Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение и обыгрывание рассказа Н.И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по чтению художественной литературы «Чтение и обыгрывание рассказа Н.И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_medved_sam_sebya_napugal.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга


 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по чтению художественной литературы

«Чтение и обыгрывание рассказа Н.И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

в старшей группе

                          Воспитатель                                                                                                                  высшей категории                                                                                              

Е.А. Визгалова

Санкт-Петербург

2023

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №12.

Возрастные и индивидуальные особенности детей:

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.

НОД по ЧХЛ «Чтение и обыгрывание рассказа Н.И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» в рамках комплексно-тематической недели «Животные наших лесов и их детёныши».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы обучения: 

словесные: чтение рассказа, объяснение;

наглядные: портрет писателя Н.И. Сладкова, серия картинок к рассказу.

Технологии: личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Планируемый результат: повышение уровня речевой активности, проявление интереса в чтении и театральной деятельности.                                                                                        

Рекомендации по использованию данного конспекта:

Воспитателям, работающим по ФГОС.

Цель: формирование интереса и потребности детей в чтении и театральной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себя напугал»;

- формировать умение слушать и понимать содержание рассказа;

- способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению;

- формировать умение детей отвечать на вопросы;

Развивающие: 
- Развивать у детей диалогическую речь, внимание, память, чувство юмора;

Воспитательные: 

- Воспитывать чуткость к художественному слову.

Оборудование для педагога: магнитафон, аудиозапись и снежок для физкультминутки, портрет поэта Н.И. Сладкова, серия картинок к рассказу.

Оборудование для воспитанников: костюмы для инсценировки рассказа, шишка, ёлка.

Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок животных наших лесов и их детёнышей; беседы; рассматривание игрушек диких животных; слушание песен и стихов, отгадывание загадок о диких животных; Д/и «В мире животных», «Кто чей малыш», «Земля и её жители, лото «Дикие животные»; пальчиковая гимнастика, мимические упражнения; физкультминутка; сюжетно-ролевые игры «Ветеринарная клиника», «Зоопарк», «Лесники».

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрите на гостей, поздоровайтесь скорей.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Правильно. Давайте как медведи пойдём и сядем на стульчики.

Воспитатель: Вспомните, что вы знаете о медведе? Ответы детей.

Воспитатель: Очень много написано сказок, рассказов, стихов о медведе. А гости наши не только хотят послушать рассказ о медведе, а ещё они хотят увидеть какие вы артисты и как вы можете играть роли животных и птиц. Да? Что будем делать? (Нужен текст, костюмы…)

Воспитатель: Дети, я хотела вас сегодня познакомить с рассказом русского писателя Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Текст есть? А вы сможете нам его обыграть? Слушайте внимательно. Педагог читает, дети слушают. 

Воспитатель: Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку.

Упала шишка – угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов вспугнул. 

Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавля на болоте вспугнули – тот закурлыкал.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал,

Тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал.

Одни следы на грязи остались.

Словарная работа. Уточнение значения слов.

Валежина – дерево, упавшее на землю.

Лёжка - место, где лежит, скрывается зверь.

Гущина - густые заросли; чаща.

Дать стрекача - убежать быстро и стремительно.

Тетеревиный - принадлежащий тетереву.

Выводок - детёныши, выведенные одной самкой (птиц, животных) и держащиеся вместе. 

Переполошил - произвести переполох (общая внезапная тревога, испуг)

Вспугнули - заставить подняться с места, удалиться.

Закурлыкать - начать курлыкать (кричать, издавать звуки «курлы»)

Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю. Дети дают полные ответы.

- Кто герои этого текста? (Медведь, белка, заяц, тетеревиный выводок, сойка, сорока, лоси, журавль). 

- Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.) Почему он тёмный?

(Лес тёмный, потому что еловый)

- Что хрустнуло под его лапой? (Под его лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

- Что сделал заяц? (Помчался в гущину. На тетеревиный выводок наскочил. Сойку вспугнул. Заяц затопал по лесу.) Почему мы говорим, что заяц «затопал» по лесу? (Заяц «топает», потому что его задние лапы больше и сильнее передних.)

- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца и подняла крик на весь лес.) Что значит «крик подняла»? (Сорока очень громко стрекочет, и её слышно далеко – на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.) Что значит «кусты ломать»? (У лосей сильные и длинные ноги, а кусты не высокие. Поэтому, когда лоси бегут, они ногами ломают ветки кустов. Бежали не глядя.)

- Кого лоси вспугнули? (Журавля на болоте вспугнули.)

- Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

- Как вы считаете, какая основная мысль этого текста?

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

Физкультминутка «Волшебный снежок».

Воспитатель: Я прочитаю ещё раз рассказ. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

Мимические упражнения «Трусливый зайка», «Испуганная белка», «Медведь», «Хитрая лиса», «Злой волк».

Воспитатель: Сейчас мы попробуем этот рассказ показать.  Я буду в роли автора. А вы героями. Дети, кто желает выступить на сцене? Драматизация сказки детьми с атрибутами.                                                                                                                       Рефлексия                                                                                                                                  Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были настоящими артистами. Вам понравился рассказ Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себя напугал»? Какие чувства вызывает у вас этот рассказ? Рассказ «Как медведь сам себя напугал» весёлый, смешной. Мы смеёмся над медведем, который сам себя испугал. Весёлые произведения дарят нам минуты радости и веселья. Кто много смеётся, тому легче живётся, гласит народная пословица. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? А, что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"

Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....

Конспект занятия по чтению художественной литературы "Чтение произведения В. Бакалдина «Стихи о хлебе».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе. Тема недели   &laq...

Конспект занятия по чтению художественной литературе чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"

Конспект занятия по чтению художественной литературе чтение рассказа Н.Носова "Заплатка"...

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группеТема: «Чтение русской народной сказки «Два Мороза...

Конспект НОД по чтению художественной литературы Чтение произведения А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Конспект НОДпо чтению художественной литературыЧтение произведения А. Иванова«Как неразлучные друзья дорогу переходили»Цель: учить детей внимательно слушать текст.Задачи:Образовательные: з...