«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
статья по теме
Аннотация
В статье рассматривается опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях проектной деятельности ДОУ.
Современные условия образования характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к организации всего воспитательно-образовательного процесса. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в ДОУ.
В рамках данного вопроса педагогами ДОУ используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:
• постановка конкретных целей и планирование деятельности;
• самоанализ и рефлексия;
• выделение проблемных вопросов;
• поиск нужной информации в разных источниках;
• проведение исследования;
• презентации результатов своей деятельности;
• практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.
Нам показался интересным опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей над определенной практической проблемой и на социализацию дошкольников, приобретение социального опыта, традиций, истории, культуры народа. Следует также отметить и влияние деятельностного подхода на развитие детей дошкольного возраста, который обеспечивает проект, т.к. ребенок не может отвлеченно рассуждать, а познает действительность в практической деятельности.
В проектно-исследовательскую деятельность вовлекаются дети, уже начиная со среднего возраста.
• Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте, выполняя действия по предложению взрослого или путём подражания ему.
• В старшей группе (дети 5–6 лет) согласовывают действия, оказывают друг другу помощь, принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
• В подготовительной группе для детей 6–7 лет взрослые поддерживают их творческую активность, создают условия для самостоятельного определения цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Проектно-исследовательская деятельность строится по этапам:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), исходя из интересов детей;
• организация деятельности (вовлечение дошкольников в решение проблемы);
• осуществление деятельности по поиску информации из разных источников с привлечением родителей. Воспитатель контролирует деятельность, консультирует, дает знания (активно используется компьютер как источник информации);
• объединение содержания образования на основе интеграции различных видов детской деятельности (поиск и предложение возможных вариантов решения);
• подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности, в изготовлении которого принимают участие дети.
Заканчивается работа над проектом мультимедийной презентацией.
Использование информационных технологий при разработке проектов позволяет педагогам решать проблему социализации дошкольников на основе интеграции образовательных областей, т.к. такая работа дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. В рамках данного вопроса педагогами ДОУ разрабатываются разнообразные по своей направленности и длительности проекты.
Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных технологий, основывается на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности. Использование современных технологий направлено в первую очередь на решение воспитательных задач, приоритетными среди которых являются безопасность жизни деятельности, нравственное и патриотическое воспитание.
Так, проект «Огонь друг или враг», который явился первым опытом работы с детьми средней группы, направлен на формирование норм безопасного поведения с огнем. Сегодня являются актуальными проблемы и беды детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно было исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить детей, как избежать. В процессе работы над проектом был решен целый ряд воспитательно-образовательных задач: формирование знаний о пользе огня для человека, закрепление знаний детей о неосторожном обращении с огнем. Знания приобретались детьми в процессе различных видов деятельности с опорой на возможности компьтерной техники (использование наглядности, звукового фона). При изучении этой проблемы, дети в ходе исследования узнали, как обращаться с огнём, чтобы он приносил пользу, что нельзя допускать ошибок и шалостей, иначе огонь будет опасным и коварным врагом. В основу презентации проекта легли рисунки совместной деятельности детей и родителей, при работе над презентацией воспитанники группы принимали участие в ее озвучивании (пересказ сказки «Огонь друг или враг?»).
Опыт исследовательской деятельности воспитанников старшей группы был представлен в проекте «Я помню, я горжусь», направленном на исследование единения поколений. Данный проект был разработан при изучении темы ВОВ. Проблема была взята из реальной жизни, имела самое близкое отношение к каждой семье, решение ее требовало от ребенка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагогами была выбрана форма проекта, практически и познавательно значимого для всех его участников. В работе над проектом была выдержана логическая последовательность, дети постепенно собирали информацию, подтверждающую выдвинутую гипотезу проекта. В основу проекта лег документальный материал семейного архива одной из воспитанниц группы, что дало ощущение личной сопричастности вопросу исследования. В качестве завершающего этапа была подготовлена презентация творческого проекта, что позволило детям показать свою работу и свои знания не только друг другу, но и воспитанникам ДОУ, и своим родителям. Работая над темой проекта, благодаря собранному документальному материалу (фотографии, письма), проведенным детьми интервью с членами семей, художественным текстам о ВОВ и использованию информационных технологий дети смогли стать «участниками» тех далеких событий, что способствовало формированию у них чувства исторической сопричастности Родине, своей семье, восстановление утраченных связей между поколениями, убеждения о недопустимости повторения войны. В работе над мультимедийной презентацией проекта дети старшей группы также участвовали в его озвучивании. Презентация проекта проходила во время празднования Победы в ВОВ и может быть использована на подобных мероприятиях в дальнейшем.
Проект «Что есть на свете доброта», представляющий собой опыт исследовательской деятельности детей подготовительной группы, направлен на создание норм и правил, имеющих под собой нравственную основу; развитие критического мышления и приобретение необходимых навыков поведения. Исследуя данную проблему, перед детьми была поставлена задача изучения актуального нравственного вопроса победы добра над злом. В основу исследования лег материал русских народных сказок, который дает возможность ребенку определить категории добра и зла, охарактеризовать поступки героев, проанализировать причинно-следственные связи. Содержательная часть проекта была основана на различных формах деятельности детей, что позволило раскрыть их творческий потенциал. В процессе работы над этим проектом педагог выступал в роли консультанта по поиску и обработке информации, помощника в выполнении заданий. В ходе данной работы было проведено исследование и сделан вывод о победе добра над злом при соблюдении некоторых условий, правил. Участники проекта не только озвучивали материал его презентации, но и самостоятельно разрабатывали гипотезы, возможные варианты решения проблемы, подготавливали рисунки для иллюстрации слайдов, создавали рифмованные тексты. Можно отметить, что вся работа проходила в сотворчестве и сотрудничестве детей и взрослых. Мультимедийные презентации являются не только результатом деятельности группы, но и источником информации для детей других групп.
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практикоореентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Литература:
1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. - № 2. - C. 16-20.
2. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.
4. Н.Королёва, С.Петрова. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада. Ж. «Дошкольное воспитание». 2010,№ 6, № 12.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
Жусова Елена Викторовна
Аннотация
В статье рассматривается опыт использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях проектной деятельности ДОУ.
Современные условия образования характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к организации всего воспитательно-образовательного процесса. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в ДОУ.
В рамках данного вопроса педагогами ДОУ используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:
- постановка конкретных целей и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- выделение проблемных вопросов;
- поиск нужной информации в разных источниках;
- проведение исследования;
- презентации результатов своей деятельности;
- практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.
Нам показался интересным опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога и детей над определенной практической проблемой и на социализацию дошкольников, приобретение социального опыта, традиций, истории, культуры народа. Следует также отметить и влияние деятельностного подхода на развитие детей дошкольного возраста, который обеспечивает проект, т.к. ребенок не может отвлеченно рассуждать, а познает действительность в практической деятельности.
В проектно-исследовательскую деятельность вовлекаются дети, уже начиная со среднего возраста.
- Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте, выполняя действия по предложению взрослого или путём подражания ему.
- В старшей группе (дети 5–6 лет) согласовывают действия, оказывают друг другу помощь, принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
- В подготовительной группе для детей 6–7 лет взрослые поддерживают их творческую активность, создают условия для самостоятельного определения цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Проектно-исследовательская деятельность строится по этапам:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), исходя из интересов детей;
- организация деятельности (вовлечение дошкольников в решение проблемы);
- осуществление деятельности по поиску информации из разных источников с привлечением родителей. Воспитатель контролирует деятельность, консультирует, дает знания (активно используется компьютер как источник информации);
- объединение содержания образования на основе интеграции различных видов детской деятельности (поиск и предложение возможных вариантов решения);
- подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности, в изготовлении которого принимают участие дети.
Заканчивается работа над проектом мультимедийной презентацией.
Использование информационных технологий при разработке проектов позволяет педагогам решать проблему социализации дошкольников на основе интеграции образовательных областей, т.к. такая работа дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение. В рамках данного вопроса педагогами ДОУ разрабатываются разнообразные по своей направленности и длительности проекты.
Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных технологий, основывается на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности. Использование современных технологий направлено в первую очередь на решение воспитательных задач, приоритетными среди которых являются безопасность жизни деятельности, нравственное и патриотическое воспитание.
Так, проект «Огонь друг или враг», который явился первым опытом работы с детьми средней группы, направлен на формирование норм безопасного поведения с огнем. Сегодня являются актуальными проблемы и беды детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно было исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить детей, как избежать. В процессе работы над проектом был решен целый ряд воспитательно-образовательных задач: формирование знаний о пользе огня для человека, закрепление знаний детей о неосторожном обращении с огнем. Знания приобретались детьми в процессе различных видов деятельности с опорой на возможности компьтерной техники (использование наглядности, звукового фона). При изучении этой проблемы, дети в ходе исследования узнали, как обращаться с огнём, чтобы он приносил пользу, что нельзя допускать ошибок и шалостей, иначе огонь будет опасным и коварным врагом. В основу презентации проекта легли рисунки совместной деятельности детей и родителей, при работе над презентацией воспитанники группы принимали участие в ее озвучивании (пересказ сказки «Огонь друг или враг?»).
Опыт исследовательской деятельности воспитанников старшей группы был представлен в проекте «Я помню, я горжусь», направленном на исследование единения поколений. Данный проект был разработан при изучении темы ВОВ. Проблема была взята из реальной жизни, имела самое близкое отношение к каждой семье, решение ее требовало от ребенка познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагогами была выбрана форма проекта, практически и познавательно значимого для всех его участников. В работе над проектом была выдержана логическая последовательность, дети постепенно собирали информацию, подтверждающую выдвинутую гипотезу проекта. В основу проекта лег документальный материал семейного архива одной из воспитанниц группы, что дало ощущение личной сопричастности вопросу исследования. В качестве завершающего этапа была подготовлена презентация творческого проекта, что позволило детям показать свою работу и свои знания не только друг другу, но и воспитанникам ДОУ, и своим родителям. Работая над темой проекта, благодаря собранному документальному материалу (фотографии, письма), проведенным детьми интервью с членами семей, художественным текстам о ВОВ и использованию информационных технологий дети смогли стать «участниками» тех далеких событий, что способствовало формированию у них чувства исторической сопричастности Родине, своей семье, восстановление утраченных связей между поколениями, убеждения о недопустимости повторения войны. В работе над мультимедийной презентацией проекта дети старшей группы также участвовали в его озвучивании. Презентация проекта проходила во время празднования Победы в ВОВ и может быть использована на подобных мероприятиях в дальнейшем.
Проект «Что есть на свете доброта», представляющий собой опыт исследовательской деятельности детей подготовительной группы, направлен на создание норм и правил, имеющих под собой нравственную основу; развитие критического мышления и приобретение необходимых навыков поведения. Исследуя данную проблему, перед детьми была поставлена задача изучения актуального нравственного вопроса победы добра над злом. В основу исследования лег материал русских народных сказок, который дает возможность ребенку определить категории добра и зла, охарактеризовать поступки героев, проанализировать причинно-следственные связи. Содержательная часть проекта была основана на различных формах деятельности детей, что позволило раскрыть их творческий потенциал. В процессе работы над этим проектом педагог выступал в роли консультанта по поиску и обработке информации, помощника в выполнении заданий. В ходе данной работы было проведено исследование и сделан вывод о победе добра над злом при соблюдении некоторых условий, правил. Участники проекта не только озвучивали материал его презентации, но и самостоятельно разрабатывали гипотезы, возможные варианты решения проблемы, подготавливали рисунки для иллюстрации слайдов, создавали рифмованные тексты. Можно отметить, что вся работа проходила в сотворчестве и сотрудничестве детей и взрослых. Мультимедийные презентации являются не только результатом деятельности группы, но и источником информации для детей других групп.
Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практикоореентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Литература:
1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. - № 2. - C. 16-20.
2. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.
4. Н.Королёва, С.Петрова. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада. Ж. «Дошкольное воспитание». 2010,№ 6, № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи
Об использовании ИКТ в работе с дошкольниками...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности ДОУ»
Использование информационных технологий при разработке проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки,...
«Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»
Использование образовательной платформы Сферум в детском саду....