Занятие по сказке-повести Волкова А.М «Волшебник изумрудного города»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ложкина Любовь Вячеславовна

Занятие по сказке-повести Волкова А.М «Волшебник изумрудного города»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razitie_itegrirovannoe_zanyatie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию

Образовательные области: «Речевое развитие»

Тема занятия: чтение сказки-повести Волкова А.М «Волшебник изумрудного города»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: совершенствование умения, понимать идею произведения о дружбе, заботе и помощи другому на примере сказки-повести А.М. Волкова  «Волшебник изумрудного города». В ходе чтения, определять характер и описание поступков героев (Элли, Тотошка, Гингема, Страшила), в процессе беседы по содержанию сказки-повести и дидактической игры «Заполни пустые клетки» на ИКТ оборудовании и изготовление героя Страшилы  в технике «Пластилин графия»

Задачи занятия:

Образовательные:

- упражнять детей определять характер и идею поступков героев (Элли, Тотошка, Гингема, Страшила) и отвечать развернутым ответом

Развивающие:

- развивать умение сравнивать и обсуждать, главных героев сказки – повести «Волшебник изумрудного города»

Воспитательные:

- воспитывать желание проявлять доброжелательность и умение договариваться об очередности в ходе дидактической игры «Заполни пустые клетки» на ИКТ оборудовании

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача:

- развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

- совершенствовать  умения давать героям описательную характеристику в процессе беседы по содержанию сказки-повести и дидактической игры «Заполни пустые клетки»

Игровая задача:

-  распределить иллюстрации героев, заполнив пустые клетки так, чтобы они не повторялись

Игровые правила:

Играют 2 человека,  вставляют недостающие иллюстрации в таблицу, поочередно, не перебивая и не мешая друг другу

Техническая задача:  развивать у детей навык использования приемов (сплющивание, раскатывание, налепливание)

Изобразительная задача: закреплять умение передавать характер и образ  героя «Страшила» в процессе продуктивной деятельности

Словарная работа: хижина, стегнул, визг, прутик

Планируемый результат занятия: понимают идею произведения о дружбе, заботе и помощи другому, на примере сказки-повести А.М. Волкова  «Волшебник изумрудного города». В ходе чтения умеют определять характер и описание поступков героев (Элли, Тотошка, Гингема, Страшила), в процессе беседы по содержанию сказки-повести и дидактической игры «Заполни пустые клетки» на ИКТ оборудовании, и изготовление героя Страшилы  в технике «Пластилин графия. Знают такие приёмы как  (сплющивание, раскатывание, налепливание), а так же умеют их применять.

Подготовительная работа: чтение сказки сказки-повести А.М. Волкова  «Волшебник изумрудного города», рассматривание обложки и иллюстраций героев сказки.

Материалы и оборудование: сказка-повесть А.М. Волкова  «Волшебник изумрудного города», пластилин, стека, доски для лепки.

Содержание деятельности:

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

 

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

- Прием привлечения внимания

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

Покружимся и улыбнемся

И друг другу улыбнемся!

- Показываю обложку книги, проговариваю автора сказки-повести, название, рассказываю краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Высказываю, своё отношение к произведению.

Говорю детям содержание сказки-повести

Приветствуют педагога, встают рядом, отвечают на вопросы, рассматривают обложку сказки-повести,  слушают воспитателя.

Прием привлечения внимания

Художественное слово

Аннотация названия литературного произведения, показ обложки (красочной иллюстрации)  

Озвучивание автора литературного произведения

Высказывание своего отношения 

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме 

 Выдвигаю гипотезу (Смогут ли они найти себе ночлег?) прошу воспитанников дать ответ с помощью блоков Дьенеша.

Предлагаю сесть на стулья, спрашиваю, о том, как нужно правильно сидеть?

 Дети отвечают на проблемный  вопрос воспитателя, ведут диалог. Дают ответ с помощью блоков Дьенеша.

Говорят как правильно нужно сидеть.

Краткая предварительная беседа 

Формулировка проблемного вопроса, гипотезы

Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения с помощью блоков Дьенеша.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Систематизация определенного объема знаний и представлений о сказке-повести А.М. Волкова  «Волшебник изумрудного города»

Напоминаю детям, о правильности осанки.

Читаю отрывок произведения, при встрече незнакомых слов объясняю их детям. Играем в игру: «Закончи фразу»

Провожу беседу по прочитанному фрагменту, спрашиваю о произведении и задаю вопросы, направленные на описание героев сказки.

Выделяем главную мысль произведения.

Динамическая пауза:

Вышла Элли на зарядку

Посмотрела влево, вправо

Раз присела, два привстала

Наклонилась в лево в право

И быстро, быстро побежала!

Слушают отрывок произведения.

        

Активно отвечают на вопросы педагога по прочитанному отрывку, проверяют гипотезу, высказывают какая главная мысль у данного произведения.

Договаривают фразы.

Выполняют динамическую паузу по показу воспитателя.

Объяснение незнакомых слов

Создание спокойной обстановки, вспоминание правил чтения (контроль правильности осанки)

Чтение отрывка произведения

Беседа по содержанию, вопросы, высказывание отношения к прочитанному  Вопросы:

- на характер героев

- на мотивы поведения:

- на формирование представлений  о нравственных категориях (добро, зло, щедрость и др.)

Динамическая пауза

 

Расширяют имеющиеся представления

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Предлагаю детям подойти к нашей смарт доске и выполнить интересное задание.

Спрашиваю воспитанников, как правильно мы работаем со смарт доской?  

Объясняю правила игры «Заполни пустые клетки» Рассказываю, что играем по очереди и никому не мешаем.

Провожу гимнастику для глаз:

Тотошка Элли потерял

Вправо побеждал смотреть,

Слева тоже посмотрел

Верх и вниз он посмотрел

А в середине нашел!

Продуктивная деятельность

Предлагаю воспитанникам посмотреть, чего не хватает у Страшилы, и слепить, у него не хватает волос соломы, шляпы и добрых красивых  больших глаз.

Спрашиваю, как мы правильно пользуемся пластилином. Повторяю, что мы пользуемся стекой, раскатываем между ладонями прямыми и круговыми движениями.

Предлагаю отправить наши работы родителям.

Дети играют на смарт доске. Получают звездочку, кто выполнил быстрее.

Выполняют гимнастику для глаз.

Дидактическая игра

 «Заполни пустые клетки»

Гимнастика для глаз

Продуктивная деятельность 

Овладевают способами решения проблемы кто, играют на смарт доске, выполняют гимнастику для глаз.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

 Подвожу итоги.

О чем бы вы хотели еще раз послушать?

Проверяю осанку.

Прошу ответить на вопросы какую-сказку повесть мы сегодня читали? Правильно ли вы  предполагали, что герои смогут найти себе ночлег?

Кто был  автором сказки-повести?

Узнаю о чем произведение?

Чему оно нас учит?

Узнаю, что получилось лучше всего, а что хуже.

Предлагаю оценить себя веселым или грустным смайликом.

Отвечают на вопросы воспитателя, подводят итоги.

Выборочное чтение

Приемы активизации речи

Какое произведение читали?

Кто автор?

Чему учит?

Какой вопрос стоял?

Подтвердилось ли наше предположение

Оценка деятельности детей (по решению поставленных задач)

Обобщают полученные представления, оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего представления по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»

Сценарий новогоднего представления по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»...

Сценарий новогоднего представления по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»

Сценарий новогоднего представления по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»...

Праздник Чистой речи «Путешествие в Волшебную страну» по сказке Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Цели:Образовательные: Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.Коррекционно-развивающие:·...

План-конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

К 75-летию написания первой книги о приключениях девочки Элли и ее друзей в Волшебной стране, созданной фантазией А.Волкова....

Проект "Литературная игра "Крестики-нолики" по произведению Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Проект создан мной по так любимой детьми сказке. Хотелось бы, чтобы материал оказался полезен коллегам!...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений). Тема: «Поможем Элли вернуться домой». (по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений "Поможем Элли  вернуться домой"...