Проектная работа "Использование информационно - коммуникационных технологий.
проект по информатике (подготовительная группа) на тему
В проекте представлены следующие разделы: пояснительная записка, паспорт проектной работы, актуальность темы, цель, задачи проекта, ресурсное обеспечение проекта, поэтапный план реализации проекта, ожидаемые результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 101
города Липецка
Проектная работа
«Использование информационно-коммуникационных технологий»
Воспитатели:
Фокина О.М.
Гуляева И.В.
Липецк 2015
Пояснительная записка
Актуальность использования информационных технологий вызвана социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требования к информационно-методическому обеспечению, которые включают:
Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме: помогать воспитательному процессу; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между воспитателями образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач воспитательной деятельности.
Как в группе создать условия для выполнения данных требований? С этой целью в логопедической группе №1разработан проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе».
Паспорт проектной работы
Тема проекта: «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе»
Участники проекта: воспитатели группы, 17 воспитанников, родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта: поисковый, творческо-игровой, коллективный.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный, 2 года.
Проблема:
Модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обусловили необходимость сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в деятельность логопедической группы №1.
Анализируя деятельность нашей группы, отмечаем, что использование воспитателями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с детьми и родителями находится на низком уровне: отсутствует: интерактивная доска, ноутбуки, доступ к ресурсам Интернет. Вместе с тем воспитатели группы владеют персональным компьютером.
Актуальность темы.
. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.
Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.
Использование ИКТ в группе позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Цель: создание единой информационной среды в группе, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: дети и их родители (законные представители), воспитатели, администрация.
Задачи проекта
- Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
- Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
- Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми.
- Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с воспитателями.
Ресурсное обеспечение проекта
- функционирование воспитателей по реализации проекта в группе;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- оснащение методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми;
- освоение программного сопровождения коррекционной работы с детьми логопатами.
- формирование банка данных по реализации проекта;
- организация мероприятий по информированию родителей о ходе реализации проекта;
- предупреждение рисков при создании единого информационного образовательного пространства;
Материально-технические:
- приобретение технических и дидактических средств обучения;
- оснащение группы оргтехническими средствами: интерактивной доской, мультимедийными проекторами, ноутбуками, мольбертами;
Финансовые:
- спонсорская помощь.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап – организационный |
|
2 этап – внедренческий |
|
3 этап – результативный |
|
Риски
Риски | Пути преодоления |
Родители (законные представители) против обучения детей работе на компьютере | Предоставление нормативно – правовой документации Открытые занятия |
Перегрузка воспитанников | Соблюдение требований СанПиН Реализация проектов в игровой деятельности |
Ожидаемые результаты
- Повышение эффективности процесса обучения воспитанников.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Повышение уровня ИКТ компетентности воспитателей.
- Индивидуальное сопровождение через использование информационно - коммуникативных технологий детей логопатов в системе межпрофесионального взаимодействия специалистов и воспитателей.
- Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно - коммуникативных технологий.
Финансовая смета на реализацию проекта:
№ | Наименование | Кол – во | Цена |
1 | Интерактивная доска «Panasonik» с мультимедийным оборудованием | 1 шт. | 80000 |
2 | Ноутбук | 1 шт . | 23000 |
3 | Мольберт | 1шт. | 4000 |
4 | Интерактивные развивающие игры для дошкольников | 1 шт. | 1000 |
5 | Коррекционно – развивающий комплекс для логопедической работы | 1шт. | 3000 |
6 | Доска магнитно - маркерная | 1шт. | 3000 |
Итого |
Литература:
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
- Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 32–39.
- Ю.М.Горвиц Компьютерные технологии и обшее психическое развитие дошкольников http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1
- Ю.М.Горвиц Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 101
города Липецка
Проектная работа
«Использование информационно-коммуникационных технологий»
Воспитатели:
Фокина О.М.
Гуляева И.В.
Липецк 2015
Пояснительная записка
Актуальность использования информационных технологий вызвана социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, а также практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требования к информационно-методическому обеспечению, которые включают:
Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме: помогать воспитательному процессу; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между воспитателями образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач воспитательной деятельности.
Как в группе создать условия для выполнения данных требований? С этой целью в логопедической группе №1разработан проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе».
Паспорт проектной работы
Тема проекта: «Использование информационно-коммуникативных технологий в группе»
Участники проекта: воспитатели группы, 17 воспитанников, родители (законные представители) воспитанников.
Тип проекта: поисковый, творческо-игровой, коллективный.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный, 2 года.
Проблема:
Модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обусловили необходимость сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Для этого необходимо внедрение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в деятельность логопедической группы №1.
Анализируя деятельность нашей группы, отмечаем, что использование воспитателями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с детьми и родителями находится на низком уровне: отсутствует: интерактивная доска, ноутбуки, доступ к ресурсам Интернет. Вместе с тем воспитатели группы владеют персональным компьютером.
Актуальность темы.
. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.
Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.
Использование ИКТ в группе позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Цель: создание единой информационной среды в группе, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: дети и их родители (законные представители), воспитатели, администрация.
Задачи проекта
- Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
- Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
- Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми.
- Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с воспитателями.
Ресурсное обеспечение проекта
- функционирование воспитателей по реализации проекта в группе;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- оснащение методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми;
- освоение программного сопровождения коррекционной работы с детьми логопатами.
- формирование банка данных по реализации проекта;
- организация мероприятий по информированию родителей о ходе реализации проекта;
- предупреждение рисков при создании единого информационного образовательного пространства;
Материально-технические:
- приобретение технических и дидактических средств обучения;
- оснащение группы оргтехническими средствами: интерактивной доской, мультимедийными проекторами, ноутбуками, мольбертами;
Финансовые:
- спонсорская помощь.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап – организационный |
|
2 этап – внедренческий |
|
3 этап – результативный |
|
Риски
Риски | Пути преодоления |
Родители (законные представители) против обучения детей работе на компьютере | Предоставление нормативно – правовой документации Открытые занятия |
Перегрузка воспитанников | Соблюдение требований СанПиН Реализация проектов в игровой деятельности |
Ожидаемые результаты
- Повышение эффективности процесса обучения воспитанников.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Повышение уровня ИКТ компетентности воспитателей.
- Индивидуальное сопровождение через использование информационно - коммуникативных технологий детей логопатов в системе межпрофесионального взаимодействия специалистов и воспитателей.
- Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно - коммуникативных технологий.
Финансовая смета на реализацию проекта:
№ | Наименование | Кол – во | Цена |
1 | Интерактивная доска «Panasonik» с мультимедийным оборудованием | 1 шт. | 80000 |
2 | Ноутбук | 1 шт . | 23000 |
3 | Мольберт | 1шт. | 4000 |
4 | Интерактивные развивающие игры для дошкольников | 1 шт. | 1000 |
5 | Коррекционно – развивающий комплекс для логопедической работы | 1шт. | 3000 |
6 | Доска магнитно - маркерная | 1шт. | 3000 |
Итого |
Литература:
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
- Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 32–39.
- Ю.М.Горвиц Компьютерные технологии и обшее психическое развитие дошкольников http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1
- Ю.М.Горвиц Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи
Об использовании ИКТ в работе с дошкольниками...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».
Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
АннотацияВ статье рассматривается опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях проектной деятельности ДОУ.Современные условия образования характ...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,...