Программа дополнительной деятельности "Путешествие в компьютерную страну"
компьютерная программа (информатика, подготовительная группа) по теме
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ-д/с "Берёзка"
р.п.Лысые Горы
«Принята» «Утверждено»
на педсовете Заведующая МБДОУ - д/с «Берёзка»
МБДОУ - д/с «Берёзка» Нефёдова Н.В. ____________
Протокол № 1 от 30.08.2013г. Приказ № 77 от 30.08.2013г.
«Путешествие
в компьютерную
страну»
(срок реализации 1 год)
Возраст детей с 6 до 7 лет
Количество детей 6 человек
Руководитель: Тютьманова А.А., воспитатель МБДОУ-д/с "Берёзка",
первая квалификационная категория
Саратовская область, р.п.Лысые Горы
2013 год
Овладевать знаниями надо в детстве,
ибо то, что будет запечатлено в раннем возрасте
останется в памяти навсегда»
1. Пояснительная записка
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.
Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.
Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Рекомендуемая схема организации деятельности по реализации программы:
В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре. Затруднение в игровой ситуации. В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
Повторение и развивающие задания. Проводятся при наличии свободного времени.
*Итог занятия.
Дети фиксируют в речи, что нового узнали;
Примечание. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Целью программы «Путешествие в компьютерную страну» является обучение детей компьютерной грамотности.
Задачи:
Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
*познакомить с историей ЭВМ;
*познакомить с назначением ЭВМ;
*познакомить с устройством ЭВМ.
Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
*познакомить с манипулятором "Мышь"
*познакомить с клавиатурой;
Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
Актуальность
"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства В.В. Путин.
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерную страну» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Новизна
Новизна программы «Путешествие в компьютерную страну» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Программа использует современные компьютерные программы:
«Компьютер для дошкольника»(2008г. «Одиссей»),
«ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
Tux Paint(2007г. компания «медиаХауз») входит в комплект образовательной системы «Школа 2100»;
«Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
Концепция:
Программа разработана на основе исследовании ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им .Ломоносова., НИИ общей и педагогической психологии Педагогического института РАО и независимой Ассоциации «Компьютер и детство», а так же с учетом опыта создания информационной компьютерной среды в прогимназии №18 «Родничок» и в рамках реализации муниципальной программы «Компьютеризация в образовании».
Идея концепции заключается в формировании системы знаний и умений при работе с современными технологиями, в обеспечении развития личности ребенка. В центре образовательного процесса – взаимодействие преподавания и учения, деятельность, как педагога, так и ребенка.
Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский).
Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие способностей личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно - практическую сферы.
Основные принципы концепции:
Высокий, но посильный уровень трудности.
Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.
Содержание
Программа разработана и рекомендуется к реализации:
в рамках программы «Детство» В.И. Логиновой;
в соответствии с Временными (примерных) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении;
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Коли-чество занятий | Часы (мин) | |
Теория | Практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Изучение методической литературы. Мониторинг. Знакомство с компьютером. Правила работы за компьютером и техника безопасности. Устройство компьютера. Знакомство с рабочим столом. Мышь и её устройство. Знакомство с клавиатурой. Знакомство с программами. Знакомство с файлами и папками. Тестовое занятие "Компьютер - что это?". | 4 4 4 4 3 4 4 5 3 1 | 2 ч. 20 мин. 20 мин. 20 мин. 15 мин. 20 мин. 20 мин. 25 мин. 15 мин. 5 мин. | - 1 ч. 40 мин. 1 ч. 40 мин. 1 ч. 40 мин. 1 ч. 15 мин. 1 ч. 40 мин. 1 ч. 40 мин. 2 ч. 05 мин. 1 ч. 15 мин. 25 мин. |
ИТОГО: | 36 | 4 ч. 40 мин. | 13 ч. 20 мин. |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь 9, 15, 23, 29 | Знакомство с компьютером. | Продолжать знакомство с компьютером, его свойствами, назначением. Познакомить с историей возникновения. |
Ноябрь 6, 12, 20, 26 | Правила работы за компьютером и техника безопасности. | Закрепить правила работы за компьютером, технику безопасности работы с компьютером и гимнастку для глаз. |
Декабрь 4, 10, 18, 24 | Устройство компьютера. | Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации. |
Январь 15, 21, 29 | Знакомство с рабочим столом. | Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол» |
Февраль 4, 12, 18, 26 | Мышь и её устройство. | Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элементы с помощью мыши |
Март 4, 12, 18, 26 | Знакомство с клавиатурой | Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками |
Апрель 1, 9, 15, 23, 29 | Знакомство с программами | Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ |
Май 7, 13, 21 | Знакомство с файлами и папками | Дать понятие «папка»,"файл", учить различать их ярлыки |
Май 27 | Тестовое занятие «Компьютер – что это?» | Выявить уровень знаний и умений |
Список литературы:
Шиганова И.Н. Авторская программа обучения детей старшего дошкольного возраста компьютерной грамотности "Путешествие в компьютерную страну".
Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru
«Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
«Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»
Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
Симонович С.В. "Компьютер для детей. Моя первая информатика" - Москва: "АСТ - ПРЕСС ШКОЛА", 2005г. - 80 с.: цв. ил.
5. Заключение
Программа «Путешествие в компьютерную страну» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.
Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)
Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера....
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...
Программа дополнительного образования " Путешествие в страну этикета"
Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстник...
Программа дополнительного образования "Путешествие в страну палочек и блоков"
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенн...
Итоговое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования «Азбука безопасности» «Страна Светофория!»
Цель: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте, развивать мышление, внимательность. Задачи: Образовательные:Зак...
Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»
Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖОК «Волшебная страна шахмат» на 2023-2024 учебный год
В рабочую программу включены возрастные особенности обучающихся, перспективный план кружка, диагностический инструментарий уровня сформированности способности действовать "в уме" детей от 4 ...