Реферат: "Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Сусликова Лилия Николаевна

Реферат по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_rech_razv_2019g.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Реферат

на тему:

«Роль художественной литературы

в речевом развитии дошкольников»

                                                                                               

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              воспитатель

                                                                                              подготовительной

                                                                                              группы                                          

                                                                                                Сусликова Л.Н.

                                                                                              

п.Поныри

2018г.

 «Роль художественной литературы  в речевом развитии дошкольников»

      Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учетом возрастных особенностей детей.

      В работе с детьми по речевому развитию особое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Из книг ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

      С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, речевого общения,эмоций.  Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому его нужно преподносить детям как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. 
      Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.  В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

    В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.    Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

   Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

      Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

      В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время; эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным. 
     Еще один важный фактор успешного речевого развития детей – это работа с родителями. Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Работа с родителями проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых в Д О У мероприятиях. 
Художественная литература всегда была и остается основным источником формирования правильно развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список использованной литературы:

1. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…»  – М.: Просвещение, 1999.

2. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.  М., Мозаика – синтез, 2006

3. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа»,

4.Ушакова О.С, Гавриш Н.Н. «Знакомим дошкольников с литературой» М., Творческий центр «Сфера»М.,  2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ).  Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....

Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы...

Консультация «Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников».

Автором разработан методический материал по теме: "Влияние текстов художественной литературы на речевое развитие дошкольников" в помощь педагогам....

Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников.

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем....

Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Художественная литература играет большую роль в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании....