Отчет о выполнении плана работы по самообразованию по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2020-21_uch._g.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о выполнении плана работы по самообразованию
за 2020-2021 учебный год
Съедина Светлана Владимировна
Тема самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Цель: Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Основные задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- изготовить дидактические игры по закреплению детских знаний русских народных и авторских сказок с целью развития у детей воображения, творческих способностей;
- развивать у детей литературную речь, эстетическое сознание, формировать их мировоззрение, пополнять литературный багаж.
- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Предполагаемый результат: Один из главных предполагаемых результатов чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Итоговым мероприятием является олимпиада «Знатоки сказок», проходящая по плану ГБДОУ №11 в конце апреля на базе старших групп. Предварительное соревнование проводилось предварительно внутри группы, разработкой которого я делюсь с коллегами.
Этапы работы над темой самообразования
№ | Направление работы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | 1 Этап. Установочный | Мониторинг детских пристрастий в области видов художественной литературы. Подведение итогов мониторинга, анкетирование родителей на тему приобщения детей к чтению художественной литературы. Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Приобщение детей к чтению» Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Изучение методической литературы по теме: Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» М., 1998. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей» М., «Педагогика» 2016 | Сентябрь Октябрь В течение года Октябрь |
2 | 2 этап. Обучающий. | Изготовление папки-передвижки о истории создания книг «Сказка про книжку». Изучение методической литературы по теме: Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. 3-е М., «Просвещение», 2012. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе» М., «Мозаика-Синтез», 2008 | Ноябрь |
3 | 3 этап теоретический | Отбор литературных художественных произведений для чтения при непрерывной и совместной деятельности с детьми. Изготовление дидактических игр, закрепляющих прочитанные сказочные сюжеты «Собери сказку», «Русские народные сказки», «Логические пары», «Сказочное ассорти». Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Как превратить чтение в удовольствие», «Как учить стихи с детьми» Изучение методической литературы по теме: Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения» М., «Просвещение», 1989 | Декабрь |
4 | 4 этап практический | Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Книги в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Десять правил, как создать домашнюю детскую библиотеку». Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Регулярное заучивание стихов о сезонных явлениях природы и памятных событиях. Чтение и обсуждение русских народных сказок. Чтение сказок А. С. Пушкина. Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. Чтение любимых стихотворений А. Л. Барто и С. Я. Маршака. Чтение и сравнение авторских сказок-приключений шведской писательницы С. Лагерлёф и отечественного детского писателя Н. Носова. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Заучивание стихов к Дню Победы. Выполнение картотеки загадок о героях произведений детской художественной литературы Изготовление демонстрационного материала на тему «Сказочные герои и предметы» Изучение методической литературы по теме: Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» СПб, 1999 | Январь В течение года
Октябрь-ноябрь. Декабрь Январь Февраль
Март Май В течении года Март Март |
5 этап обобщающий | Подготовка к олимпиаде «Знатоки сказок». Подбор вопросов по трем этапам – РНС, авторские сказки зарубежных писателей, сказки русских писателей. Олимпиада «Знатоки сказок» | Апрель |
Литература по теме самообразования | |||
Время Работы с материалами | Название, автор | Источник (Сайт, издательство, Год издания) | Результат |
Октябрь | Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Карпинская Н. С. | «Знакомим дошкольников с литературой» М., 1998 «Художественное слово в воспитании детей» М., «Педагогика», 2016 | Анализ изученной литературы и использование материалов при работе и выполнении консультаций для родителей |
Ноябрь | Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Гербова В. В. | «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. 3-е М., «Просвещение», 2012. «Приобщение детей к художественной литературе» М., «Мозаика-Синтез», 2008 | |
Декабрь | Найденов Б. С. | «Выразительность речи и чтения» М., «Просвещение», 1989 | |
Январь | Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. | «Ребенок и книга» СПб, 1999 |
Олимпиада «Знатоки сказок»
1 этап, разминка, русские народные сказки:
- Из чего был сделан колобок?
Из мяса
Из муки +
Из каши
- Какое яйцо снесла курочка Ряба?
Страусиное
Серебряное
Золотое +
- Чьей дочерью была Царевна-лягушка?
Кощея Бессмертного +
Карабаса-Барабаса
Лешего
- Как зовут главную героиню в сказке «Морозко»?
Аленушка
Настенька +
Марфушенька
- Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
сороки-вороны
гуси-лебеди +
утки-крякушки
- В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
в барашка
в козлёночка +
в ягнёночка
- От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
от злой мачехи +
от бабы Яги
от Змея Горыныча
- Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
петух +
гусь
индюк
- У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
на деревянных
на курьих +
на железных
- Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, ребятушки! Отопритеся, отворитеся…»
«Волк и семеро козлят» +
«Волк и три поросёнка
«Ненасытный Волк»
- У петушка красивый гребешок. Какой он?
бронзовый
серебряный
золотой +
- Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
редиску
редьку
репку +
- В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
вёдра +
кастрюли
чайники
- Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
медведь +
волк
чудо-юдо
- Что посоветовала лиса волку опустить в прорубь, чтобы поймать рыбу?
Лапу
Хвост
Морду
2 этап: продолжаем викторину, зарубежные сказки:
- В кого предложил превратится людоеду кот в сапогах, чтобы разобраться с ним?
В великана
В кошку
В мышку +
- Кто помог Золушке отправиться на бал?
Крёстная +
Сестры
Мачеха
- Кому Красная Шапочка несла через лес пирожки?
Волку
Бабушке +
Маме
- Чем промышлял Дуремар в «Золотом ключике»?
Пиявками +
Водорослями
Кувшинками
- Что велела сделать Снежная королева Кая?
Слепить снежную бабу
Собрать из льдинок слово «Вечность» +
Залить ледяной каток
- Как звали девочку, которая носила бабушке пирожки?
Белая Косыночка
Красная Шапочка +
Синяя Кофточка
- Как звали подружку гномов?
Синеглазка
Белоснежка +
Белоручка
- Друг Винни – Пуха?
Пятачок +
Червячок
Колпачок
- Мальчик с деревянным носом?
Чиполино
Буратино +
Джельсамино
- Что потеряла Золушка на балу?
Туфельку +
Платочек
Кошелек
- Чем отличается девочка Мальвина от всех остальных девочек?
У нее очень красивое платье
У нее волосы голубого цвета +
У нее очень капризный характер
- У кого пропеллер на спине?
У Карлсона
У эльфа
У Змея Горыныча
3 этап, заканчиваем викторину сказками русских авторов – А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Н. Носова и др.:
- Что перво-наперво попросила у Золотой рыбки старуха?
Избу
Карету
Корыто +
- Кто песенки поет и орешки все грызет?
Птичка
Белка +
Девочка
- Сколько богатырей выходило на берег крутой на острове Буяне?
30
20
40
- Лечит он всех зверей?
Ветеринар
Доктор Айболит +
Аптекарь
- Кто пошел на базар и купил самовар?
Хозяйка
Муха – Цокотуха +
Бабушка
- Зверь, который солнце проглотил?
Крокодил +
Медведь
Слон
7. Главная героиня сказки «Федорино горе»?
Тетушка Матрена
бабушка Федора
девочка Алена
8. Доставляет письма в Простоквашино?
Почта России
почтальон Печкин +
электронная почта
- Волшебный цветок, исполняющий желания?
цветик – семицветик +
цветик-разноцветик
аленький цветочек
10. Кто придумал путешествие на воздушном шаре?
Незнайка
Винтик и Шпунтик
Знайка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...
Отчет по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя в подготовительной к школе группе...
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...
План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, ...
План самообразования по теме "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План работы по самообразоанию...