Информатика в играх и задачах
рабочая программа по информатике (подготовительная группа) на тему
программа для детей старшего дошкольного возраста по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyuternaya_dlya_doshkolnikov.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей №467
СОГЛАСОВАНО Заместитель заведующего по ВМР ______________ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий _______________ Протокол заседания Педагогического совета №___ от «____» _____2012 г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Информатика в играх и задачах»
Разработала:
Старший воспитатель
Кирдяшкина Елена Геннадьевна
Нижний Новгород
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи
3. Ожидаемые результаты
4. Тематическое планирование
5. Содержание программы
6. Формы и методы контроля
7. Методическое обеспечение
8. Литература
Пояснительная записка
Актуальность образовательной программы. В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе. Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере (с конкретными прикладными программами) можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.
Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике». Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера.
Идеология программы может быть сформулирована так: формирование умения строить информационные логические модели, развитие умения рассуждать строго и логически, а также развитие фантазии и творческого изображения.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей предпосылки учебной деятельности, развитие внимания, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать) и способы ее достижения (как делать).
Задачи программы:
- учить выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- учить сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- учить расставлять события в правильной последовательности;
- учить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
- учить находить ошибки в неправильной последовательности действий;
- знакомить с истинными и ложными высказываниями;
- учить формулировать отрицание по аналогии;
- знакомить с логической операцией «И»;
- учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
- учить проводить аналогию между разными предметами;
- учить переносить свойства одних предметов на другие.
В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:
- формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
- формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы: математика и логика, познавательное развитие, художественно - эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности;
- развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Тематическое планирование по разделу “Информатика”
№ | Месяц | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
теория | практика |
1 | Октябрь | 1-2 | Выделение признаков предмета | 2 | 1 |
2 | 3-5 | Формирование понятия «функция» | 2 | 0 |
3 | Ноябрь | 6-8 | Сравнение признаков | 2 | 0 |
4 | 9 | Формирование понятий «часть-целое» | 1 | 1 |
5 | 10-11 | Разбиение группы на подгруппы | 2 | 0 |
6 | Декабрь | 12 | Выделение подгруппы в группе | 1 | 0 |
7 | 13-14 | Соотнесение элементов двух групп между собой | 2 | 1 |
8 | 15 | Упорядочение предметов | 1 | 0 |
9 | Январь | 16-17 | Закономерность в расположении предметов | 2 | 1 |
10 | 18-19 | Последовательность событий | 2 | 0 |
11 | Февраль | 20 | Разбиение действий на этапы | 1 | 0 |
12 | 21-23 | Формирование понятия «алгоритм» | 2 | 1 |
13 | 24-25 | Кодирование действий условными знаками | 2 | 0 |
14 | Март | 26 | Формирование понятия «логическая операция «И» | 1 | 0 |
15 | 27 | Формирование понятий «истинное и ложное высказывание» | 1 | 1 |
16 | 28-29 | Формирование понятия «отрицание» | 2 | 1 |
17 | Апрель | 30 | Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками | 1 | 1 |
18 | 31 | Задачи на смекалку | 1 | 0 |
19 | 32 | Развитие творческого изображения | 1 | 1 |
20 | Май | Повторение. Подведение итогов. Мониторинг | 2 | 2 |
Содержание деятельности
По этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров – занятия проходят и по рабочим тетрадям, возможны индивидуальные занятия на компьютере.
Программа дошкольного курса информатики включает в себя:
Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества (группы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Подмножества (подгруппы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у заданных предметов.
Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.
Элементы логики. Истинные и ложные высказывания (правда и неправда). Отрицания (слова и фразы «наоборот», «не»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение позитивных и негативных сторон одних и тех же свойств предметов.
Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю для старшей группы и подготовительной группы с использованием тетради А. В. Горячева и по возможности индивидуальные занятия 1 раз в неделю с использованием компьютера. Всего по курсу 32 занятия. Продолжительность занятий – 25 минут (старшая группа) и 30 минут (подготовительная группа). Время работы детей за компьютерами (если используются) – 10 минут (старшая группа) и 15 минут (подготовительная группа).
Формы и методы контроля
Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
декабрь | Умение выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами; разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы), характеризующиеся заданным свойством; умение сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
март | Умение расставлять события в правильной последовательности; выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; умение применять какое-либо действие по отношению к разным предметам; | Тематический персональный | Наблюдение Анализ Практическое задание |
май | Умение приводить примеры истинных и ложных высказываний («правда» и «неправда»); умение находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот») | Тематический персональный | Анализ занятий |
Методическое обеспечение
На занятиях используется следующие методическое обеспечение:
- Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.;
- Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Ноутбук для индивидуальной работы дошкольников
Литература
- Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
- Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
- Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
- Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
- Компьютерные обучающие программы
- Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
- Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
- Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
- “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
- Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи
Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в ...
Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)
Игра для ребенка, это освоение им, его окружающей действительности. Именно играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....
игры - смекалки, задачи с геометрическим содержанием, загадки
В общении с ребенком необходимо показывать различные параметры величины и относительность признаков, обогащать словарь (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий), пока...
Интерактивная игра "Занимательные задачи"
https://yadi.sk/d/3ejgHjfDoj57z...
Интерактивная игра по информатике "Своя игра"
Интерактивная игра по информатике "Своя игра"...
Деловая игра «Интеграция задач физического развития дошкольников с задачами формирования у них навыков безопасного поведения»
Цель: Познакомить педагогов с формами, методами и приемами работы дошкольного учреждения в области интеграции задач физического развития дошкольников с задачами формирования у них навыков безопасного ...
23.09.2022 Информатика через игру
23.09.2022 Информатика через игру...