Роль художественной литературы в театрализованной деятельности дошкольников.
статья

Алмазова Екатерина Игоревна

 

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка

                    

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

 

3 слайд (фото детей)

Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы  используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль художественной литературы в театрализованной деятельности.

Слайд 2

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познаёт окружающее….. О.П. Радынова . Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Слайд 3

Уголок чтения

Слайд 5

Театральный уголок

Слайд 17

Виды театрализованных игр:

Слайд 18

Задачи в образовательных областях по ФГОС ДО В области речевого развития театрализованная деятельность способствует : • развитию монологической и диалогической речи; • обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ; • овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

Слайд 19

В области художественно-эстетического развития театрализованная деятельность способствует: • приобщению к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; • развитие воображения; • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; • создание выразительного художественного образа; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 20

« Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» В. А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

 Роль художественной литературы  в театрализованной деятельности дошкольников.

2слайд

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

3 слайд (фото детей)

Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы  используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, или фольклорного произведения.  Участие в игре, которая имеет коллективный характер, и создает  условия для развития чувства партнерства, а так же является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Помимо этого она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

4 слайд

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

  1. Режиссерские
  2. Игры-драматизации

Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт нам возможность  успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, или их заместители. А ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и т.д. В этих играх ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.

Таким образом, виды театрализованных игр в процессе изучения литературных произведений многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

 Так же важную роль имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом изображать  прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). 

5 слайд

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

В области речевого развития театрализованная деятельность способствует:

•        развитию монологической и диалогической речи;

•        обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

•        овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

В области художественно-эстетического развития театрализованная деятельность способствует:

 •        приобщению к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

•        развитие воображения;

•        приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

•        создание выразительного художественного образа;

•        формирование элементарных представлений о видах искусства;

•        реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

                                                                                       

                                                               В. А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....

Роль художественной литературы в жизни дошкольника.

Конспекты интегрированнойнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с художественной литературой для детей 2-ой младшей и средней групп по произведениям Корнея Ивановича Чуковского...

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».

Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....

Сообщение для родительского собрания: Тема: «Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»

Сообщение для родительского собрания:Тема:«Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»...

Доклад на родительском собрании "Роль художественной литературы в воспитании дошкольников"

Влияние художественной литературы на развитие и обогащение речи ребенка....

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...