Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.
статья (старшая группа) на тему
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2018.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2018-2019 год
Воспитатель Кобзева Валентина Анатольевна
Тема: «Художественная литература как средство
всестороннего развития дошкольника»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
ЦЕЛЬ:
развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
ЗАДАЧИ:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУДБТАТ:
дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Раздел | Сроки | Содержание работы |
| ||
Изучение методичес- кой литературы | Сентябрь - май | 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. | |||
Работа с детьми | Сентябрь - май | .Проведение тематических бесед. «Книги разные нужны – книги разные важны»« У моих книг есть свой дом»«Важность книги в жизни человека» «Какие бывают книги?» «Что есть в библиотеке» «Мои любимые сказки» «Чем отличаются добрые и злые герои сказок» «Почему нужно беречь книги?» | |||
Сентябрь | Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за книгами. | ||||
в течение всего года | Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад» | ||||
В течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах | .Проведение словесных дидактических игр по развитию речи« Как правильно?» «Объясни слово» «Вспомните, кто говорил волшебные фразы» Угадай, где проза, где стихотворение где загадкагдепословица, где считалочка» | ||||
в течение всего года | Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов связанных с природой и животными « Где обедал воробей?» « Угадай из какой сказки животное» « Необычное животное» | ||||
в течение всего года | Слушание и пересказ сказок. | ||||
в течение всего года | Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки. | ||||
Декабрь | Новогодний утренник по сказке «Снежная королева» | ||||
Февраль –март -апрель | Разыгрывание сказокс помощью инсценировки разнообразных видов театра. « Заюшкина избушка» «Лисичка – сестричка и серый волк» «Три поросенка» | ||||
Ноябрь | Литературная викторина «Угадай сказку» | ||||
Октябрь | театр теней «Гуси-лебеди». | ||||
Апредб | НОД «Мой любимый сказочный герой»; | ||||
Январь | Литературный концерт (чтение детьми стихотворений); | ||||
Май | НОД «Обложка для книги сказок»; | ||||
в течение всего года | Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов | ||||
в течение всего года | Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта. | ||||
Апрель | . Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки | ||||
в течение всего года | Заучивание потешек, загадок… | ||||
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье» | |||
Октябрь | Пополнение библиотеки группы. | ||||
в течение всего года | Информирование родителей о том, какие произведения входят в круг чтения данного возраста. | ||||
Ноябрь - декабрь | Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать домашнее чтение. Консультации:«Сказка в жизни ребенка» «как и когда рассказывать сказки»« О чем и как беседовать с ребенком о прочитанном» «Личная библиотека вашего ребенка» | ||||
в течение всего года | Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на конкретные важные для той или иной семьи. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»
Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...
Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....
Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников.
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице и т.д. ). Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию....
Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы...
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство развития речи дошкольника"
Актуальность темы. Цели и задачи. План работы на год...
Отчёт по самообразованию по теме: «Художественная литература как средство развития речи дошкольника»
Цель и задачи по теме самообразования "Художественная литература как средство развития речи дошкольника" Реализация плана. Итог...