Реферат: "Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»
Реферат
на тему:
«Роль художественной литературы
в речевом развитии дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
подготовительной
группы
Сусликова Л.Н.
п.Поныри
2018г.
«Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учетом возрастных особенностей детей.
В работе с детьми по речевому развитию особое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Из книг ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, речевого общения,эмоций. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому его нужно преподносить детям как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время; эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным.
Еще один важный фактор успешного речевого развития детей – это работа с родителями. Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Работа с родителями проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых в Д О У мероприятиях. Художественная литература всегда была и остается основным источником формирования правильно развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список использованной литературы:
1. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…» – М.: Просвещение, 1999.
2. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. М., Мозаика – синтез, 2006
3. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа»,
4.Ушакова О.С, Гавриш Н.Н. «Знакомим дошкольников с литературой» М., Творческий центр «Сфера»М., 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...
Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ). Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....
Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы...
Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».
Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....
Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.
Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем....
Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Художественная литература играет большую роль в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании....