Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.
статья (старшая группа) на тему

 Кобзева Валентина Анатольевна

  В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2018.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2018-2019 год

Воспитатель Кобзева Валентина Анатольевна

Тема: «Художественная литература как средство

всестороннего развития дошкольника»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

  ЦЕЛЬ: 

развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

 ЗАДАЧИ:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ  РЕЗУДБТАТ:

дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Раздел

Сроки

Содержание работы

 

Изучение методичес-

кой литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Работа с детьми

Сентябрь - май

.Проведение тематических бесед.

«Книги разные нужны – книги разные важны»« У моих книг есть свой дом»«Важность книги в жизни человека»

«Какие бывают книги?»

«Что есть в библиотеке»

«Мои любимые сказки»

«Чем отличаются добрые и злые герои сказок»

«Почему нужно беречь книги?»

Сентябрь

Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за книгами.

в течение всего года

Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад»

В течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах

.Проведение словесных дидактических игр по развитию речи«

 Как правильно?»

«Объясни слово»

«Вспомните, кто говорил волшебные фразы»

Угадай, где проза, где стихотворение где загадкагдепословица, где считалочка»

в течение всего года

Развивающие игры  на основе сказочных образов и сюжетов связанных с природой и животными

« Где обедал воробей?»

« Угадай из какой сказки животное»

 « Необычное животное»

в течение всего года

Слушание и пересказ сказок.

в течение всего года

Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки.

Декабрь

Новогодний утренник по сказке «Снежная королева»

Февраль –март -апрель

Разыгрывание сказокс помощью инсценировки разнообразных видов театра.

« Заюшкина избушка» «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Три поросенка»

Ноябрь

Литературная викторина «Угадай сказку»

Октябрь

театр теней «Гуси-лебеди».

Апредб

НОД «Мой любимый сказочный герой»;

Январь

Литературный концерт (чтение детьми стихотворений);

Май

НОД «Обложка для книги сказок»;

в течение всего года

Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов

в течение всего года

Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта.

Апрель

. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки

в течение всего года

Заучивание потешек, загадок…

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование   « Организация домашнего чтения в семье»

Октябрь

Пополнение библиотеки группы.

в течение всего года

Информирование родителей о том, какие произведения входят в круг чтения данного возраста.

Ноябрь - декабрь

Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать домашнее чтение.

Консультации:«Сказка в жизни ребенка»

«как и когда рассказывать сказки»« О чем  и как беседовать с ребенком о прочитанном»

«Личная библиотека вашего ребенка»

в течение всего года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на конкретные важные для той или иной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....

Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ).  Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....

Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы...

Отчёт по самообразованию по теме: «Художественная литература как средство развития речи дошкольника»

Цель и задачи по теме самообразования "Художественная литература как средство развития речи дошкольника" Реализация плана. Итог...