-распечатки.
Для работы с 3D ручкой с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ, которые имеют ТНР был составлен план работы на 8 месяцев, с октября 2020 года по май 2021 года.
Учебно-методическое обеспечение: использую холодную ручку DEXP B01, она предназначена для детей от 3 лет, работает от источника питания, максимальная температура нагрева до 80 °C поэтому ребенок не сможет обжечься, занимаясь рисованием 3Д ручкой. В комплекте идет филамент, толщина 1,75 мм, по необходимости приобретаю дополнительные цвета, использую трафареты для практической работы, цветной или белый мелованный картон, ножницы, рабочая клеёнка на стол.
Список использованной литературы
- Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» – Ярославль, Академия развития, 1997 г.- 5 с.
- Ильина Е. А. «3D технология в образовательном процессе»- 2 с.
- Интернет-ресурсы
- Кольцова М.М., Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. - М.,1973.- 206 с.
Приложение 1
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ)
Месяц | № | Тема | Содержание |
Октябрь 2020 | 1. | Вводное занятие | Знакомство с правилами и техникой безопасности при работе с 3D ручкой. |
2. | «Мой веселый, звонкий мяч» | Рисование круглых предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо. | |
3. | «Шарики воздушные, ветерку послушные» | Рисование овальных и круглых предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо. | |
Ноябрь 2020 | 1. | Разноцветные зонтики | Создание двухмерной модели зонтика по контуру. Закрепление навыков работы с ручкой. |
2. | Дома на нашей улице | Создание модели дома из геометрических фигур. Развитие пространственного мышления. | |
3. | Колечко для мамы | Создание модели колечка в подарок ко Дню матери. Развитие творческого воображения. Мелкой моторики. | |
4. | Машинка | Создание модели машины по готовому контуру, развитие мелкой моторики, внимания. | |
Декабрь 2020 | 1. | Веселый снеговик | Дифференцирование предметов по величине (большой, средний, маленький). Закрепление навыков работы с ручкой. |
2. | В лесу родилась елочка | Дифференцирование предметов по величине (большой, средний, маленький). Знакомство с треугольной формой. Развитие мелкой моторики рук, концентрации внимания. | |
3. | Новогодняя 3D открытка | Создание сюжетной композиции из деталей, сделанных ранее (новогодние игрушки, елочка, снеговик). Развитие чувства ритма, пространственного мышления. | |
4. | Подарок | Создание и изготовление подарочной коробки. Развитие творческого воображения, внимания, пространственного мышления. | |
Январь 2021 | 1. | Кормушка для воробья | Создание модели кормушки для птицы. Развитие умения рисовать линии в пространстве. Развитие мелкой моторики. |
2. | Воробей | Работа над созданием модели птицы. Развитие мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства прекрасного. | |
3. | Воробей | Продолжить работу над созданием модели птицы. Развитие мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства прекрасного. | |
4. | Зимние забавы | Создание и изготовление модели санок. Развитие творческого воображения, внимания, пространственного мышления. | |
Февраль 2021 | 1. | Строим башню | Закреплять представления о геометрической форме «квадрат». Упражнять в различении геометрических фигур по цвету, по величине. |
2. | За синими морями, за высокими горами | Создание модели кораблика на волнах. Закрепление навыков работы с ручкой. Развитие пространственного мышления. | |
3. | Подарок папе (медаль) | Создание модели медали с надписью к празднику пап. из готовых форм. Закрепление навыков работы с ручкой. | |
Март 2021 | 1. | Цветочек для любимой мамы | Создание композиции из готовых фигур. Развитие творческого воображения, внимания. |
2. | Украшения для мамы | Создание различных украшений по выбору ребенка. Развитие чувства формы, моторики, внимания. | |
3. | Поляна подснежников | Составление модели цветка и готовой композиции. Развитие чувства прекрасного, внимания, мелкой моторики. | |
Апрель 2021 | 1. | Зонтик | Создание модели зонтика. Развитие чувства формы, моторики, внимания. |
2. | Наш аквариум | Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие творческого воображения. | |
3. | Одуванчик | Составление трехмерной модели цветка-одуванчика с листьями. Развитие мелкой моторики рук. | |
Май 2021 | 1-2 | Разноцветная бабочка | Составление модели бабочки. Развитие чувства цвета, ритма, воображения. |
3-4 | Вот что я умею! | Подведение итогов года. Подготовка выставки работ |
Приложение 2
Список использованной литературы
- Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» – Ярославль, Академия развития, 1997 г.- 5 с.
- Ильина Е. А. «3D технология в образовательном процессе»- 2 с.
- Интернет-ресурсы
- Кольцова М.М., Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. - М.,1973.- 206 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...
«Использование игрового пособия "Волшебный парашют" в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование игрового пособия "Волшебный парашют" в работе с детьми дошкольного возраста»...
План работы кружка «Волшебные ручки» Блок - Рисование с детьми средней группы
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебные ручки» БЛОК-Рисование для детей 4-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность....
Практика «Использование нетрадиционного оборудования «Волшебные рамки» в работе с детьми по физической культуре
Цель практики:достижение положительной динамики в процессе физкультурно-оздоровительной работы по средствам нестандартного оборудование с детьми дошкольного возраста....
Кружок «Волшебные ручки» по аппликации с детьми 2 младшей группы
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвёртого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальн...
«Варианты использования интерактивного пособия «Волшебный экран» в работе с детьми с ТНР»
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками).Одна из центральных проблем в логопедической работе – проблема мотивации:...
Использование практико-ориентированного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебное электричество». (Использование цифровой лаборатории)
Цель.Знакомство детей с электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности.Образовательные задачи:Закрепить знание о происхождении электричества.Узнать правила получения статическо...