Логопедическое обследование детей с ЛИН, УТИН
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Корсун Ольга Васильевна

При диагностике детей со сложной структурой дефекта начинающие педагоги часто сталкиваются с проблемой отсутствия материалов (речевых карт, методик, средств обследования). Часто такие дети вообще не говорят или произносят отдельные звуки, в лучшем случае одно-, двусложные слова. В такой ситуации оказалась и я, когда начала работу с детьми со сложной структурой дефекта. Делюсь с Вами своими наработками. Если вы дополните мою «диагностическую карту», буду очень благодарна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_utin.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования воспитанников с УТИН, ЛУО ГБОУ школы-интерната №16

(структурное подразделение дошкольное)

1.Фамилия, имя ребёнка, группа_____________________________________________________

2. Дата рождения, возраст___________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие)_______________________________________________________

4. Домашний адрес __________________________________________________________________

5. Откуда поступил __________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу ___________________________________________

7. Заключение ПМПК от ______________________________________________________________

8. Психоневрологический статус_______________________________________________________

9. Состояние слуха ___________________________________________________________________

10. Состояние зрения _________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты _____________________________________________________

Логопед ____________________________________________________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

начало года

конец года

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен)

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.)

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка»

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка)

Использование мимики

II. Изучение слухового восприятия

Определение неречевых звуков

Наличие реакции на голос

Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма

Наличие звукоподражаний

III. Изучение моторного развития

Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

                                                                                      - точность движений

                                                                                      - переключение

                                                                                      -  координация

Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

                                                                                       - точность движений    

                                                                                       -  переключение

                                                                                       - темп

Состояние артикуляционной моторики:

                                                                                       - точность движений

                                                                                       - переключение

IV. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью (знает своё имя, отзывается на него)

Соотнесение предметов с их названием

(покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол)

покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

Понимание слов обобщающего характера

покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

покажи большой/маленький стол? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)

покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)

покажи где красный (желтый, синий) мячик?

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

V. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность)

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок)

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный)

Разборчивость (указать причину)

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик)

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов)

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

а

о

у

ы

и

э

я

ю

е

ё

м

мь

н

нь

п

пь

б

бь

в

вь

ф

фь

т

ть

д

дь

к

кь

г

гь

х

хь

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й

(дифференциация звуков)

а

о

о

у

и

ы

а

э

м

мь

м

н

н

нь

п

пь

б

бь

п

б

пь

бь

в

вь

ф

фь

в

ф

д

дь

т

ть

т

д

ть

дь

к

кь

г

гь

х

хь

т

к

д

г

с

сь

з

зь

с

з

сь

зь

л

ль

ль

й

VI. Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена

Складывание пирамидки

Классификация

Выделение 4-лишнего

2. Счёт:

Прямой механический счёт

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)

Называние цифр

3. Оптико-пространственный гнозис:

Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади

4. Оптико-пространственный праксис: 

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)

Логопедическое заключение: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Процедура и этапы логопедического обследования детей  2-3 лет...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Дефектологическое обследование детей с ЛИН, УТИН, сложной структурой дефекта

Диагностическая работа дефектолога построена согласно требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ ФГОС для детей с ОВЗ....

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...