Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
презентация
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И
ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_-_kopiya44.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования . Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название « здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья , формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни .
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании : медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; -технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка ; - здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ; - здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду ; - технологии валеологического просвещения родителей.
Медико- профuлактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников , закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание , дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило , осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ.
Технологии социально - психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка - дошкольника . Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально - эмоционального благополучия дошкольника . Реализацией данных технологий занимается психолог и социальный педагог.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии , направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников . В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно- ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития , учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения .
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности . Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка- дошкольника , культивирование здорового образа жизни . Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: • типа дошкольного учреждения •конкретных условий дошкольного образовательного учреждения • организации здоровьесберегающей среды • от программы, по которой работают педагоги • продолжительности пребывания детей в ДОУ • от показателей здоровья детей • профессиональной компетентности педагогов.
В настоящее время ДОУ чаще всегоиспользуют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья . 2. Технологии обучения здоровому образу жизни . 3. Коррекционные (компенсирующие) технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья : Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин., специальные упражнения под музыку . Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей . Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагога . Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно . Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин . Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах . Проблемно-игровые игротреннинги , игротерапия – в свободное время , можно во второй половине дня . Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. Со старшего возраста . Самомассажи - зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . Точечный массаж - рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.
Коррекционные технологии : Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей . Арт-терапия . Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста . Технологии воздействия цветом ( хромотерапия ) – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач . Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин . Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах . Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий значительно повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий , обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....
Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
Роль оздоровительных игр в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.
В работе названы базовые критерии сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Указано, какие функции выполняют оздоровительные игры в воспитании детей дошкольного возраста....