Логопедическое обследование детей с ЛИН, УТИН
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)
При диагностике детей со сложной структурой дефекта начинающие педагоги часто сталкиваются с проблемой отсутствия материалов (речевых карт, методик, средств обследования). Часто такие дети вообще не говорят или произносят отдельные звуки, в лучшем случае одно-, двусложные слова. В такой ситуации оказалась и я, когда начала работу с детьми со сложной структурой дефекта. Делюсь с Вами своими наработками. Если вы дополните мою «диагностическую карту», буду очень благодарна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_utin.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта обследования воспитанников с УТИН, ЛУО ГБОУ школы-интерната №16
(структурное подразделение дошкольное)
1.Фамилия, имя ребёнка, группа_____________________________________________________
2. Дата рождения, возраст___________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие)_______________________________________________________
4. Домашний адрес __________________________________________________________________
5. Откуда поступил __________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу ___________________________________________
7. Заключение ПМПК от ______________________________________________________________
8. Психоневрологический статус_______________________________________________________
9. Состояние слуха ___________________________________________________________________
10. Состояние зрения _________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты _____________________________________________________
Логопед ____________________________________________________________________________
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации | начало года | конец года |
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) | ||
Проявление способности к подражанию: - «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) - «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» | ||
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) | ||
Использование мимики | ||
II. Изучение слухового восприятия | ||
Определение неречевых звуков | ||
Наличие реакции на голос | ||
Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов | ||
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма | ||
Наличие звукоподражаний | ||
III. Изучение моторного развития | ||
Состояние общей моторики: (походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах) - точность движений - переключение - координация | ||
Состояние тонкой моторики: (пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки) - точность движений - переключение - темп | ||
Состояние артикуляционной моторики: - точность движений - переключение | ||
IV. Изучение импрессивной речи: 1. Состояние номинативного словаря | ||
Соотнесение собственного имени с личностью (знает своё имя, отзывается на него) | ||
Соотнесение предметов с их названием (покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол) | ||
покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею) | ||
покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов) | ||
покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу) | ||
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки) покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д. | ||
Понимание слов обобщающего характера покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.) | ||
2. Состояние предикативного словаря (сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия) покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается) | ||
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия) покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.) | ||
3. Состояние атрибутивного словаря Понимание названий признаков предметов покажи большой/маленький стол? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) | ||
покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) | ||
покажи где красный (желтый, синий) мячик? | ||
4. Состояние грамматического строя речи: Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги) | ||
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой) | ||
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) | ||
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция) возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку | ||
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок | ||
V. Изучение экспрессивной речи 1. Общее звучание речи Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) | ||
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) | ||
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) | ||
Разборчивость (указать причину) | ||
2. Состояние речевой деятельности Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик) | ||
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры) | ||
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) |
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
а | о | у | ы | и | э | я | ю | е | ё |
м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | в | вь | ф | фь | т | ть | д | дь | к | кь |
г | гь | х | хь | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й |
(дифференциация звуков)
а о | о у | и ы | а э | м мь | м н | н нь | п пь | б бь | п б | пь бь | в вь | ф фь | в ф |
д дь | т ть | т д | ть дь | к кь | г гь | х хь | т к | д г | с сь | з зь | с з | сь зь | л ль | ль й |
VI. Исследование неречевых психических функций 1. Мышление: Владение доской Сегена | ||
Складывание пирамидки | ||
Классификация | ||
Выделение 4-лишнего | ||
2. Счёт: Прямой механический счёт | ||
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок») | ||
Называние цифр | ||
3. Оптико-пространственный гнозис: Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади | ||
4. Оптико-пространственный праксис: Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей | ||
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) |
Логопедическое заключение: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое обследование детей
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
Процедура и этапы логопедического обследования детей 2-3 лет...
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...
Дефектологическое обследование детей с ЛИН, УТИН, сложной структурой дефекта
Диагностическая работа дефектолога построена согласно требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ ФГОС для детей с ОВЗ....
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...