Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»
материал
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно взрослые способны создать условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье. О психологическом здоровье писали в своих трудах выдающиеся ученые. Так по теории Эрика Берна в зависимости от генного набора под влиянием воспитания в первые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он живет всю жизнь.
В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: “Я и Вы”. Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья – “Они”.
Литвак Михаил Ефимович – российский психотерапевт, ученый добавил позицию “труд”.
При правильном воспитании у ребенка при всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя (я+), умеет увидеть позитивное в своих близких (Вы+), охотно идет на новые контакты (Они+), находит интересную работу или интерес в работе (Труд+).
При (Я- ) человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью.
При (Вы- ) готов к конфликтам, ироничен, придирчив.
При (Они- ) человек старается избежать новых контактов, видит негативные моменты, в поступках и характере новых партнеров.
При (Труд- ) у личности основным ориентиром являются материальные результаты труда.
Проявление хотя бы одного минуса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов в других позициях. Рано или поздно появляется невроз.
Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.
Как же выглядит психологически здоровый ребенок?
-Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
-Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства. ◦ Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
-Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
-Способен к сопереживанию.
-Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
-Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.
Но, как воспитать в ребенке психологическое здоровье? Воспитание ребенка – это система, которая состоит из отдельных составляющих: семья (мама, папа, брат, бабушки, дедушки); детский сад со сверстниками и воспитателями; социум. Роль воспитателя в сохранении психологического здоровья детей заключается в следующем:
– Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
– Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
– Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
– Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
– В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
– Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым; – Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
– Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
– При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
– Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
И конечно огромную роль в становлении личности ребенка играет семья и ее методы воспитания. Так :
- если постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если высмеивают, он становится замкнутым;
- если хвалят, он учится стать благородным;
- если поддерживают, он учится ценить себя;
- если растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- если растёт в терпимости, он учится понимать других;
- если растёт в честности, он учится понимать других;
- если растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- если живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
- если живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Детство – краткий миг в жизни человека, лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"
Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...
Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"
Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....
консультация для воспитателей "Создание педагогом ситуации успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника."
Условия реализации ситуации успеха в игровой и образовательной деятельности....
Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности
Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности....
Психологическая культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка
Статья посвящена проблеме повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения позволяет утверждать, что психологическа...