Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий в успешной социализации дошкольника"
статья по информатике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе детского сада. Электронные учебно-методические комплекты можно использовать как эффективное средство воспитательного и обучающего воздействия. Педагогам ДОУ целесообразно использовать приложение Microsoft Word) и программа Microsoft PowerPoint (используется для составления презентаций). Сеть Интернет помогает решать педагогам следующие задачи:
- находить дополнительную информацию, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
- находить разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий к занятиям;
- распространять новые методические идеи.

Используйте ИКТ в своей работе,ведь это так интересно!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_doklad.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  информационно-коммуникационных технологий для создания условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста»

Каждый участник образовательного процесса сам решает:

идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад

Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте поразмышляем над следующей проблемой: в современных детских садах отдается явное предпочтение умственному развитию детей в ущерб социально-личностному. Родители приводят ребенка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу. Однако же по опросам детей старшей и подготовительной групп, сам ребенок приходит в сад гулять и играть с детьми.  Но если проанализировать жизнь современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени, и, как  правило, это происходит только во время режимных моментов. А свободная игра занимает от 30 до 50 минут в день. И это в тот период детства, когда игра – ведущая деятельность ребенка. Таким образом, в большинстве случаев  работа строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени.

Согласитесь, такое положение вещей не позволяет эффективно развивать определенные личностные интегративные качества дошкольников, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей.

Это обусловлено, с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой – недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание  родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС  ДО в практику.             

Таким образом, новой задачей детского сада становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОУ  должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых  развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?

Вместе с тем, и, думаю, вы со мной согласитесь, что человечество вступило в новую эпоху своего развития. Современное общество невозможно себе представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Родившись, ребенок попадает в среду, насыщенную компьютерными технологиями. И это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому я считаю, что в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационно-коммуникативные технологии.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Их синтез является эффективным средством адаптации человека к жизни в информационном обществе.

Информационно-коммуникационные технологии — это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Я считаю, что при использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ. Мой опыт работы показывает, что внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому, способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

Мне, как воспитателю детского сада,  ИКТ позволяют

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

- развивать у дошкольников исследовательское поведение;

- расширять творческие возможности детей.

Кроме того, слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь. Также позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).

Уважаемые коллеги. Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями. Сегодня уже всем очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Для решения этой проблемы на помощь приходят новые информационные технологии. Они помогают педагогу не только разнообразить формы поддержки образовательного процесса, но и наладить просвещение родителей по вопросам личностного развития ребенка.  Использование компьютерных технологий позволяет проводить семинары-практикумы, интернет-конференции, мастер-классы и т.п.

На базе интернет-сайта ДОУ и своего личного сайта мною созданы консультативный пункт, родительский клуб, интернет-библиотека. На страницах сайта размещению  обучающие игры, упражнения.

Ещё одно средство виртуального контакта – электронная почта, при  помощи которой я без визуального контакта имею возможность консультировать родителей, отвечать на вопросы, рассылать  индивидуальные задания (карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п.). При помощи электронной почты у  меня есть возможность дать  рекомендации, видео консультации. Электронная почта позволяет обмениваться  различными тематическими ссылками на сайты. Для овладения родителями теоретическими знаниями по личностному развитию использую также мультимедийные презентации для использования в домашних условиях. Так, родители с помощью педагога постепенно повышают свою компетентность в развитии личностных интегративных качеств как условие социализации дошкольников и становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, заканчивая свое выступление, отмечу, что использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на развитие  личностных интегративных качеств как условие социализации дошкольников.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Развитие успешной социализации дошкольника через технологию моральных дилемм. (В рамках иновационной деятельности)

Сегодня тема развития социальных компетенций – одна из самых важных, участие в программах по внедрению новых технологий позволяет не только повысить статус и репутацию ДОО, но и стать в будущем ...

«Клубный час»- технология успешной социализации дошкольников.

laquo;Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая во многих ДОУ. Впервые  опыт использования  «Клубного часа»  представлен Г...

проблеммная педагогическая ситуация как одна из технологий успешной социализации дошкольников

В статье описывается технология успешной социализации дошкольников- ПРОБЛЕМНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ....

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...