Проект "Сказка в гости к нам пришла!"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Федоровская Светлана Александровна

Проект "Сказка в гости к нам пришла!" Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skzka_v_gosti_k_nam_prishla.docx303.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сказка в гости к нам пришла».

средняя группа.

                                                                  Подготовил воспитатель: Федоровская С.А.

2025 г.

Возрастная группа – средняя группа.

Вид проекта: творческо-игровой.

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный, одна неделя.

Актуальность:

Роль сказок в воспитании детей трудно переоценить. Их нашептывает мама малышу на ушко во время засыпания, с помощью сказочных героев дети познают мир и учатся чему-то новому.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. В сказке ребёнок хорошо видит грань между добром и злом. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Проблема: Проведя с детьми беседу, я поняла, что родители редко читают своим детям сказки.

Чтение сказок вытиснилось просмотром мультфильмов. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу.

Мотивация: Желание детей окунуться в мир сказки, желание родителей активно поучаствовать в жизни детей в детском саду.

Цель проекта. Развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы.

Задачи проекта.

Развивать у детей умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять;

развивать связную речь; мышление; внимание; память; воображение.

Воспитывать: отзывчивость и сопереживание; любовь к сказкам; бережное отношение к книгам.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный. В ходе различных бесед, выявили, какие книги есть у ребёнка дома. Какие сказки рассказывают родители дома. Какие сказки ребёнок знает.

Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

Разработали план мероприятий для реализации проекта. Подготовили наглядные пособия для игровой и продуктивной деятельности.

2. Основной этап.

Взаимодействия с детьми.

Чтение русских народных сказок«Лисичка-сестричка и волк»«Маша и медведь»«Теремок»«Рукавичка»«Колобок»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Петушок-золотой гребешок»«Волк и семеро козлят»«Три медведя».

Цель: Знакомить детей с русскими народными сказками. Формировать интерес к книгам, учить сопереживать героям сказки.

 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Цель: сформировать умение детей воспринимать различные образы в сравнении, определять настроение, переданное художником.

 Дидактические игры.

Цель: развивать познавательные и умственные способности.

«Найди ошибки»«Кто лишний?»«Кого не хватает?»

«Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)

«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку»

«Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)

«Узнай по контуру»«Сложи из частей»«Отгадай сказку по отрывку»

Продуктивная деятельность.

Лепка их глины. «Миски для трёх медведей». С последующим нанесением узора.

Цель: Учить детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания глины кругообразными движениями. Наносить узор, используя ватные палочки.

Аппликация «Дом для зверей».

Цель: продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания.

Конструирование. «Теремок», «Дом для медведей».

Цель: Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету. 

Подвижные игры.

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк и семеро козлят», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Теремок».

Театральная деятельность.

Цель: привить детям первичные навыки в области театрального искусства.

Самостоятельный показ детьми сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Взаимодействие с родителями.

1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
2.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
3.Оформление выставки: 
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
Заключительный этап.

Книжная выставка «Любимые сказки».

Развлечение для детей группы с участием родителей. Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Итог проекта.

Проблема и поставленные задачи были успешно решены: дети познакомились с новыми сказками, с удовольствием играли в любимые подвижные игры. В ходе проекта дети обменялись своими любимыми книгами друг с другом. Выразительно научились читать тексты их сказок и драматизировать их, а также сочинять свои сказки на заданную тему.

Используемая литература:

  1. Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. «Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В.
  3. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е.А.
  4. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Первая младшая группа». Голицина Н.С.
  5. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л.В., Чугава Г.И., Югова Л.А.
  6. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.
  7. «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.

https://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/.tmb/thumb_img_56caddb5445c5_resize_900_5000.jpg

                     Консультация для родителей.

             «Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?»

Первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Информацию до ребенка донести намного проще в форме сказок, а не в форме долгих нотаций. Главное – подобрать правильную сказку. Как выбирать сказки для детей? К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего,

необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Читать сказки Братьев Гримм старшему дошкольнику, а

«Курочка ряба» годовалому ребенку. Каждая из них подходит для определенного возраста ребенка. Выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Главное учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать. Вряд ли ребенок испугается «Колобка», несмотря на то, что в конце главного героя съедают. В этом смысле, нужно обязательно учитывать возраст малыша,

выбирая сказку для него. Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество

моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет. Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет).

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова — простыми и понятными.

Деткам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут — потянут; бил, бил-не разбил; катится колобок, катится и т. П.). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил

грамматические формы. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень

понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим

количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. Например: «Курочка Ряба»;

«Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова). Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). Детям от 3 до 4 лет можно читать более сложные произведения, отдавая предпочтение книгам ярким, красочным. Много иллюстраций, большого формата, где главными героями являются животные и люди; сказки в стихах, народные поучительные сказки, которые состоят из более сложных сюжетов и требуют более обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки более длинные. Сказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Например: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова.

«Польза семейного чтения».

Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои. Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное. Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

  1. Виды семейного чтения: Чтение бывает опосредованным, чтением- сотворчеством и самостоятельным. Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: - контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным; - ярко и выразительно подавать материал; - следить за

реакцией ребенка. Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницуначинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и

комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка:

«Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным. Чтение как сотворчество – это чтение, когда на

равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют? - Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше; - Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная; - Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память; - Очень нравится детям игра в

«договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания. Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс

овладения чтением.

  1. Выбор книг для детского чтения. Какие же книги читать? - Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные. - Истории про сказочных животных, про реальных животных. - Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. П. - Про

детей, попавших в сказочный мир. - Про детей в реальной жизни. - Книги познавательного характера, обязательно красочные. - Любимые книги вашего детства. Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок

выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается

наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но

не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом. Небольшие стихи, песенки,

считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные. В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях. Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А.

Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет. Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...