Проект «Лесные жители»
проект по художественной литературе (средняя группа)

MarinaMikelevich

Проект  «Лесные жители»
Цель: Расширять представления детей о диких животных леса средней полосы России.
Задачи: Познакомить детей с приспособлением животных к среде обитания в разное время года. Дать представление о хищных и растительноядных животных. Показать роль покровительственной окраски в жизни животных. Учить детей выделять и называть части тела животных, выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы); познакомить с некоторыми сведениями об условиях жизни, особенностях поведения (живут в лесу; заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мед). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
Дети должны знать:
Существительные: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, плутовка; логово, берлога, нора, хатка, дупло.
Глаголы: ходить, рычать, прыгать, колоться, притаиться, красться, бродить, загонять, подстерегать, мышковать, строить, запасать, готовиться (к зиме).
Прилагательные: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.
Пальчиковая гимнастика
ЁЖИК
По сухой лесной дорожке — (Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Топ-топ-топ — топочут ножки. (Постукивают кулаками по столу.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки.
БЕЛКА
На сучки, как на гвоздочки, белка вешает грибочки, сушит ягоды рябины, ежевики и малины.
Носит жёлуди, орешки. Разбирает всё без спешки. Вот закончила запас и в дупло скосила глаз.
(На каждую стихотворную строчку поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке.)
Чтобы было в нём тепло, пухом выстлала его. Зиму жить ей поживать, никаких забот не знать.
(Поочерёдные ритмичные удары кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Развивающая среда: Костюмы : мышки, зайца, лисички, волка, медведя. игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), «чудесный мешочек» с угощением для животных, изображения зайца и лисы на листах картона. Картинки с изображением ежейальбомные листы с нарисованным контуром ежа, две кисточки, оборудование для рисования, два образца: на одном только контур ежа, на другом ёжик, нарисованный методом тычка. Картинки диких животных (лиса, заяц, медведь, белка, волк, ёж, лось). План леса с изображением следов животных на каждого ребенка.
Работа с родителями: Чтение художественных произведений. Загадки о диких животных. Изготовление альбома «Как звери приспосабливаются к окружающей среде». Посещение зоопарка, фотовыставка «Мое любимое животное»


Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

Занятие 1 «В мире животных»
Цель:уточнить и расширить знания детей о подготовке диких животных к зиме; Уточнить знание основных признаков осени; Развивать воображение детей, мышление, доказательную речь, умение рассуждать; Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением; Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знание правил друзей. См Приложение
Занятие 2 «Ежи»
Цель: Расширять знания детей о ежах ( питание, повадки, внешний вид, образ жизни). Обогащать словарь детей. Учить рисовать животных с помощью тычка. Формировать умение дополнять рисунок деталями. Развивать креативное мышление детей (путём решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь. См Приложение
Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
Занятие 1 «Дикие животные»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия; имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, внимания и памяти. Воспитание любви и бережного отношения к природе. См Приложение
Занятие 2 «Дикие животные»
Цель:Закрепить знания и представления детей о диких животных и их детёнышах. Формировать умение употреблять существительные в косвенных падежах в беспредложных и предложных конструкциях с простыми предлогами. Развивать связную речь: составление короткого описательного рассказа со зрительной опорой См Приложение
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Рисование
Занятие 1 «Лиса»
Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура; формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы, развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности. См Приложение
Лепка
Занятие 1 «Зайцы на полянке»
Цель: . Развивать умение лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение. Самостоятельно
Аппликация
Занятие 1 «Рукавичка для зверят»
Цель: упражнять в составлении орнамента на вырезанном силуэте.

Рассматривание иллюстраций о животных.
Беседа о бережном отношении к животным нашего края. Беседа о диких животных

  1. Рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных и их детенышах

Наблюдения на прогулке за изменениями, происходящими в природе осенью; рассматривание картинок, беседа на тему «Как животные готовятся к зиме», экологические беседы на тему «Правила поведения в лесу».
Подвижные игры
- «У медведя во бору»
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит и на нас глядит.
Да вдруг как зарычит! И за нами побежит!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
«Веселые зверята» (изображают животных)
Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам. Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кто где живет?» , «Разрезные картинки» , «Невиданное животное».
Сюжетно-ролевые игры
- «В зоопарке»
- «В цирке»

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные и их детеныши».
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
К нам в садик прилетел сегодня шарик, с загадочным конвертом. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Ой, а тут письмо, а оно не простое, с загадками. Давайте отгадаем их.
- Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки (мышь)
- Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
- Что за зверь лесной встал как столбик под сосной и стоит среди травы- уши больше головы? (заяц)
- Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (лиса)
- Скачет зеленая зверушка, не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар и мушка (лягушка)
Из какой сказки эти герои? (Теремок.) Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.
(Воспитатель берет маски и одевает детям) .- Раз – два – три – сказка оживи. Всех ребят в зверят преврати.
Воспитатель:
- Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:
МЫШКА: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить? Воспитатель за теремок.
Пущу, если ты скажешь, где в лесу живет медведь, лиса, белка. Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле.
Вошла мышка и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала:
Лягушка : - Ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
Воспиаттель : Пущу, если ты назовешь детёнышей диких животных. Дети называют: У медведя – медвежата, у волка – волчата, у зайца – зайчата.
Вошла лягушка и стала там жить. Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:
Р: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
Воспитатель: Пущу, если ты назовешь диких животных ласково. Ёж-ежик, заяц- зайчик, лиса-лисонька. Вошёл зайчик и стал там жить. Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает:
Р: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.
Воспитатель: : Пущу, если ты назовешь, чьи это уши, чей хвост, чьи лапы? Уши зайца – заячьи, хвост волка – волчий, лапы - медведя
Вошла лисичка и стала там жить. Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:
Р: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.
Воспитатель : Пущу, если ты посчитаешь детенышей диких животных
1 бельчонок, 2 бельчонка, 5 бельчат. 1 медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат. 1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят.
Вошел волк и стал там жить. Ходил медведь по лесу, топтался и рычал. Хотел он очень меда, а где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал:
Р: - Кто в тереме живет? Пустите меня к себе.
Вошёл медведь в теремок и стал там жить поживать и добра наживать. А теперь мы с вами немного отдохнем.
Физминутка
Ну- ка, дружно все присели, друг на друга поглядели. И похлопали в ладошки: Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
- Что у зайца на макушке? Пляшут весело там ушки. Раз подскок, два подскок – поскакали все в лесок.
Какую сказку мы сегодня показали? О каких животных рассказали? Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали, выполняли задания.
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» (2 вариант)
Орг. момент На мольберте предметные картинки: медведь, лиса, белка, кошка.
– Послушайте и отгадайте загадки.
- Ходит косолапо, а зимой сосёт он лапу. Как вы догадались, что это медведь?
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая. Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
- Скажите, кто лишний среди животных. Объясните, почему. (Лишняя кошка, потому что это домашнее животное, а остальные дикие животные)
- Почему их называют дикими? (Они живут в лесу. О них никто не заботится. Они сами добывают себе пищу)
- Значит, медведь живёт где? (Медведь живёт в лесу) - Лиса живёт где? - Белка живёт где?
- А сейчас вспомним детёнышей диких животных.
На доске картинки с изображением детёнышей диких животных: лисят, бельчат, медвежат, ежат, зайчат, волчат.
- Расскажите, кого узнали, увидели, заметили. (Я узнала лисят. Я увидела бельчат.)
Один ребёнок берёт в руки картинку с лисятами, а другой с картинку с бельчатами. Другие дети составляют предложение.
Дети: - У Лизы лисята, а у Леры бельчата.
Д/И «Кого не стало?» (цель: развитие внимания и зрительной памяти) Дети: - Не стало медведя и лисы.
Осталась картинка с белкой.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:, Ударяют кулачками друг о друга поперемено
Лисичке-сестричке. воробью, синичке, Загибают поочерёдно пальцы, начиная с большого
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Дети: - Не стало лисы и белки. Осталась картинка с медведем.
Логоритмическое упражнение «Мишка»
Мы потопаем, как мишка: Топ-топ-топ!Мы похлопаем, как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп! Лапы вверх мы поднимаем, на другие приседаем.
Дети: - Не стало медведя и белки.
Осталась картинка с лисой. Давайте расскажем о лисе.
Составление рассказа «Лиса» с опорой на картинно-графический план.
Это лиса. Она рыжая, хитрая. У неё острая мордочка, пушистый хвост и четыре лапы. У лисы есть лисята. Лиса с лисятами живёт в норе.
Д\И «Узнай животное» (цель: развитие зрительного восприятия
Узнать по контуру дикое животное и раскрасить соответствующим цветом (медведь, лиса, белка)
Итог: анализ деятельности детей.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Ежи»
Ход занятия.
Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие по рисованию. К нам придёт необычный гость. Я загадаю загадку, а вы угадайте.
- Он живёт в лесу дремучем.Сам он круглый и колючий.Угадайте: это кто же?Ну, конечно, это…(ёжик)
В группу входит ребенок, переодетый в ёжика, на спине у него лежит большое яблоко. Воспитатель предупреждает:
У ежа иголки колки, в руки лучше не бери! Не мешай ему трудиться, только издали смотри!
Педагог предлагает детям спросить у ежа, где он был и куда несёт такое большое яблоко:
- Ёжик серый, куда бегал? - В сад зелёный.
- Что искал? - Яблоко брал.
- Для кого? - Для сына моего.
Ёжики - очень заботливые родители. Они носят на своих иголках еду для своих деток, траву и листья для постели. А если увидят опасность, они сворачиваются клубком, выставляют острые колючки, и никакой зверь им не страшен. Воспитатель говорит ежику, чтобы он не боялся деток, не колол своими колючками, потому что дети добрые и его не обидят. С ежатами в лесу случаются разные истории. Этот ёж рассказал мне одну из таких историй. А вот писатель Е. Чарушин, записал эту историю и назвал её “Ёж”. Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина “Ёж”.???????????????????
Физкультминутка. «Ёж с ежатами»
Под огромною сосной, на полянке на лесной, куча листьев, где лежит, ёж с ежатами бежит
Мы вокруг всё оглядим, на пенёчках посидим. А все дружно спляшем, вот так ручками помашем,
Помахали, покружились и домой заторопились.
После физкультурной минутки, дети садятся на свои места.
Ребята мы с вами отгадывали загадки, слушали рассказ, рассматривали ежа и много узнали о нём.
Чтобы нашему гостю не было скучно, давайте нарисуем ему друзей (ежей). Воспитатель уточняет названия частей тела.
У нас сегодня новая краска - серая! Посмотрите! Она стоит отдельно. Я её сделала, чтобы вы нарисовали иголки ёжику.
Воспитатель предлагает детям сделать несколько пробных тычков на отдельном листе бумаги и начать рисовать тычками по всему контору, а потом внутри его. Тонкой кистью чёрной гуашью рисуем глаза, нос, уши ежа.
Чтобы нашим ёжикам было весело, можно дополнить рисунок: солнышком, облаком, травкой.
После того, как все закончат рисовать, выбираются лучшие работы детей. Давайте покажем нашему ёжику, каких друзей мы ему нарисовали. Рисунки вывешиваем на доску. Дети рассказывают о своих рисунках. Ёжик благодарит добрых деток за их красивые рисунки и угощает их вкусным и полезным яблоком. Воспитатель делит яблоко на всех
Конспект занятия по рисованию «Лиса»
Ход:
Воспитатель вносит в группу сундучок. - Ребята, хотите узнать, кто у меня здесь спрятался?
Проводится игра «Кто лишний?». На фланелеграфе карточки с изображением кошки, собаки, лисы. - Кто лишний и почему?
Лиса, потому что это дикое животное, кошка и собака домашние животные.
Правильно. У меня в сундучке спряталась лисичка. Сейчас мы подойдем к сундучку и выберем лисичку, которая вам понравилась.(в сундучке лежат разные шаблоны лисы: лиса лежит, сидит, стоит). Дети выбирают себе контур и обводят его простым карандашом.
Давайте с вами вспомним потешку, которую мы знаем про лису. (показ иллюстрации)
Знает лисонька - лиса: в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.
Какая у лисы шуба? (пушистая) Каким она цветом? (рыжая или оранжевая )
Воспитатель: Молодцы! Чтобы и у нашей лисички была такая же шубка, предлагаю нарисовать шубку методом тычка. Но сначала мы попробуем сделать это без краски.Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку. Выполнить упражнение – разминку с кисточкой.
Кисточку вот так возьмем - (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)И стучать сейчас начнем.
Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)К голове опять придем. (тычком разукрашиваем голову)
Разукрасим мы тычком ,Нашу лисоньку кругом. (Тычок по всему рисунку)
Еще раз воспитатель показывает и объясняет.  Дети сначала обводят  контур лисички пальцем, затем выполняют тычки  кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру лисы. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и  сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за воспитателем. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками.  Затем произвольными тычками  закрашивать поверхность внутри контура лисы.
Физ.минутка «Лиса»
А в четверг к нам приходила хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)
Показала хвостик рыжий такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)
Посидели, постояли, притаились как лиса, (Приседания) Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)
Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Когда краска высохнет мягкой кистью рисуют глаза ,нос, усики, на лапках коготки и т.д.. В конце занятия подводятся итоги. Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые и рыжие и пушистые у вас получились лисички. Теперь нашим лисичкам будет тепло в зимним лесу.
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» (1 вариант)
Ход: Сегодня к нам в детский сад принесли письмо. Прочитаем? «Ребята детского сада «Гнездышко», спасите меня от лисы!» Как вы думаете, от кого это письмо? Правильно, от зайчика. Поможем зайчику? (поможем!) А где живет заяц? (в лесу)
2.Игра «Кто живет в лесу?»
- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)
3.Артикуляционная гимнастика.
- Давайте изобразим как белка щелкает орешки (упражнение «лошадка»), дятел дерево долбит (упражнение «дятел»),лиса хвостиком виляет (упражнение «часики»),заяц с горочки бежит (упражнение «горка»). Молодцы!
4.Д/и «Угостим животных»
- Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу). Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы) Что любит заяц? (морковь, капусту) Что лиса? (рыбу) Что медведь? (малину, мед) Что белка? (орехи, грибы) Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…» - Я угощу малиной медведя.- Я угощу рыбой лису.- Я угощу яблоком ежа.- Я угощу орехом белку.- Я угощу морковкой зайца.
5.Подвижная игра «Веселые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам. Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы. Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик.
6.Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)
- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют) Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. - Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.
7.Игра «Домик» (изображения зайца и лисы на листе картона)
- Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Вот, оказывается, о чем просил нас зайчик! Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик! (дети выкладывают домик из счетных палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи).
- Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла. Молодцы ребята, спасли зайчика от лисы!
8.Итог: - О каких животных мы говорили? (ответы детей). Давайте назовем их ласково – игра с мячом «Назови ласково»:
Белка – белочка, лиса – лисичка, волк – волчок, заяц – зайчик. Молодцы!
Диалоги (для заучивания)
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.
ЁЖ
— Ёж, ёж, где живёшь? — Я живу в густом лесу!
— Ёж, ёж, что несёшь? — В норку яблоки несу. Буду яблоки делить, своих детушек кормить.
ЛИСИЧКА
Идёт лисичка по мосту, Несёт вязанку хворосту.
—Зачем тебе хворост? —Печь топить. — Зачем печь топить? — Обед варить.
—Зачем обед варить? —Гостей кормить. —А гости кто? —Медведь с женой,
Да ёж, да кот, да мы с тобой.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, закреплять умение говорить полным предложением.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть лес на картинке и найти, кто из зверей в нём спрятался. Воспитательнапоминает детям, что отвечать нужно полным предложением. Например:ТТЯ вижу лису.
«Кого не стало?»
Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением диких животных (7-10), просит детей запомнить. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Дети должны назвать, кого не стало.
«Чей дом?»
Цели: уточнять и обогащать словарь по теме «Жилища диких животных», развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель просит детей закончить предложение, повторить его полностью. К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает... (берлогу). Белка ищет... (дупло). Лиса роет... (нору). Волк устраивает... (логово). Берлога — дом... (медведя). Дупло — дом... (белки). Нора—дом... (лисы). Логово— дом... (волка).
«Угадай кто?»
Цели: обогащать словарь прилагательными. Развивать умение подбирать животное по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?», по теме «Дикие животные».
Он называет характеристику, а дети должны попробовать догадаться, какому животному она соответствует.
большой (кто?)... неуклюжий... маленькая... сильный... пушистая... слабый... колючий... трусливый...могучий... добрая...пятнистый... злой...
длинноногий... быстрый...серый... хитрая... ловкая...
«Хвосты»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?» Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
«Кто живет в лесу?»
- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)
«Угостим животных»
- Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу). Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы) Что любит заяц? (морковь, капусту) Что лиса? (рыбу) Что медведь? (малину, мед) Что белка? (орехи, грибы) Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»
- Я угощу малиной медведя. - Я угощу рыбой лису. - Я угощу яблоком ежа. - Я угощу орехом белку. - Я угощу морковкой зайца
«Назови ласково»: Белка – белочка, лиса – лисичка, волк – волчок, заяц – зайчик.
«Кто лишний?».
На фланелеграфе карточки с изображением кошки, собаки, лисы. - Кто лишний и почему? Лиса, потому что это дикое животное, кошка и собака домашние животные.
ЗАГАДКИ
- Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, а в деревне кур крадет. (Лиса)
- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток — ни одной. (Ёж)
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (Заяц)
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Он рога несет легко, хоть раскинул широко. (Лось)
- День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет. Ходит- бродит он молчком, уши серые торчком. (Волк)
- Сама мала, шубка пышна, в дупле живёт, орехи грызёт. (Белка)
Беседа о животных (по рассказам)
Волк
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят. Звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи —несдобровать овце.
Белка
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему дуплу спешит. Дупло у белки веточками, сучьями выстлано — большое, круглое, а сбоку лазейка. Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся она в дупло, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
Медведь
Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его ж назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕЧСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
«Купание медвежат» В. Бианки
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Вопросы: Чего испугался охотник? Кто вышел на берег лесной реки? Что сделала медведица? Как вели себя медвежата? Как чувствовали себя медвежата после купания? Почему они были довольны? Чем закончился рассказ?
ТЕРЕМОК русская народная сказка
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка! А ты кто? — А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка! — Я, лягушка-квакушка! — А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто? — А я лисичка-сестричка. — Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. — А ты кто? — А я волчок-серый бочок. — Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. — Я, волчок-серый бочок. — А ты кто? — А я медведь косолапый. — Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить. — Да ты нас раздавишь. — Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
КОЛОБОК русская народная сказка
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше! Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел. Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по… А лиса его — ам! И съела!
РУКАВИЧКА украинская народная сказка
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить. А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто? - А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня! - Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто? - А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня! - Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто? -А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня! - Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан: - Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня! Вот беда, всем в рукавичку охота. - Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите! - Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет: - Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня! - Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь! - Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: - Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Инсценирование сказки «Рукавичка» и аппликация на тему.
Ход занятия.
1. Часть занятия. Дети показывают спектакль по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка». Те дети, которые не участвуют в показе сказки сидят на стульчиках (или как вариант могут играть на музыкальных инструментах, соответственно героям сказки вместо самих героев).
Эта сказка-невеличка, про зверей и рукавичку. По лесу старик гулял, рукавичку потерял – рукавичку новую, теплую, пуховую.
Мышка (погремушка)
Я под кустиком сижу и от холода дрожу. Рукавичка – это норка! Побегу я к ней с пригорка –Это норка новая, тёплая, пуховая!
Зайчик (бубен)
Прыгал зайчик вдоль опушки, у него замерзли ушки. И куда теперь мне деться, где несчастному согреться?
Кто внутри – зверёк иль птичка? Есть кто в этой рукавичке?
Мышка Я Мышка - норушка! (звук погремушки) А ты кто? Зайчик Я зайчик - побегайчик! (ударяет в бубен) Пусти меня.
Мышка Нам с тобою места хватит. Мягче здесь, чем на кровати – Рукавичка новая, теплая, пуховая! (играют на муз. инструментах).


 

Лисичка (колокольчик)
Ой, спасите, ой мороз укусил меня за нос, По пятам за мной бежит - хвост от холода дрожит! Отвечайте вы лисичке, кто живёт тут в рукавичке?
Мышка Я Мышка - норушка! (звук погремушки) Зайчик Я зайчик - побегайчик! (ударяет в бубен) А ты кто?
Лисичка Пожалейте вы лисичку и пустите в рукавичку! (колокольчик)
Мышка Нам с тобою места хватит. Мягче здесь, чем на кровати- Рукавичка новая, теплая, пуховая! (играют на муз. инструментах).
Волк (балалайка)
На луну я ночью выл и от холода простыл. Громко серый волк чихает - зуб на зуб не попадает. Эй, честной лесной народ, в рукавичке кто живёт?
Мышка Я Мышка - норушка! (звук погремушки) Зайчик Я зайчик - побегайчик! (ударяет в бубен)
Лисичка Я пушистая Лисичка, в рукавичке всем сестричка! (кол-чик) А ты кто?
Волк Я волчок – серый бочок. Вы меня пустите жить, вас я буду сторожить! (балалайка)
Мышка Нам с тобою места хватит. Мягче здесь, чем на кровати – Рукавичка новая, теплая, пуховая! (играют на муз. инструментах).
Кабан (дудочка)
Хрю! Совсем замерз бочок, мерзнут хвост и пятачок! В рукавичке кто живёт? Кто меня тут в гости ждёт?
Мышка Я Мышка - норушка! (звук погремушки) Зайчик Я зайчик - побегайчик! (ударяет в бубен)
Лисичка Я пушистая Лисичка, в рукавичке всем сестричка! (колокольчик) Волк Я волчок – серый бочок. (балалайка) А ты кто?
Кабан Я кабан – клыкан. (дудочка) Пустите меня.
Мышка Тесно здесь! Ну, просто жуть! Кабан Влезу я уж как-нибудь!
Медведь (барабан)
Мерзнет Мишка косолапый, мерзнет нос и мерзнут лапы. Нету у меня берлоги! Что тут, посреди дороги? Рукавичка подойдет! Кто, скажите, тут живет?
Мышка Я Мышка - норушка! (звук погремушки) Зайчик Я зайчик - побегайчик! (ударяет в бубен)
Лисичка Я пушистая Лисичка, в рукавичке всем сестричка! (колокольчик) Волк Я волчок – серый бочок. (балалайка)
Кабан Я кабан – клыкан. (дудочка) А ты кто?
Медведь Я медведь косолапый. Что-то вас тут многовато, я залезу к вам, ребята?(б )
Лисичка Негде здесь уже чихнуть! (колокольчик)
Медведь Я залезу как-нибудь!(топает ногой, ударяет в барабан).
Ну не надо так сердиться, ведь порвётся рукавица, и замёрзнут все друзья? Медведь А как же я?
Вот тебе подарок новый белый, чистый и пуховый (даю мишке силуэт варежки формат А-2). Нравится? Нет? Грустная и некрасивая рукавичка. Ты хочешь цветную, яркую? Знаю, как тебе помочь. Давай ребят позовём на помощь и они помогут тебе украсить рукавичку красивыми узорами.
2. Часть занятия. Коллективная аппликация. Дети садятся за столы.
Объясняю задание. Приготовленные прямоугольной формы листы бумаги сложить пополам, разрезать по линии сгиба. Получаются квадраты. Сделать несколько заготовок (по 4-6 квадратов). Намазать клеем квадрат с белой стороны, подойти и приклеить на большую варежку, ровно, так чтобы получились разноцветные полоски. Вся рукавичка получается клетчатой, яркой, разноцветной. Любуемся рукавичкой. Подвожу итог. Вот как хорошо и дружно мы все вместе сегодня потрудились: рассказали сказку, послушали, как звучат музыкальные инструменты, поработали ножницами и сотворили красивую рукавичку, а теперь пора убрать свои рабочие места и отдохнуть.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В мире животных»
Ход занятия: Ой, ребята, я сегодня утром посмотрела в окно и такое увидела!
Вы не поверите, там всё перепуталось. Я вам сейчас покажу (показываю картинку «Времена года перепутались»). Посмотрите внимательно. Сейчас какое время года? Да, идут последние осенние дни. Что же тут неправильно изображено? (ответы детей). Да, ребята, осенью никто не будет загорать, почему? Снег у нас на Кольском полуострове выпадает в конце осени, но его ещё не так много, чтобы построить городок.
Давайте, ребята, чтобы мне уж точно не забыть и перепутать всё, я буду называть предметы осени, а вы будете мне их показывать. Листопад. Идёт дождь, мы что одеваем, когда идёт дождь? Собираем грибы, ягоды. Ты какие грибы, ягоды собираешь? Птицы улетают в дальние края, ты какая птица? Молодцы, теперь я точно ничего не перепутаю.
А давайте, ребята, посмотрим телевизор, там сейчас должна идти передача «В мире животных». (Включаем телевизор).
Незнайка: «Здравствуйте, ребята. В эфире «Лесное телевидение». Наконец-то наступили последние деньки осени. Осенью медведь запас в своей норке колоски пшеницы, ржи. Лось нашёл себе место, которое станет берлогой. Стая ежей рыщет в поисках добычи. Заяц поменял себе шубку . Скоро наступит зима. Вот так домашние животные подготовились к зиме. До свидания, ребята, до встречи в передаче «В мире животных».
Какое животное запасает в норке колоски ржи, пшеницы? Что ещё запасают мыши в норке? Зачем они устраивают кладовку? Лось где проводит зиму? Кто устраивают себе берлогу? Почему медведю не холодно там спать? Про каких животных, когда их много, можно сказать стая животных? Какая добыча у волка? Волк – хищник, он охотится на других зверей. Каких ещё хищников вы знаете?
Физ. минутка "Зарядка зверей":
Имитация движений: "Лисица" - высматривает зайца, поворачивает голову вправо-влево; "Медведь" - разминает спину; "Заяц" - разминает задние ноги; "Лось" - поднимает высоко свои длинные ноги, готовится ходить по сугробам.
А давайте с вами сходим в лес, посмотрим, что там происходит, возьмём фотоаппарат. Нужно одеться теплее, погода в конце осени похожа на зимнюю. Мы что одеваем?
Лесовичёк - хозяин леса: "Здравствуйте, ребята, вы знаете правила, как себя нужно вести в лесу? Расскажите мне."
Нельзя: говорить громко,
рвать, ломать растения,
оставлять за собой мусор,
разводить костёр.
"Молодцы, ребята, вам можно проходить в лес."
Ребята, этот лес волшебный, мы как будто увидим зверей. (Проходим). Ой, смотрите, я вижу белку, она выглядывает из дупла и грызёт сушёные грибы. А вы кого видите? Давайте сфотографируем зайца. (Фотографируем). Посмотрите, тут фантики чьи-то валяются, что мы с ними сделаем? Зачем? Нам пора возвращаться домой. До свиданья, Лесовичёк.
Давайте посмотрим, получилась ли у нас фотография зайчика. Ой, а почему зайца так плохо видно? Да, потому что заяц и снег одного цвета, они сливаются друг с другом. Давайте обведём зайчика поярче, чтобы его было лучше видно. Ну, теперь мы точно знаем, какое время года сейчас, как звери подготовились к зиме.
Конспект беседы «Кто в лесу живет?»
Воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу, который на ней изображен, живет много разных животных. Некоторые из них сегодня пришли к ребятам в гости. Показывает мишку, спрашивает, кто это. Предлагает хорошо рассмотреть мишку, сказать, какой он, назвать части тела. Акцентирует внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришел не один, а со своим братом (появляется второй медведь), звери ходили по лесу вместе, искали мед и малину, которые они очень любят, но ничего не нашли и попали в гости к ребятам. Затем воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о медведе с движениями.
Мишка косолапый по лесу идет, Дети выполняют движения
Шишки собирает, песенки поет. в соответствии с текстом
Шишка отскочила прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою «топ».
Далее воспитатель загадывает загадку: «По лесочку прыг-прыг. По травке тык-тык» — и предлагает малышам отгадать, кто еще к ним пришел. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Педагог дает нужные пояснения, затем предлагает угостить зайчика морковкой (зайца сажают за стол). Воспитатель сообщает, что к малышам пришел еще один гость — лисичка. Дети рассматривают игрушку. Педагог предлагает усадить лисичку за стол и угостить медом, морковкой, но лиса отказывается — она это не ест. На прогулке можно организовать игру «У медведя во бору».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лесные жители Сибири" для детей младшей группы

Среднесрочный творческо - исследовательский проект для детей младшей группы. Цель: создание условий для формирования первичных представлений о животных Сибиби и воспитание гуманного отношения к ним....

Творческо-информационный проект "Лесные жители Коми Края" вторая младшая группа

Формирование представлений о диких животных, расширение кругозора детей....

Мини-проект "Лесные жители"

Формировать представления детей о животных (строение, характерные признаки – размер, форма), об особенностях образа жизни ( как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут); способствоват...

Проект « Лесные жители Коми края»

Проект « Лесные жители  Коми края»Авторы проекта: воспитатели      Сергун Мария Михайловна...

Презентация к педагогическому проекту "Лесные жители Коми края"

Актуальность: Дети не в достаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. У ребят появляются  вопросы, на которые мы вместе ищем отв...

Презентация к педагогическому проекту "Лесные жители Коми края"

Актуальность: Дети не в достаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. У ребят появляются  вопросы, на которые мы вместе ищем отв...

Проект: «Лесные жители»

Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу....