детский
проект по информатике на тему

формирование нравственных представлений детей посредством знакомства со сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_statya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования нравственных представлений детей посредством знакомства со сказкой.

Петухова Е.А., воспитатель

МБДОУ города Мценска «Детский сад № 11»

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

                                                                                                            Л. Н. Толстой

    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка - универсальный учитель. Благодаря ней ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и не справедливости. Она активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого  сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.                                                          Важно показать детям,  из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представление о героях, о системе событий, о роли персонажей, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии, словесного творчества детей. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в сказке - гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова.         Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок только начинает понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Помочь ему в этом может взрослый, оценивая добрые и плохие поступки, а так же сам, являясь показательным примером для ребенка. У детей появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности, как перед другими людьми, так и перед объектами живой неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.   Дошкольное детство – небольшой в жизни период каждого  человека.  Именно он наиболее благоприятен  для нравственного воспитания ребёнка. Но даже в такой, казалось бы, короткий   отрезок времени  ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.  Поэтому  и педагоги,  и родители не должны забывать о том, что в нравственном воспитании  огромную роль играет та атмосфера, в которой живет,  растет и воспитывается ребенок.

Одним из сильных и ненавязчивых педагогических средств  духовно- нравственного воспитания  ребенка дошкольного возраста  является сказка.

Именно  через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития у него нравственных качеств. Воспитательная ценность  народных сказок состоит в том, что в них запечатлен образ русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают не только гордость за свой народ, любовь к Родине, но и  осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность.  Одним словом,  сказка  в жизни каждого человека – это учитель. И хороша она   тем, что не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который малыши постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Связь между поступком и его следствием, делает мораль  сказки  близкой и понятной ребенку-дошкольнику.  Ему  гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах. Ведь  ребенок почти всегда сравнивает себя с положительным героем. А значит такие нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

Таким образом,  благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости, склонность фантазировать и верить в чудеса.

«Кем бы ты ни стал, ученым или артистом, политическим человеком или кем хочешь – но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах. Но эти слова остаются актуальными и для современного ребенка, да и взрослого человека» А. И. Герцен/

Наряду с другими фольклорными жанрами, сказка является учебным материалом, подготавливающим человека к сознательному вхождению в мир. Самуил Яковлевич Маршак остроумно заметил, что «сказка - это концентрат разных витаминов, вроде молока для маленьких. В ней есть элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать…».

Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. С неё начинается знакомство малыша с миром литературы, человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. В дошкольном возрасте мы знакомим детей с различными видами сказок.

Сказки о животных. Выделяются несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о человеке и диких животных. Последний вид отличается от других тем, что в них действуют животные, показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то похожи на человека, а чем-то нет, говорят на человеческом языке. Главная задача – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме, о трусости – ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения. Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.

Волшебные сказки. Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра, формируют устойчивые нравственные представления при условии их правильного преподнесения детям, донесения их истинного смысла.

Бытовые сказки. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Они отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь, князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение для формирования нравственных представлений дошкольников, поскольку дети узнают об истории народа, его быте, усваивают народную мудрость.

На протяжении всего дошкольного возраста учим детей слушать, воспринимать и понимать сказку. Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Именно поэтому назначение многих используемых методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения. Она достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, повторяют тут же еще 1-2 раза. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа, у него формируется выразительность речи, произвольное внимание, воображение, воспитываются черты характера (смелость, уверенность, артистичность).

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых – словесных и наглядных. Используем вводную (предварительную) беседу до чтения и краткую (заключительную) беседу после чтения. Во время заключительной беседы акцентируем внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. Регулярно применяем также технические средства обучения. В качестве приема используем прослушивание записи в исполнении артиста.

Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости и является одним из важнейших нравственно-педагогических средств формирования личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...