«Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников 4-5 лет»
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Роль художественной литературы
в речевом развитии дошкольников 4-5 лет»
Набиуллина А.Р.
Воспитатель МАДОУ детский сад № 4
Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
И проблема приобщения дошкольников к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников: телевидение, Интернет, гаджеты. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Фольклор так же имеет огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
А сейчас, хотелось бы подобнее рассказать о нашей систематической работе по данной теме.
Приобщение к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-пространственной развивающей среды. Книжный центр привлекает интерес и внимание дошкольников, располагает ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой, ведь в нем он должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
Красочно оформлена зона по ознакомлению с родным краем. Здесь можно познакомиться с культурой, традициями и обычаями татарского, башкирского, русского народов. В этом уголке подобрана вся необходимая литература, справочники, альбомы, имеются предметы старины, карты.
А также в группе организована театральная зона, где можно попробовать себя в том или ином образе, совершенствуя при этом художественно-речевые, исполнительские навыки. В нашем саду есть традиция проводить «Театральные пятницы». Здесь работа ведется в 3 этапа:
I этап – идет знакомство с художественным текстом;
II этап – идет работа над образом героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся не сложные атрибуты, костюмы, декорации, маски – шапочки;
III этап – показ подготовленной инсценировки.
Традиционно в марте проходит театральный фестиваль «Что за прелесть эти сказки».
В связи с эпидемиологической обстановкой в стране выступления записываем на видео и выкладываем для родителей в социальной сети ВК.
Данная традиция способствует нравственному воспитанию, создает условия для развития у ребят эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Кроме этого, работая в соответствии с комплексно-тематическим планированием каждую неделю оформляются «Тематические полочки». Подбирается необходимая художественная, познавательная литература, картинки, атрибуты. С детьми разучиваем стихи, читаем произведения по теме недели. А также вместе с воспитанниками создаем рукописные книги, где они сами сочиняют, придумывают рассказы. Для родителей готовим консультации, подборку игр, рекомендации по чтению художественной литературы по данной теме.
В рамках приобщения к художественной литературе в нашем детском саду проводятся различные смотры-конкурсы «Книги своими руками». Книги создаются совместно с родителями, где проявляют творчество и фантазию. Традицией стало создание книг в подарок Деду Морозу. Составление книг с рассказами о маме и папе к праздникам 8 марта и 23 февраля. В этом году к Юбилею детского сада родители совместно с детьми составляли рассказы о детском саде, и затем мы создали книгу «Наш любимый детский сад». В процессе создания книги дошкольники знакомятся с составными частями книги: обложкой, страницей, текстом, иллюстрацией.
А также, традицией стало проводить литературные конкурсы, приуроченные к юбилею писателей. В конкурсе могут участвовать и дети, и родители.
Таким образом, роль художественной литературы в речевом развитии неоценима. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного литературного языка.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников
Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением...
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников
Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....
Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».
Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...
консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...