Программа дополнительного образования
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma.docx | 97.18 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТБИЛИССКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 16 «ПЕТУШОК»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МАДОУ ЦРР-
от «__»_________2023 г. д/с № 16 «Петушок»
Протокол № 1 _________ Т.И. Яценко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год: 20 ч.
Возрастная категория: 5 – 6 лет
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на платной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:_________
Автор – составитель:
Базавлуцкая А.С.
Воспитатель
МАДОУ ЦРР
д/с №16 «Петушок»
ст. Тбилисская, 2024 г.
Содержание
1 | Титульный лист программы. |
1.1 | Паспорт программы. |
1.2 | Введение, нормативно-правовая база. |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». | |
2 | Пояснительная записка программы: |
2.1 | Направленность. |
2.2 | Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. |
2.3 | Формы обучения. |
2.4 | Режим занятий. |
2.5 | Особенности организации образовательного процесса. |
3. | Цель и задачи программы. |
4. | Учебный план. |
5. | Содержание программы. |
6. | Планируемые результаты. |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий». | |
7. | Календарный учебный график. |
8. | Раздел программы «Воспитание». |
9. | Условия реализации программы. |
10. | Оценочные материалы. |
11. | Методические материалы. |
Список литературы. |
ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Раннее приобщение к ручному труду» художественно-эстетической направленности
Наименование муниципалитета | муниципальное образование Тбилисский район |
Наименование организации, ФИО руководителя, контактные данные | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №16 «Петушок», Яценко Татьяна Ивановна, 88615823848 |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» |
Механизм финансирования | Программа реализуется на платной основе |
ФИО автора (составителя) программы | Базавлуцкая Анна Сергеевна |
Краткое описание программы | Программа позволяет обогатить чувственную сферу восприятия, способствуют расширению диапазона понимания эмоциональных состояний у окружающих и своих. |
Форма обучения | очная |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения (объем) | 1 г. – 20 ч. |
Возрастная категория | 5 – 6 лет |
Цель программы | развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений, расширение кругозора. |
Задачи программы | Предметные: Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Знакомить с приемами вождения различных кукол (поэтапно). Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения) Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Метапредметные: Развить у детей: артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Развить интерес к различным видам театра. Личностные: Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления. |
Ожидаемые результаты | Предметные:
Метапредметные: Ребята имеют представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре; - имеют навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях; - знают основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.); Личностные: - уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами; - уметь свободно ориентироваться на сценической площадке; - уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями; - уметь сочинять этюды по сказкам. - могут применять полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боятся высказать свое мнение. |
Особые условия (доступность для детей ОВЗ) | Программа не предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
Возможность реализации в сетевой форме | Не возможна реализация программы в форме сетевого взаимодействия |
Материально – техническая база | Театрализованная студия разделяет кабинет на две части занавесом: сцену и включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение:
2 четырехместных детских стола; 1 маленький столик для демонстрационного материала; 10 стульев (детских); 1 взрослый стул; 1 письменный стол; 3 шкафа с полками; Зеркало; 2 полочки со стойками для кукольного театра (бибабо); угловой шкаф; детский диванчик; 1 ширма театральная; 1 ширма для теневого театра; сундук; ширма-тантамарески по сказке «Кот, петух и лиса», шкаф с полочками (маленькая). Имеется костюмерная с различными взрослыми и детскими костюмами. |
1.2. Введение
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
Данная общеобразовательная программа разработана на основе нормативных документов:
- Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Национальный проект «Образование» (2019-2024).
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (2019-2024).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года
№ 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны, письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. №АБ-3935/06.
- Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие / И.А. Рыбалёва. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2019
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «Петушок» муниципального образования Тбилисский район № 521от 19.06.2020 года.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».
- Пояснительная записка.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
2.1. Направленность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е., способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна заключается в программе систематизирующих средств и методов театрально-игровой деятельности, обоснованным использованием разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Актуальность программы.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их индивидуальные способности, физические и нравственные качества, а так же повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.
Программа педагогически целесообразна, так как опирается на методику и организацию театрализованной деятельности дошкольников Э.Г Чуриловой; методическое пособие для преподавателей «Сценарии театральных кукольных занятий» Н.Ф Сорокиной, авторами рекомендованы специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков.
Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в развитии творческих способностей театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность образовательной программы «Театрализованная деятельность для дошкольников» состоит в том, что каждый ребенок овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.
Одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникаю щие противоречия в общении.
Отличительные особенности:
Данная дополнительная общеразвивающая программа отличается от других тем, что созданы условия для проведения театрализованной деятельности в ДОУ. Имеется театральная студия, которая оснащена необходимым оборудованием.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР – д/с №16 «Петушок».
Уровень программы, объемы и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Объем реализации образовательной программы – 48 часов.
Продолжительность реализации образовательной программы – 12 месяцев
2.3. Формы обучения: групповая форма организации обучения.
2.4. Режим занятия:
1 раз в неделю. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и с последующим обучением. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Возрастная группа | Количество занятий | Продолжительность занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | ||
Дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет | 1 | 4 | 50 | 25 минут |
2.5. Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. Время проведения занятий в старшей группе 25 минут.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, которые организуются совместно со взрослыми, или самостоятельно детьми, содержащих элементы самых различных видов творчества.
В данной деятельности действия не даются в готовом виде, так как литературное произведение лишь подсказывает их, но воссоздание происходит с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимая их от старших.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие этих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Поэтому, при грамотной организации и использовании ряда условий данная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую личность, развить его творческие способности:
- умение замечать в окружающем мире интересные идеи;
- умение воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа;
- развитие творческого воображения, ассоциативного мышления;
- умение видеть необычные моменты в обыденном
- Цель и задачи программы.
Цель: развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений, расширение кругозора.
Задачи:
Предметные:
- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Знакомить с приемами вождения различных кукол (поэтапно). Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения)
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Метапредметные:
- Развить у детей: артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Развить интерес к различным видам театра.
Личностные:
- Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления.
- Учебный план и содержание образовательной программы
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В гостях у сказки» 5-6 лет
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | «Знакомство с театром» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
2 | «Знакомство с драматическим театром и масками» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
3 | «Знакомство с драматическим театром и этюдами» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
4 | «Знакомство с перчаточной куклой» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
5 | «Знакомство с кукольным театром» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
6 | «Искусство быть разным» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
7 | «Веселые артисты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
8 | «Попробуем измениться» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
9 | «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
10 | «Давайте поиграем» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
11 | «Одну простую сказку хотим мы показать» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
12 | «Постучимся в теремок» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
13 | Работа над постановкой музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
14 | Постановка сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
15 | «Играем пальчиками» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
16 | «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
17 | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
18 | «Учимся говорить по-разному» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
19 | «Учимся четко говорить» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
20 | «Раз, два, три, четыре, пять - стилей мы будем сочинять» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
21 | «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
22 | «Рассказываем про любимые игры и сказки» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
23 | «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
24 | «Сочиняем новую сказку» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
25 | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
26 | «Наши эмоции» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
27 | «Изображение различных эмоций» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
28 | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
29 | «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
30 | «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
31 | «Друг всегда, придет на помощь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
32 | «Слава, слава Айболиту, слава всем друзьям!» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
33 | «Когда, страшно, видится то, чего и нет» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
34 | «Каждому страх большим кажется» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
35 | «Преодолеем страх» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
36 | «У страха глаза, велики» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
37 | «Если с другом ты поссорился…» | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
38 | «Викторина «Мы любим сказки» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
39 | Театральные профессии. Выдающиеся актеры. | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
40 | Театральное искусство России. | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
41 | Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
42 | Словесные игры | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
43 | Знакомство со сценарием сказки в стихах | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
44 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
45 | Развитие воображения и умения работать в маске | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
46 | Работа над образом сказки «О рыбаке и рыбке» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
47 | Изготовление масок зверей | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
48 | Составление небольшого рассказа «Многоликие слова» | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
49 | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор | 1 | 0,5 | 0,5 | Теория и упражнения |
50 | Закрепление пройденного материала | 1 | - | 1 | Практические упражнения |
Итого |
- Содержание учебного плана
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В гостях у сказки» 5-6 лет
Месяц | Кол-во | Тема | Цель | Содержание (план) |
Сентябрь | 1 | «Знакомство с театром» | Познакомить с различными видами театра. Развивать память, общение, внимание, наблюдательность, мышление. | 1.Приветствие. 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы). 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
2 | «Визитная карточка» | Знакомить с драматическим театром и масками. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
3 | Этюды «Котята», «Снеговики» | Знакомить с драматическим театром и этюдами | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
4 | «Назови друга ласково» | Знакомить с перчаточной куклой. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Октябрь | 5 | Сказка «день рождения Машеньки» | Знакомить с кукольным театром. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
6 | Театральная игра «Одно и тоже по-разному». | Работа со скороговорками. Театральные игры и этюды. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
7 | «Веселые артисты». | Совершенствовать артистические навыки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
8 | «Попробуем измениться». | Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
9 | Игра «Театральная разминка». | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Ноябрь | 10 | «Давайте поиграем». | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
11 | «Одну простую сказку хотим мы показать». | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
12 | «Постучимся в теремок» | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
13 | "Волк и семеро козлят" | Распределение ролей. Активизировать словарный запас у детей. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Декабрь | 14 | Постановка сказки " Волк и семеро козлят" | Учить детей работать над постановкой музыкальной сказки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
15 | «Играем пальчиками» | Закреплять в речи понятие «пантомима». Учить детей игре-инсценировке с помощью пальчиков. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
16 | «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил». | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
17 | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Январь | 18 | «Учимся говорить по-разному» | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
19 | «Учимся четко говорить» | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Погружение в сказочную ситуацию. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
20 | Дидактическая игра «Придумай рифму» | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Февраль | 21 | «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» | Упражнять в придумывании рифмы к словам. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
22 | «Рассказываем про любимые игры и сказки» | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
23 | «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился» | Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
24 | «Сочиняем новую сказку» | Развивать у детей творческое воображение. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
март | 25 | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
26 | «Наши эмоции» | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
27 | «Изображение различных эмоций». | Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
28 | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса». | Учить распознавать эмоции. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Апрель | 29 | «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья» | Формировать у детей навыки представления о прочитанном. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
30 | «Изобрази настроение». | Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
31 | «Друг всегда, придет на помощь» | Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
32 | «Слава, слава Айболиту, слава всем друзьям!» | Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передовая образы героев. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
33 | «Когда, страшно, видится то, чего и нет» | Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Май | 34 | «Изобрази героя» | Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
35 | «Преодолеем страх» | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
36 | «У страха глаза, велики» | Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
37 | «Если с другом ты поссорился…» | Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Закрепить умение различать и изображать злость. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Июнь | 38 | «Викторина «Мы любим сказки» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
39 | Театральные профессии | Просмотр презентации. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
40 | Театральное искусство России | Знакомить детей с искусством России (фотографии, летописи, видеосюжеты). | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
41 | Воображение и фантазия | Упражнять и развивать воображение у детей. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Июль | 42 | Словесные игры | Учить детей пополнять словарный запас. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
43 | «Двенадцать месяцев» | Знакомить со сценарием сказки в стихах | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
44 | «Шарик» | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
45 | Как вести себя на сцене в маске | Развитие воображения и умения работать в маске. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
46 | Сказка «О рыбаке и рыбке». | Работа над образом сказки. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
Август | 47 | «Сделай сам» | Изготовление масок зверей. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
48 | «Многоликие слова» | Составление небольшого рассказа. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
49 | «Кто быстрее?» | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. | |
50 | Закрепление пройденного материала. | Закрепление пройденного материала. | 1.Приветствие . 2.Теоретическая часть (объяснения хода работы) . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия. |
- Планируемые результаты.
Предметные:
· передавать эмоциональное состояние героя мимикой;
· произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
· выразительно читать стихотворный текст;
· передавать образ героя характерными движениями;
· действовать на сцене в коллективе;
· держаться уверенно перед аудиторией;
· действовать согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
· создавать пластические импровизации под музыку различного характера.
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Метапредметные:
- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Ребёнок должен знать:
- все основные виды театров;
- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- основные жанры театрального искусства;
- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)
Личностные:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
- уметь сочинить рассказ от имени героя;
- уметь составлять диалог между сказочными героями;
- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
7. Календарный учебный график программы
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения |
1. | 5.09.2023 | «Знакомство с театром» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
2. | 12.09.2023 | «Визитная карточка» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
3. | 19.09.2023 | Этюды «Котята», «Снеговики» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
4. | 26.09.2023 | «Назови друга ласково» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
5. | 03.10.2023 | «День рождения Машеньки» | 1 | 15.32-16.32 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
6. | 10.10.2023 | «Одно и тоже по-разному» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
7. | 17.10.2023 | «Веселые артисты» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
8. | 24.10.2023 | «Попробуем измениться» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
9. | 31.10.2023 | «Театральная разминка» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
10. | 07.11.2023 | «Давайте поиграем» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
11. | 14.11.2023 | «Одну простую сказку хотим мы показать» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
12. | 21.11.2023 | «Постучимся в теремок» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
13. | 28.11.2023 | «Волк и семеро козлят» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
14. | 05.12.2023 | Постановка сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
15. | 12.12.2023 | «Играем пальчиками» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
16. | 19.12.2023 | «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
17. | 26.12.2023 | «Косолапый приходил, теремочек развалил» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
18. | 09.01.2024 | «Учимся говорить по-разному» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
19. | 16.01.2024 | «Учимся четко говорить» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
20. | 23.01.2024 | «Придумай рифму» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
21. | 30.01.2024 | «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
22. | 06.02.2024 | «Рассказываем про любимые игры и сказки» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
23. | 13.02.2024 | «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
24. | 20.02.2024 | «Сочиняем новую сказку» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
25. | 27.02.2024 | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
26. | «Наши эмоции» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | ||
27. | 05.03.2024 | «Изображение различных эмоций» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
28. | 12.03.2024 | «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
29. | 19.03.2024 | «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
30. | 26.03.2024 | «Изобрази настроение» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
31. | 02.04.2024 | «Друг всегда, придет на помощь» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
32. | 09.04.2024 | «Слава, слава Айболиту, слава всем друзьям!» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
33. | 16.04.2024 | «Когда, страшно, видится то, чего и нет» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
34. | 23.04.2024 | «Изобрази героя» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
35. | 30.04.2024 | «Преодолеем страх» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
36. | 07.05.2024 | «У страха глаза, велики» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
37. | 14.05.2024 | «Если с другом ты поссорился…» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
38. | 21.05.2024 | «Викторина «Мы любим сказки» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
39. | 28.05.2024 | Театральные профессии | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
40. | 04.06.2024 | Театральное искусство России | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
41. | 11.06.2024 | Воображение и фантазия | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
42. | 18.06.2024 | Словесные игры | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
43. | 25.06.2024 | «Двенадцать месяцев» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
44. | 02.07.2024 | «Шарик» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
45. | 09.07.2024 | Как вести себя на сцене в маске | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
46. | 16.07.2024 | Сказка «О рыбаке и рыбке» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
47. | 23.07.2024 | «Сделай сам» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
48. | 30.07.2024 | «Многоликие слова» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
49. | 06.08.2024 | «Кто быстрее?» | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал | |
50. | 13.08.2024 | Закрепление пройденного материала. | 1 | 15.30-16.30 | Подгрупповая | Музыкальный зал |
8. Раздел программы «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания по программе
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Знакомить с приемами вождения различных кукол (поэтапно). Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения)
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развить у детей: артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Развить интерес к различным видам театра.
Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Речь является полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных играх.
Формы и методы воспитания
Формы занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Организационные условия
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Календарный план воспитательной работы
№ пп | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | Выступление с пальчиковым театром перед воспитанниками ясельной группы | 20.12.2023 | Музыкальный зал | |
2 | Постановка сказки на праздник 8 марта «Гуси-лебеди» | 06.03.2024 | Музыкальный зал | Выступление детей в костюмах |
3 | Изготовление поделки для теневого театра | 13.08.2024 | Музыкальный зал | Поделки |
9. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный зал для занятий отвечает всем требованиям безопасности труда. Поверхность полов гладкая, стулья со спинками.
Перечень оборудования, инструментов, материалов, необходимых для реализации программы:
— Ширма
— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
— Маски-шапочки
— Костюмы или элементы костюмов
— Фонотека с разнообразной музыкой
— Афиши, билеты, программки.
Информационное обеспечение -
- Ноутбук
- Мультимедийная доска
- Ширма
- Костюмы
- Элементы костюмов для создания образов
- Электронные презентации «Правила поведения в театре»
Кадровое обеспечение:
Дополнительную образовательную услугу по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки» оказывает воспитатель Базавлуцкая Анна Сергеевна
10. Формы аттестации:
Дети успешно участвуют в постановке сказок, театра, участвуют в конкурсах.
11. Оценочные материалы:
Диагностика уровней умений и навыков дошкольников театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май.
Методы изучения состояния здоровья дошкольников:
- наблюдение;
- игровые упражнения;
- индивидуальная беседа;
- тестовые задания.
Критерии:
- основы театральной культуры;
- эмоционально-образное развитие;
- навыки кукловождения;
- основы коллективной творческой деятельности;
- музыкальное развитие.
Основы театральной культуры:
Высокий уровень - 3 балла:
- проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности,
- знает правила поведения в театре;
- называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень - 2 балла:
- интересуется театральной деятельностью;
- использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень - 1 балл:
- не проявляет интереса к театральной деятельности;
- затрудняется назвать различные виды театра.
12. Методические материалы:
- Методические разработки занятий
- Учебные и методические пособия
- Фотографии
- Маски
- Перчаточные куклы
- Книги со сказками
- Ширма
- А/записи
- Мягкие игрушки
При проведении занятий учитываются: самостоятельность, активность.
Индивидуальные особенности: особенности памяти, мышления и познавательные интересы. Это позволяет обучающимся более полную информацию о материале с которым работаем. Возбуждает и развивает интерес к занятиям. Развивает у них умственную активность и самостоятельность.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы:
- принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения,
-принцип единства группового и индивидуального обучения;
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям, воспитанников;
-принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
-принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
-принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь. Работа в объединении пронизана атмосферой творчества.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся. Широко используются печатные пособия и демонстрационный стенд (ознакомление с внешним видом изделия, этапы изготовления или проектирования изделия): модели, плакаты; самодельное учебное оборудование: картинки, рисунки, образцы изделий.
Основные формы и методы:
Формы и методы занятий по театрализованной деятельности включают в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Игры драматизации.
- Дидактические игры.
- Пальчиковые игры.
- Рисование, разукрашивание иллюстраций к сказкам.
- Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой».
Формы работы с родителями по организации театрализованной деятельности в ДОУ:
- Информационный уголок.
Консультации для родителей:
- «Что такое домашний театр».
- «Роль театрализованной деятельности развитии детей»
- Папка-передвижка «Домашний театр»
Дидактические материалы
Дидактический материал содержит театрализованные игры для детей дошкольного возраста.
Цель сборника – развитие интереса к театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- способствовать развитию интонационной гибкости и выразительности;
- развивать спонтанное сочинительство и фантазирование;
- развивать и совершенствовать навыки кукловождения;
- совершенствовать умение согласовывать слова и движения.
Театрализованные игры, представленные в сборнике, способствуют развитию фантазирования, поддержанию интереса к театральному искусству, спонтанному эмоционально окрашенному поведению.
Игры можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста, а также они могут быть адаптированы для детей младшего дошкольного возраста.
Игры содержат описание необходимых атрибутов (детские музыкальные инструменты; куклы на руку или бибабо, мягкие игрушки высотой около 20 см и др.), стихотворный текст, варианты применения.
Алгоритм учебного занятия
Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; учить технике вождения верховых кукол;
учить детей соединять движения и слова персонажа;
учить придумывать отдельные действия и сюжеты, маленькие сказки;
учить изготавливать отдельные элементы декораций, костюмов, кукол.
Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий;
совершенствовать умение управлять сложными видами кукол;
учить видоизменять и сочинять собственные сказки;
учить самостоятельно подбирать кукол, костюм, декорации и изготавливать их.
-обогащения (амплификация) театрального опыта: знание детей о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах;
Список литературы:
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
- Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации .М.:2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...