«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Огиенко Юлия Петровна

Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_proektnoy_deyatelnosti.docx21.35 КБ
Файл ikt.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 города Ейска муниципального образования Ейский район.

«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»

Воспитатель:

Огиенко Ю.П.

г.Ейск 2021г.

«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»

В современных условиях проблема формирования разносторонней личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к организации всего воспитательно-образовательного процесса. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения. В связи с этим эти технологии активно применяются  в ДОО.

В рамках данного вопроса педагогами используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников, способным повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада.

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является любая самостоятельная деятельность детей в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.  Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:

• постановка конкретных целей и планирование деятельности;

• самоанализ и рефлексия;

• выделение проблемных вопросов;

• поиск нужной информации в разных источниках;

• проведение исследования;

• презентации результатов своей деятельности;

• практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.

Опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе крайне интересен, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей над определенной практической проблемой. В проектно-исследовательскую деятельность вовлекаются дети, уже начиная  со среднего возраста.

Проектно-исследовательская деятельность строится по этапам:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), исходя из интересов детей;

• организация деятельности (вовлечение дошкольников в решение проблемы);

• осуществление деятельности по поиску информации из разных источников с привлечением родителей. Воспитатель контролирует деятельность, консультирует (активно используется компьютер как  источник информации);

• объединение  содержания образования на основе интеграции различных видов детской деятельности (поиск и предложение возможных вариантов решения);

• подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности, в изготовлении которого принимают участие  дети.

Заканчиваться работа над проектом может мультимедийной презентацией.

Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. В рамках данного вопроса педагогами ДОУ разрабатываются разнообразные по своей направленности и длительности проекты.

Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных технологий, основывается на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности. Использование современных технологий направлено на решение воспитательных и образовательных задач.

    Так, индивидуальный проект «Зелёная аптека», который является первым опытом работы с ребенком подготовительной группы, был разработан с целью создания  условий по ознакомлению его с  миром  целебных  трав  родного  края, правилами  их  сбора,  применения  для оздоровления  организма. Целебные растения – бесценная кладовая природы. На протяжении многих веков наши предки использовали травы для исцеления от болезней. Однако со временем знания, передаваемые из поколения в поколение, перестали быть доступны, и сейчас многие люди, понимающие пользу, заключенную в лекарственных растениях, и желающие ею воспользоваться, не только не знают, как это правильно сделать, но и не представляют, как выглядит то, или иное целебное растение. Поэтому нам особенно важно было исследовать, понять, осмыслить данную проблему; как можно больше узнать о лекарственных растениях и их свойствах. В процессе работы над проектом был решен целый ряд воспитательно-образовательных задач: формирование знаний о пользе лекарственных растений для человека, закрепление знаний детей о бережном обращении к окружающей среде. Знания приобретались в процессе различных видов деятельности с опорой на возможности компьютерной техники (использование наглядности, изучение различных видов лекарственных растений через интернет ресурсы). При изучении этой проблемы, дети в ходе исследования узнали, что благодаря некоторым растениям человек во время болезни может обойтись без лекарственных препаратов.

Мы стали еще умнее и пополнили не только свой словарный запас, но и знания. Мы поняли, что мы часть природы, ее частичка, а вместе мы одно целое. Сформировалась экологическая культура детей. Мы научились любить природу, ведь она – наш дом.Мультимедийная презентация проекта «Живая аптека» является не только результатом деятельности группы, но и источником информации для детей других групп.

Опыт исследовательской деятельности воспитанников подготовительной группы был представлен в проекте «Удивительное превращение воды». В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки.  Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.  Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В процессе исследовательской деятельности дети получили возможность применить на практике ранее  полученные знания о свойствах воды, расширили представления  об окружающем мире посредством знакомства со свойством воды, как жидкости. Использование ИКТ - выполнение заданий с помощью слайд-презентации, просмотр видео «Приключение маленькой капельки» (знакомство с круговоротом воды в природе) стимулируют познавательную активность детей, как одно из перспективных и важнейших средств накопления фонда умственных приёмов и операций, формирования и развития способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата.

Следующая работа представляет краткосрочный детский исследовательский проект «Хвосты». Животные в нашей жизни играют огромную роль, поэтому мы должны как можно больше узнать о «братьях наших меньших». Выбранная нами тема была, есть и будет актуальной всегда! Этот проект представляет собой опыт исследовательской деятельности детей старшей группы. Была поставлена цель: узнать, какую роль в жизни животных играют хвосты? Эта проектно-исследовательская работа была организована с помощью использования ИКТ. Изучили информацию о животных в интернете, где весь энциклопедический материал излагается в доступном для малышей виде с множеством ярких, красочных иллюстраций и фотографий, и ребенок с легкостью выбрал для себя самое необходимое. Был подобран иллюстративный материал к занятиям. В своей работе я использовала фотоаппарат и программу редактирования фотографий, которые позволили управлять снимками и демонстрировать их.

По итогам исследования, также с помощью ИКТ, ребенок вместе с мамой создали иллюстрированную книжку, с подборкой стихов и рассказов о том, для чего животным нужны хвосты, напечатали и принесли в детский сад. Детям было очень интересно.  Теперь все знают, зачем животным нужен хвост!

Можно отметить, что вся работа проходила в сотворчестве и сотрудничестве детей и взрослых.

Для представления результатов исследовательского проекта была разработана мультимедийная презентация, с помощью которой мы познакомили и расширили знания детей по данной теме. Закрепили интерес у юных исследователей к дальнейшей поисково-творческой деятельности.

Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• обладает стимулом познавательной активности детей.

Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе. Разработанные проекты имеют практико-ориентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения.

Таким образом,  сочетание технологии проектирования и информационных технологий, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО Огиенко Юлия Петровна, воспитатель МБДОУ ДСОВ №23 г. Ейска МО Ейский район

Слайд 2

Формирование разносторонней личности в условиях ДОО Новый подход к организации воспитательно -образовательного процесса Информационно – коммуникационные технологии

Слайд 3

Т радиционные формы и методы работы ИКТ- технологии СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 5

Этапы проектно – исследовательской деятельности

Слайд 6

Зелёная аптека

Слайд 7

Удивительное превращение воды

Слайд 8

Удивительное превращение воды

Слайд 9

Хвосты

Слайд 10

Хвосты

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»

АннотацияВ статье  рассматривается опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях проектной деятельности ДОУ.Современные условия образования характ...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...