Сенсорная комната как средство обогащения развивающей среды ДОУ
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)
сследования предметно-развивающей среды ведутся давно. Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна быть организована таким образом, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышала функциональную активность ребёнка, давала разнообразные, меняющиеся впечатления. Таким многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка, обогатить развивающую среду ДОУ является сенсорная комната.
ффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн, батут, сенсорные дорожки, песочница, стена для развития мелкой моторики, ароманабор, мягкие модули, тактильные шарики, магические жезлы, специальное музыкальное сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.
Использование сенсорной комнаты направлено на решение следующих задач:
- развитие познавательной активности;
- стимуляция сенсорных процессов;
- коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);
- повышение мотивации;
- развитие общей моторики;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций;
- облегчение социальной адаптации;
Полезны игровые сеансы в сенсорной комнате детям с низкой работоспособностью, чрезмерно утомляемым, с адаптационными расстройствами, замкнутым, тревожным, с двигательными нарушениями, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.
В ходе игровых сеансов педагогами используются различные методики для воздействия на ребенка через соответствующие органы чувств: свето-, звуко-, арома – и цветотерапия. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным, сказочным эффектом обладают световые стимулы:
- пучок фиброоптических волокон “Звездный дождь”. Его использование способствует развитию тактильных и зрительных ощущений, снятию напряжения. Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете.
- пузырьковые трубки – основной элемент сенсорной комнаты. Они способствуют зрительной, тактильной и слуховой стимуляции. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за светящимися трубками, усиливают этот эффект.
Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер. Примерная структура включает в себя:
- Организационную часть: игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, создающие атмосферу доверия, способствующие введению в игровую ситуацию. На данном этапе педагоги используют различные коммуникативные игры, применяется оборудование “Звездный дождь”, “сухой бассейн”, демонстрация панно “Живая вода” и т.д.
- Содержательная часть включает в себя игры, упражнения на знакомство со свойствами предметов, задания на развитие когнитивных навыков. Психотехническими приемами на данном этапе являются сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных жизненных ситуаций. Использование сказочных сюжетов, где тренажер является частью сказки, помогает избежать однообразия занятий. Дает возможность, детям проживать волшебную историю передвигаясь в пространстве сенсорной комнаты, выполняя различные задания педагога.
- Заключительная часть предполагает обратную связь, релаксацию и ритуал прощания;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната помогает с...
Сенсорная комната как средство психологического оздоровления детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей. Сенсорная комната как средство психологического оздоровления детей дошкольного возраста....
Статья "Среда сенсорной комнаты как средство развития эмоциональной сферы"
Материал о сенсорной комнате, ее элементах и возможностях их психологического воздействия, в частности на эмоциональную сферу....
Создание мини-музея в детском саду как средство обогащения развивающей предметной среды и всестороннее развитие дошкольника.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”. Часть слова «мини-» в ...
«Использование детского конструирования из бумаги – средство обогащения развивающей предметно-пространственной среды»
РОЛЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Сенсорная комната, как средство коррекционно-развивающей работы в ДОО
Помочь дошкольнику в познании мира и себя самого поможет детская сенсорная комната...
Использование сенсорной комнаты в коррекционной и развивающей работе с детьми.
В материале представлены формы, методы и особенности коррекционной и развивающей работы с дошкольниками в пространстве сенсорной комнаты....