Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»
материал
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной деятельности в развитии детей.
Задачи: Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей
«Особенности познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной деятельности в развитии детей.
Задачи:
Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Способствовать использованию на практике современных требовании к организации познавательной деятельности детей, сплочению педагогического коллектива.
Ход игры.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем деловую игру.
Для начала прослушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил воспитатель. Долго
работал он в детском саду, и дети его очень любили, и знаний у него было
очень много и тепло дарил детям и радовался своей работе. Вот однажды он
отдыхал около речки, дышал свежим воздухом, наслаждался пением птиц. И
вдруг на небе стали появляться темные тучи. Подул ветер перемен и принес
ФГОС ДО. От неожиданности вскочил воспитатель, а ФГОС говорит: «Я
великий ФГОС, наконец-то я дорос до дошкольных учреждений, из гуманных побуждений научу тебя всему, как работать по уму. Никаких занятий строгих и натаскиваний знаний, путь игра-царица детства об руку идет с тобой. Город ООП найдешь и меня тогда поймешь, а теперь ступай ты смело взяться уж пора за дело. Сотворить тебе надо диво дивное, чудо чудное, сделать педагогический процесс еще интересней и увлекательнее, да еще документ важный составить, чтобы согласно ему, к целевым ориентирам детишкам добраться благополучно».
Испугался воспитатель новых перемен, растерялся, плечами пожимает в
недоумении, а ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя
достаточно. Значит вперед иди»! И пошел воспитатель искать дорогу к городу неведомому. Идет, спешит, гранит науки грызет и одно только слово твердит: «ФГОС, ФГОС, ФГОС».
И видит на дороге свиток лежит волшебный, да только разобрать, что там
написано не может.
Уважаемые коллеги, давайте поможем коллеге. Что обозначают
аббревиатуры: ООП, РППС?
Стал воспитатель думать, как строить по-новому педагогический процесс?
А педагогический процесс тут как тут. Воспитатель его и так, и сяк крутил,
строил перестраивал. А у кого спросить не знает. И вдруг, видит на дороге
нечистая сила, вот и спрашивает у нее: «Тебе ведомы многие пути дороги,
помоги найти правильный путь в стране ФГОС к городу ООП».
А нечистая сила отвечает: «Я охраняю эту дорогу и пропущу, если выполните задания ФГОС».
- Назовите правильное соотношение обязательной части Программы и части
формируемой участниками процесса? (60\40)
- Определите время реализации ООП ДО? (в течении всего пребывания в ОУ)
- Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? (5)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Воспитатель не унывает новые идеи в детском саду внедряет, вот так воспитатель живет поживает.
А теперь у меня к вам вопрос. Назовите недостающие направления развития по ФГОС? (социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое).
Правильно, сегодня мы с вами поговорим именно об этом направлении.
Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью,
эмоциональное освоение мира.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.
Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Дети с раннего возраста начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников»
"Детские исследования: содержание и алгоритм исследования."
Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.
В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.
Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку.
Задание: Придумайте карточки - подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие. (раздать маркеры и бумагу)
1 команда: понюхай - нельзя нюхать; попробуй на вкус - нельзя брать в рот;
2 команда: потрогай - нельзя брать руками; посмотри, послушай.
Где можно применить такие карточки подсказки?
На этапе поиска решений проблемы - необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.
Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.
Главная характерная особенность в познании детей дошкольного возраста это самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания.
Основной путь работы воспитателя по познавательной мотивации это
стимулирование познавательной активности – чтение познавательной
литературы, игры по ознакомлению с окружающим миром, наблюдение в
природе, экскурсии, целевые прогулки, развитие у детей любознательности постановка вопросов, проблемных ситуаций, оценка.
А теперь проверим ваши знания через деловую игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.
1. Какой математический знак можно поставить между словами
«воспитание» и «образование»? Знак «равенства». Т.к. воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая, занимаемся его воспитанием. Это два взаимозависимых процесса.
2.Что является объектом познания детей раннего возраста?
(Рукотворный мир, мир неживой и живой природы).
3. Назовите формы работы с детьми раннего возраста по познавательному
развитию. (Наблюдения, экспериментирование, предметные игры, рассказы взрослых).
4. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
(Плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование
поверхности предметов).
5. Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.
(Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного
окружения, привлекающие их внимание).
6. Перечислите познавательные аспекты на физкультурных занятиях.
(Знакомство с движениями и их влиянием на организм, познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом).
7. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет?
(Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит
процессом познания).
8. Новая форма познания у детей 4-5 лет?
(Способны понимать слово воспитателя без наглядности).
9.Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности с
детьми 6-7 лет.
(Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые
мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий).
10. Назовите главные задачи познавательного развития.
(Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать,
отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной
деятельности и т д).
11. Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года? (Ролевая игра).
12. В каком возрасте можно оценить особенности интеллекта? (С 5-6 лет).
13. В каком возрасте в словаре ребёнка появляются абстрактные
понятия? (5-6 лет).
14. В каком возрасте ребёнок может применить свои понятия в играх,
выдумывать сюжет сам? (6 лет).
15. В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы
способствуют его развитию? ( В 4-5 лет. Картинки- путаницы, рассказывание
небылиц и т.д).
16. Назовите основные пути работы воспитателя по познавательному
развитию детей. Стимулирование познавательной активности,
любознательности, оценка работы.
Какие же формы работы с детьми по познавательному развитию мы
используем с детьми младшего дошкольного возраста: наблюдение, исследование, предметно - манипулятивная игра, встреча в природе, рассказы
взрослых; со старшими детьми – беседы с педагогом, познавательные
рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных
ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телепередач
познавательного характера, информационные занятия, познавательные
практикумы - опыты, эксперименты, самостоятельная поисковая деятельность.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования и определили
педагогические условия успешного и полноценного развития детей.
Мы с вами не только воспитатели, но и учителя. Наша задача – научить
ребенка понимать мир и правильно к нему относиться.
Закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил
человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой
позитивной ноте мне бы и хотелось закончить деловую игру. Удачи
вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
Успехов вам!
Рефлексия: Уважаемые коллеги, если вы считаете, что все, что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...
«Интерактивная игра как средство повышения познавательного развития дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творчес...
Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"
Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"...
Деловая игра (КВН) По теме «Речевое развитие дошкольников»
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя. Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство пе...
Деловая игра "Связная речь и познавательное развитие"
Мероприятие проходит в предверии итогового педагогического совета...
КАРТОТЕКА «Игры с мячом для познавательного развития дошкольников 4-5 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 27 «Сказка» Картотека «Игры с мячом для познава...