Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».
план-конспект занятия по художественной литературе

Корнева Юлия Фуатовна

Цель и задачи:

1.      Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов.

2.      Повторение стихов об осени великих русских поэтов.

3.      Стимулирование памяти и мышления детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью»

Предварительная работа:

1) Сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников. Повторение стихов об осени АС. Пушкина, Ф.И. Тютчева, АН. Плещеева, А.К. Толстого, С. А. Енина.

2) Наблюдение примет осени в природе.

Рассматривание осенних пейзажей И.И. Шишкина, И.С. Остроухова, И.И. Левитана.

3) Слушание фрагментов из цикла «.Времена года» П.И. Чайковского. Лексико-грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных лов, синонимов и антонимов (по теме «Осень»).

Оборудование:

1.        Магнитофонная запись фрагментов из «Времен года» П.И. Чайковского, а также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев).

2.        Репродукции картин «Золотая осень» И.И. Левитана и И.С. Остроухова, «Рожь» И.И. Шишкина.

3.        Сказочные персонажи: «Осень» (логопед), Туча», «Ветер», «Дождь» (дети) с эмблемами на груди.

4.        Корзина с дарами осени.

5.        Волшебный сундучок с фишками (200 цветных кружков), призами (по количеству детей в группе), вопросами и заданиями для викторины.

6.        Листы бумаги (ватман) в форме круга диаметром 10 см и цветные карандаши (у каждого ребенка на столе).

План проведения викторины:

Столы, по количеству детей в группе.

I. Вводная часть

Дети вместе с родителя сидят за «семейными»столами.

Звучит фрагмент из цикла «Времена года» Чайковского.

Появляется «Осень» со своими спутниками «Ветром», «Тучей», «Дождем».

Осень предлагает отгадать, кто они такие.

Загадываются загадки из пособия В.И. Мирясовой, и С.В. Коноваленко «Родная природа в стихах и загадках». М., «Гном - Пресс»,1999.

 

Время года отгадай

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

 

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает?

(Ветер)

 

Что за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От неё подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее.

(Туча)

 

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал —

Всех под зонтики загнал. (Дождь)

 

«Осень» сообщает, что пришла в последний день попрощаться с детьми и родителями, пришла не с пустыми руками, а принесла с собой:

1) дары осени («Отгадаете, какие — получите фишки»),

2) и еще разные игры и призы победителям. (Показывает волшебный сундучок, оповещает о начале викторины и приглашает участвовать детей и родителей).

II. Вопросы к викторине:

1) Послушайте и отгадайте, что это звучит.

Включает запись голосов природы: шум, завывание ветра, шелест падающих листьев, шум дождя (отгадавшим дает по одной фишке).

2)Назовите картины и фамилии художников, написавших эти замечательные картины.

(Выставляет«Золотую осень» И.С. Остроухова, «Золотую осень» И.И. Левитана, «Рожь» И.И. Шишкина) (по2фишки)

3)Почему это мои любимые картины?(1 фишка)

4)Кто знает, музыка какого великого русского композитора звучала в начале занятия?(1 фишка)

5)Почему именно эта музыка прозвучала у нас сегодня?(1 фишка)

6)Каких вы знаете великих русских поэтов, написавших стихи об осени? Назовите фамилию, имя и отчество поэта и первую строчку стихотворения.(по 2 фишки)

7)Узнайте (отгадайте), из какого стихотворения об осени отрывок. Кто написал это стихотворение?(по 3 фишки)

 

«... И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы».

(А С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..)

«... Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...»

(А С. Пушкин. Уж небо осенью дышало...)

«... И глядят уныло голые кусты...»

(А.Н. Плещеев. Осень наступила...)

«... Листья пожелтелые по ветру летят...»

(А К. Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...)

«... Колесом за сини горы солнце тихое скатилось...»

(С.А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы...)

«... Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась...»

(А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышало...)

«... Туча небо кроет, Солнце не блестит...»

(А.Н. Плещеев. Осень наступила...)

«... Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось».

(С.А. Есенин. Нивы сжаты, рощи голы...)

«... Лишь вдали красуются там, на дне долин...»

(А. К. Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...)

 

8)Какие вы знаете стихи о ранней осени? Прочитайте наизусть и назовите фамилию, имя и отчество поэта. (по 2 фишки)

9)Какие приметы ранней осени в этих стихотворениях? (2 фишки)

10)Вспомните стихи о поздней осени. Назовите поэта и прочитайте наизусть. (по 2 фишки)

11)Назовите приметы поздней осени в стихах АС. Пушкина и С. А. Есенина. (2 фишки)

12)Каких вы знаете перелетных птиц? (по 1 фишке)

13)Почему они улетают на юг? (1 фишка)

14)Как летят перелетные птицы в жаркие страны? (1 фишка)

III. Назовите родственные слова

журавль — аист — лебедь — соловей — кукушка — (сколько слов, столько фишек)

IV. Играем в игру «эхо» — я называю признак, а вы предметы

Образец: осенний, -яя, -ее, -ие — осенний лес, осенняя погода, осеннее небо; журавлиный, -вя, -ое, -ые — лебединый, -ая, -ое, -ые — (сколько предметов, столько фишек).

V. Играем в игру «Скажи иначе»

1.        Осень Дети

2.        Осенью небо серое — темное, хмурое, пасмурное

3.        Осенью деревья нагие —голые, обнаженные

4.        Осенью цветы высохли —завяли

5.        Осенью птицы улетают—караваном, косяком, стаями, клином

6.        Осенью птицам не хватает еды— пищи, корма, пропитания.

7.        0сенью путь на юг долгий — Длинный, длительный, продолжительный (по 1 фишке)

 

VI. Игра «Узнай на вкус»

Осень» предлагает узнать свои дары (овощи, фрукты) на вкус с закрытыми (завязанными) глазами.

(по 1 фишке)

VII.Соревнование «Найди и съешь фрукт»

(У участников завязаны глаза, фрукты висят на ниточках).

(по 1 фишке)

VIII.Придумайте и нарисуйте на круге цветными карандашами эмблему осени (совместно с родителями)

Подведение итогов 

Заключительное слово «Осени». Вот и пришла пора расставаться. Заканчивается последний осенний месяц. Какой это месяц? Заканчивается и последний день ноября. Какое сегодня число? Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно и красиво говорить, были активными. Вы выразительно читали наизусть стихи об осени. Вы знаете великих русских поэтов и художников. Вы все победили в викторине. У вас у всех много фишек. Я дарю их вам и вручаю всем призы победителей викторины. До свидания, ребята, до будущей осени!

Дети прощаются с Осенью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.

Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации  «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...

Литературно-художественная викторина с элеметами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».Цель: 1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родстве...

Методическая разработка "Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему "Прощание с осенью"

Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов....

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью».

Литературно-художественная викторина проводилась в итоге  изучения лексических тем 1 периода с воспитанниками подготовительной группы. Была проведена предварительная работа с детьми по изучению л...

Учебно-методическое пособие. Вид: дидактическая игра-викторина с элементами драматизации «Школа капитана Врунгеля»

Учебно-методическое пособие. Вид: дидактическая  игра-викторина с элементами драматизации «Школа капитана Врунгеля»Однажды нам с ребятами пришла в голову мысль побыть настоящими моряк...

Конспект ООД по экологии с элементами драматизации на тему: « Путешествие в сказочный лес »

Конспект ООД по экологии с элементами драматизации на тему: « Путешествие в сказочный лес »...