«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 21.35 КБ |
ikt.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 города Ейска муниципального образования Ейский район.
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
Воспитатель:
Огиенко Ю.П.
г.Ейск 2021г.
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
В современных условиях проблема формирования разносторонней личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к организации всего воспитательно-образовательного процесса. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения. В связи с этим эти технологии активно применяются в ДОО.
В рамках данного вопроса педагогами используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников, способным повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является любая самостоятельная деятельность детей в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:
• постановка конкретных целей и планирование деятельности;
• самоанализ и рефлексия;
• выделение проблемных вопросов;
• поиск нужной информации в разных источниках;
• проведение исследования;
• презентации результатов своей деятельности;
• практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.
Опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе крайне интересен, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей над определенной практической проблемой. В проектно-исследовательскую деятельность вовлекаются дети, уже начиная со среднего возраста.
Проектно-исследовательская деятельность строится по этапам:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), исходя из интересов детей;
• организация деятельности (вовлечение дошкольников в решение проблемы);
• осуществление деятельности по поиску информации из разных источников с привлечением родителей. Воспитатель контролирует деятельность, консультирует (активно используется компьютер как источник информации);
• объединение содержания образования на основе интеграции различных видов детской деятельности (поиск и предложение возможных вариантов решения);
• подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности, в изготовлении которого принимают участие дети.
Заканчиваться работа над проектом может мультимедийной презентацией.
Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. В рамках данного вопроса педагогами ДОУ разрабатываются разнообразные по своей направленности и длительности проекты.
Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных технологий, основывается на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности. Использование современных технологий направлено на решение воспитательных и образовательных задач.
Так, индивидуальный проект «Зелёная аптека», который является первым опытом работы с ребенком подготовительной группы, был разработан с целью создания условий по ознакомлению его с миром целебных трав родного края, правилами их сбора, применения для оздоровления организма. Целебные растения – бесценная кладовая природы. На протяжении многих веков наши предки использовали травы для исцеления от болезней. Однако со временем знания, передаваемые из поколения в поколение, перестали быть доступны, и сейчас многие люди, понимающие пользу, заключенную в лекарственных растениях, и желающие ею воспользоваться, не только не знают, как это правильно сделать, но и не представляют, как выглядит то, или иное целебное растение. Поэтому нам особенно важно было исследовать, понять, осмыслить данную проблему; как можно больше узнать о лекарственных растениях и их свойствах. В процессе работы над проектом был решен целый ряд воспитательно-образовательных задач: формирование знаний о пользе лекарственных растений для человека, закрепление знаний детей о бережном обращении к окружающей среде. Знания приобретались в процессе различных видов деятельности с опорой на возможности компьютерной техники (использование наглядности, изучение различных видов лекарственных растений через интернет ресурсы). При изучении этой проблемы, дети в ходе исследования узнали, что благодаря некоторым растениям человек во время болезни может обойтись без лекарственных препаратов.
Мы стали еще умнее и пополнили не только свой словарный запас, но и знания. Мы поняли, что мы часть природы, ее частичка, а вместе мы одно целое. Сформировалась экологическая культура детей. Мы научились любить природу, ведь она – наш дом.Мультимедийная презентация проекта «Живая аптека» является не только результатом деятельности группы, но и источником информации для детей других групп.
Опыт исследовательской деятельности воспитанников подготовительной группы был представлен в проекте «Удивительное превращение воды». В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки. Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В процессе исследовательской деятельности дети получили возможность применить на практике ранее полученные знания о свойствах воды, расширили представления об окружающем мире посредством знакомства со свойством воды, как жидкости. Использование ИКТ - выполнение заданий с помощью слайд-презентации, просмотр видео «Приключение маленькой капельки» (знакомство с круговоротом воды в природе) –стимулируют познавательную активность детей, как одно из перспективных и важнейших средств накопления фонда умственных приёмов и операций, формирования и развития способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата.
Следующая работа представляет краткосрочный детский исследовательский проект «Хвосты». Животные в нашей жизни играют огромную роль, поэтому мы должны как можно больше узнать о «братьях наших меньших». Выбранная нами тема была, есть и будет актуальной всегда! Этот проект представляет собой опыт исследовательской деятельности детей старшей группы. Была поставлена цель: узнать, какую роль в жизни животных играют хвосты? Эта проектно-исследовательская работа была организована с помощью использования ИКТ. Изучили информацию о животных в интернете, где весь энциклопедический материал излагается в доступном для малышей виде с множеством ярких, красочных иллюстраций и фотографий, и ребенок с легкостью выбрал для себя самое необходимое. Был подобран иллюстративный материал к занятиям. В своей работе я использовала фотоаппарат и программу редактирования фотографий, которые позволили управлять снимками и демонстрировать их.
По итогам исследования, также с помощью ИКТ, ребенок вместе с мамой создали иллюстрированную книжку, с подборкой стихов и рассказов о том, для чего животным нужны хвосты, напечатали и принесли в детский сад. Детям было очень интересно. Теперь все знают, зачем животным нужен хвост!
Можно отметить, что вся работа проходила в сотворчестве и сотрудничестве детей и взрослых.
Для представления результатов исследовательского проекта была разработана мультимедийная презентация, с помощью которой мы познакомили и расширили знания детей по данной теме. Закрепили интерес у юных исследователей к дальнейшей поисково-творческой деятельности.
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• обладает стимулом познавательной активности детей.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе. Разработанные проекты имеют практико-ориентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения.
Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование разносторонней личности в условиях ДОО Новый подход к организации воспитательно -образовательного процесса Информационно – коммуникационные технологии
Т радиционные формы и методы работы ИКТ- технологии СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДОШКОЛЬНИКОВ
Этапы проектно – исследовательской деятельности
Зелёная аптека
Удивительное превращение воды
Удивительное превращение воды
Хвосты
Хвосты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи
Об использовании ИКТ в работе с дошкольниками...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
АннотацияВ статье рассматривается опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях проектной деятельности ДОУ.Современные условия образования характ...
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
«Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»
Использование образовательной платформы Сферум в детском саду....