Презентация и доклад : "Актуальность и опыт работы по интеллектуально-развивающему направлению"
материал (старшая группа) по теме
"Симбиоз опытно-экспериментальной деятельности и ИКТ - цифровая лаборатория для дошкольников "Наураша в стране Наурандии""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.65 КБ |
![]() | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность и опыт работы по интеллектуально-развивающему направлению:
«Симбиоз опытно-экспериментальной деятельности и ИКТ - цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
Нестерова И.А.
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы сейчас являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Соответственно, система образования предъявляет новые требования как к детям, так и к педагогам.
Использование ИКТ(Информационно-коммуникационные технологии) в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность. Всем нам известны преимущества использования ИКТ, поэтому много говорить об этом я не буду.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в дошкольном учреждении— разработка интегрированных образовательных или развлекательных комплексов для использования на занятиях или в развлечениях, как средства обучения и как компонента образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания. На практике мы убедитлись в позитивном эффекте от внедрения ИКТ в образовательный процесс детского сада.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия, и, кстати эффективной, является экспериментирование в ДОУ.
Для того чтобы дети могли продуктивно заниматься опытами, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. Что традиционно у нас представляет из себя пространство для опытно-экспериментальной деятельности? Как правило, это центр экспериментирования в группе, картотеки опытов и экспериментов.
Так вот, учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, и необходимость предметного познания окружающего мира, а также требования и рекомендации к организации воспитательно-образовательного процесса, мы разработали программу дополнительного образования по интеллектуально-развивающему направлению, позволяющую организовать детскую опытно-экспериментальную деятельность. Программа разработана на основе использования детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Что это такое? Вас наверное не раз заставали врасплох детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Почему горит лампочка?», «Почему тает морожение?». «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров. Это увлекательная и доступная для детей цифровая лаборатория, в которой найдутся ответы на непростые вопросы.
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами. В нашей лаборатории используется четыре модуля – температура, электричество, магнитное поле и кислотность.
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), нам необходимо обеспечить:
1. формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому методики должны соответствовать тому уровню, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Программа полностью соответствует этим требованиям. При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести понятия, описывающие эти явления.
Работа над программой проводилась в несколько этапов. На подготовительном этапе мы создали техническую базу: ознакомились с программным обеспечением, оборудовали специальную предметную среду – нашу лабораторию. Лаборатория оснащена:
- ноутбуком со специальным программным обеспечением,
- проектором,
- интерактивной доской,
- непосредственно модулями цифровой лаборатории,
- набор дополнительных игр-экспериментов, которые позволяют расширить возможности самой цифровой лаборатории,
- различные материалы и емкости для проведения исследований.
Наш класс-лаборатория позволяет проводить занятия с подгруппами детей до 10-12 человек.
На этапе реализации была разработана непосредственно рабочая программа, составлен учебно-методический план с конспектами тематических занятий.
Третий этап – практическое применение программы. Позвольте заметить, успешное применение!
Лаборатория Наураши – это программа дополнительного образования по интеллектуально-развивающему направлению. Занятия проводятся один раз в неделю, соответственно учебно-методическому плану.
Наши занятия имеют определенную структуру - игра-эксперимент проводится по определенному плану, и это не случайно.
- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
- выдвижение детьми предположений;
- проверка гипотез ( непосредственно исследовательская деятельность)
- фиксация результатов и подведение итогов;
- обсуждение работы.
Таким образом, ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
Работа в лаборатории позволяет нам:
- обеспечивать добровольное вовлечение детей в образовательную деятельность без психологического и дисциплинарного принуждения, на основе интереса к деятельности.
- обеспечивать совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми и детей между собой. ( за счет работы в парах и микрогруппах)
- создавать условия для непринужденного общения с детьми на занятиях
- осуществлять подбор материалов и оборудования в соответствии с принципами полифункциональности и вариативности РППС
- легко трансформировать оборудование в соответствии с целями и задачами на каждом конкретном занятии.
Какие результаты получены нами в рамках реализации программы.
Мы активно развиваем познавательный интерес, самостоятельность в решении поставленных задач, проблемных ситуаций. Учим объяснять наблюдаемое.
Было отмечено значительное повышение знаний детей об окружающем мире, расширение кругозора и словарного запаса. Также, развитие навыков экспериментирования и совместной деятельности. Дети с желанием участвуют в опытно-экспериментальной деятельности, эмоционально реагируют на достигнутые результаты. Овладевают навыками самоконтроля
Работа в нашей лаборатории интересна не только детям, но и взрослым. Мы постепенно обновляем и дополняем предметное пространство, обучаем педагогов работе с оборудованием и программным обеспечением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа по научно-исследовательскому направлению « Наураша в стране Наурандии »
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"
Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-551836-1419936824.jpg)
Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы
Мой опыт работы старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-1129770-1553420034.jpg)
Кружок "Знайки" (интеллектуальный, развивающий) Познавательной направленности
Кружок "Знайки" для детей 3-4 лет (с дальнейшим усложнением в соответствии с возрастом) Развивающие игры В.Воскобовича, Б.Никитина....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/29/picture-1223469-1582960708.jpg)
Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-899688-1612467164.jpg)
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/22/picture-1439070-1692694436.jpg)
Перспективный план работы факультатива интеллектуально-развивающий направленности «По дорожкам финансовой грамотности».
Пояснительная записка Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/10/picture-1276613-1615344769.jpg)
Презентация к докладу "Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ".
Презентация опыта к докладу "Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ"....