Отчет о выполнении плана работы по самообразованию по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)

Съедина Светлана Владимировна

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2020-21_uch._g.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о выполнении плана работы по самообразованию

за 2020-2021 учебный год

Съедина Светлана Владимировна

Тема самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Цель: Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Основные задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- изготовить дидактические игры по закреплению детских знаний русских народных и авторских сказок с целью развития у детей воображения, творческих способностей;

- развивать у детей литературную речь, эстетическое сознание, формировать их мировоззрение, пополнять литературный багаж.

- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Предполагаемый результат: Один из главных предполагаемых результатов чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

Итоговым мероприятием является олимпиада «Знатоки сказок», проходящая по плану ГБДОУ №11 в конце апреля на базе старших групп. Предварительное соревнование проводилось предварительно внутри группы, разработкой которого я делюсь с коллегами.

Этапы работы над темой самообразования

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

1 Этап. Установочный

Мониторинг детских пристрастий в области видов художественной литературы. Подведение итогов мониторинга, анкетирование родителей на тему приобщения детей к чтению художественной литературы.                      

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Приобщение детей к чтению»

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Изучение методической литературы по теме: Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» М., 1998.                       Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей» М., «Педагогика» 2016

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Октябрь

2

2 этап. Обучающий.

Изготовление папки-передвижки о истории создания книг «Сказка про книжку».                                                

Изучение методической литературы по теме: Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. 3-е  М., «Просвещение», 2012. 

Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе» М., «Мозаика-Синтез», 2008

Ноябрь

3

3 этап теоретический

Отбор литературных художественных произведений для чтения при непрерывной и совместной деятельности с детьми.                              

Изготовление дидактических игр, закрепляющих прочитанные сказочные сюжеты «Собери сказку», «Русские народные сказки», «Логические пары», «Сказочное ассорти».

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Как превратить чтение в удовольствие», «Как учить стихи с детьми»

 Изучение методической литературы по теме: Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения» М., «Просвещение», 1989

Декабрь

4

4 этап практический

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Книги в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки), «Десять правил, как создать домашнюю детскую библиотеку».  

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Регулярное заучивание стихов о сезонных явлениях природы и памятных событиях.              

Чтение и обсуждение русских народных сказок.                                                               

Чтение сказок А. С. Пушкина.                     

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.                                     

Чтение любимых стихотворений                 А. Л. Барто и С. Я. Маршака.                          

Чтение и сравнение авторских сказок-приключений шведской писательницы  С. Лагерлёф и отечественного детского писателя Н. Носова.                                    Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Заучивание стихов к Дню Победы.                                         

Выполнение картотеки загадок о героях произведений детской художественной литературы                                                 

Изготовление демонстрационного материала на тему «Сказочные герои и предметы»  

Изучение методической литературы по теме: Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» СПб, 1999

Январь

                                      В течение года

                                                                     

Октябрь-ноябрь.                                          

              Декабрь

Январь

Февраль

         

Март

Май

В течении года

Март

Март

5 этап обобщающий

Подготовка к олимпиаде «Знатоки сказок». Подбор вопросов по трем этапам – РНС, авторские сказки зарубежных писателей, сказки русских писателей.

Олимпиада «Знатоки сказок»

Апрель

Литература по теме самообразования

Время

Работы с материалами

Название, автор

Источник

(Сайт, издательство,

Год издания)

Результат

Октябрь

Ушакова О. С., Гавриш Н. В.

Карпинская Н. С.

«Знакомим дошкольников с литературой» М., 1998    

                                                                      «Художественное слово в воспитании детей» М., «Педагогика», 2016

Анализ изученной литературы и использование материалов при работе и   выполнении консультаций для родителей

Ноябрь

Боголюбская М. К., Шевченко В. В.

Гербова В. В.

«Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. 3-е  М., «Просвещение», 2012. 

 «Приобщение детей к художественной литературе» М., «Мозаика-Синтез», 2008

Декабрь

Найденов Б. С.

«Выразительность речи и чтения» М., «Просвещение», 1989

Январь

Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И.

«Ребенок и книга» СПб, 1999

Олимпиада «Знатоки сказок»

1 этап, разминка, русские народные сказки:

  1. Из чего был сделан колобок?

Из мяса

Из муки +

Из каши

  1. Какое яйцо снесла курочка Ряба?

Страусиное

Серебряное

Золотое +

  1. Чьей дочерью была Царевна-лягушка?

Кощея Бессмертного +

Карабаса-Барабаса

Лешего

  1. Как зовут главную героиню в сказке «Морозко»?

Аленушка

Настенька +

Марфушенька

  1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
    сороки-вороны
     гуси-лебеди +
    утки-крякушки

  1. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
    в барашка
     в козлёночка +
    в ягнёночка

  1. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
     от злой мачехи +
    от бабы Яги
    от Змея Горыныча

  1. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на   помощь кота?
    петух +
    гусь
    индюк

  1. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
    на деревянных
    на курьих +
    на железных

  1. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, ребятушки! Отопритеся, отворитеся…»
    «Волк и семеро козлят» +
    «Волк и три поросёнка
    «Ненасытный Волк»

  1.  У петушка красивый гребешок. Какой он?
    бронзовый
    серебряный
     золотой +

  1. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
    редиску
    редьку
    репку +

  1. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
     вёдра +
    кастрюли
    чайники

  1. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
     медведь +
    волк
    чудо-юдо

  1. Что посоветовала лиса волку опустить в прорубь, чтобы поймать рыбу?

Лапу
Хвост

Морду

2 этап: продолжаем викторину, зарубежные сказки:

  1. В кого предложил превратится людоеду кот в сапогах, чтобы разобраться с ним?

В великана

В кошку

В мышку +

  1. Кто помог Золушке отправиться на бал?

Крёстная +

Сестры

Мачеха

  1. Кому Красная Шапочка несла через лес пирожки?

Волку

Бабушке +

Маме

  1. Чем промышлял Дуремар в «Золотом ключике»?

Пиявками +

Водорослями

Кувшинками

  1. Что велела сделать Снежная королева Кая?

Слепить снежную бабу

Собрать из льдинок слово «Вечность» +

Залить ледяной каток

  1. Как звали девочку, которая носила бабушке пирожки?

Белая Косыночка

Красная Шапочка +

Синяя Кофточка

  1. Как звали подружку гномов?

Синеглазка

Белоснежка +

Белоручка

  1. Друг Винни – Пуха?

Пятачок +

Червячок

Колпачок

  1. Мальчик с деревянным носом?

Чиполино

Буратино +

Джельсамино

  1. Что потеряла Золушка на балу?

Туфельку +

Платочек

Кошелек

  1. Чем отличается девочка Мальвина от всех остальных девочек?                                            

У нее очень красивое платье

У нее волосы голубого цвета +

У нее очень капризный характер

  1. У кого пропеллер на спине?

У Карлсона

У эльфа

У Змея Горыныча


3 этап, заканчиваем викторину сказками русских авторов –                       А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Н. Носова и др.:

  1. Что перво-наперво попросила у Золотой рыбки старуха?

Избу

Карету

Корыто +

  1. Кто песенки поет и орешки все грызет?

Птичка

Белка +

Девочка

  1. Сколько богатырей выходило на берег крутой на острове Буяне?

30

20

40

  1. Лечит он всех зверей?

Ветеринар

Доктор Айболит +

Аптекарь

  1. Кто пошел на базар и купил самовар?

Хозяйка

Муха – Цокотуха +

Бабушка

  1. Зверь, который солнце проглотил?

Крокодил +

Медведь

Слон

7.  Главная героиня сказки «Федорино горе»?

Тетушка Матрена

бабушка Федора

девочка Алена

8. Доставляет письма в Простоквашино?

Почта России

почтальон Печкин +

электронная почта

  1.  Волшебный цветок, исполняющий желания?

цветик – семицветик +

цветик-разноцветик

аленький цветочек

10. Кто придумал путешествие на воздушном шаре?

Незнайка

Винтик и Шпунтик

Знайка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...

План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, ...