Презентация и доклад : "Актуальность и опыт работы по интеллектуально-развивающему направлению"
материал (старшая группа) по теме
"Симбиоз опытно-экспериментальной деятельности и ИКТ - цифровая лаборатория для дошкольников "Наураша в стране Наурандии""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty.docx | 21.65 КБ |
prezentatsiya11.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность и опыт работы по интеллектуально-развивающему направлению:
«Симбиоз опытно-экспериментальной деятельности и ИКТ - цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
Нестерова И.А.
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы сейчас являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Соответственно, система образования предъявляет новые требования как к детям, так и к педагогам.
Использование ИКТ(Информационно-коммуникационные технологии) в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность. Всем нам известны преимущества использования ИКТ, поэтому много говорить об этом я не буду.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в дошкольном учреждении— разработка интегрированных образовательных или развлекательных комплексов для использования на занятиях или в развлечениях, как средства обучения и как компонента образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания. На практике мы убедитлись в позитивном эффекте от внедрения ИКТ в образовательный процесс детского сада.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия, и, кстати эффективной, является экспериментирование в ДОУ.
Для того чтобы дети могли продуктивно заниматься опытами, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. Что традиционно у нас представляет из себя пространство для опытно-экспериментальной деятельности? Как правило, это центр экспериментирования в группе, картотеки опытов и экспериментов.
Так вот, учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, и необходимость предметного познания окружающего мира, а также требования и рекомендации к организации воспитательно-образовательного процесса, мы разработали программу дополнительного образования по интеллектуально-развивающему направлению, позволяющую организовать детскую опытно-экспериментальную деятельность. Программа разработана на основе использования детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Что это такое? Вас наверное не раз заставали врасплох детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Почему горит лампочка?», «Почему тает морожение?». «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров. Это увлекательная и доступная для детей цифровая лаборатория, в которой найдутся ответы на непростые вопросы.
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами. В нашей лаборатории используется четыре модуля – температура, электричество, магнитное поле и кислотность.
Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), нам необходимо обеспечить:
1. формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому методики должны соответствовать тому уровню, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Программа полностью соответствует этим требованиям. При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести понятия, описывающие эти явления.
Работа над программой проводилась в несколько этапов. На подготовительном этапе мы создали техническую базу: ознакомились с программным обеспечением, оборудовали специальную предметную среду – нашу лабораторию. Лаборатория оснащена:
- ноутбуком со специальным программным обеспечением,
- проектором,
- интерактивной доской,
- непосредственно модулями цифровой лаборатории,
- набор дополнительных игр-экспериментов, которые позволяют расширить возможности самой цифровой лаборатории,
- различные материалы и емкости для проведения исследований.
Наш класс-лаборатория позволяет проводить занятия с подгруппами детей до 10-12 человек.
На этапе реализации была разработана непосредственно рабочая программа, составлен учебно-методический план с конспектами тематических занятий.
Третий этап – практическое применение программы. Позвольте заметить, успешное применение!
Лаборатория Наураши – это программа дополнительного образования по интеллектуально-развивающему направлению. Занятия проводятся один раз в неделю, соответственно учебно-методическому плану.
Наши занятия имеют определенную структуру - игра-эксперимент проводится по определенному плану, и это не случайно.
- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
- выдвижение детьми предположений;
- проверка гипотез ( непосредственно исследовательская деятельность)
- фиксация результатов и подведение итогов;
- обсуждение работы.
Таким образом, ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.
Работа в лаборатории позволяет нам:
- обеспечивать добровольное вовлечение детей в образовательную деятельность без психологического и дисциплинарного принуждения, на основе интереса к деятельности.
- обеспечивать совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми и детей между собой. ( за счет работы в парах и микрогруппах)
- создавать условия для непринужденного общения с детьми на занятиях
- осуществлять подбор материалов и оборудования в соответствии с принципами полифункциональности и вариативности РППС
- легко трансформировать оборудование в соответствии с целями и задачами на каждом конкретном занятии.
Какие результаты получены нами в рамках реализации программы.
Мы активно развиваем познавательный интерес, самостоятельность в решении поставленных задач, проблемных ситуаций. Учим объяснять наблюдаемое.
Было отмечено значительное повышение знаний детей об окружающем мире, расширение кругозора и словарного запаса. Также, развитие навыков экспериментирования и совместной деятельности. Дети с желанием участвуют в опытно-экспериментальной деятельности, эмоционально реагируют на достигнутые результаты. Овладевают навыками самоконтроля
Работа в нашей лаборатории интересна не только детям, но и взрослым. Мы постепенно обновляем и дополняем предметное пространство, обучаем педагогов работе с оборудованием и программным обеспечением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа по научно-исследовательскому направлению « Наураша в стране Наурандии »
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"
Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...
Опыт работы старшего воспитателя по направлениям образовательной и методической работы
Мой опыт работы старшего воспитателя по региональному компоненту, интегративному взаимодействию участников образовательного процесса дошкольной образовательной организации, по реализации ФГОС ДО...
Кружок "Знайки" (интеллектуальный, развивающий) Познавательной направленности
Кружок "Знайки" для детей 3-4 лет (с дальнейшим усложнением в соответствии с возрастом) Развивающие игры В.Воскобовича, Б.Никитина....
Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
Перспективный план работы факультатива интеллектуально-развивающий направленности «По дорожкам финансовой грамотности».
Пояснительная записка Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включ...
Презентация к докладу "Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ".
Презентация опыта к докладу "Актуальные практики в реализации дополнительного образования в ДОУ"....